БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 329 подписчиков

Свежие комментарии

  • МММ
    РЖД, Почту России - стратегические объекты, Совкомфлот, Россельхозбанк и т.д. сравнить с Мерседесом и Фольксвагеном.Вторая волна коро...
  • Игорь Сипкин
    по моему вопрос решается просто- чтобы не быть бараном, которого стригут банкиры, надо просто покинуть СБЕР, тем боле...Сбер в правительс...
  • Артур Шаяхметов
    оставим, пусть на пенсию валит)))Вторая волна коро...

Собянин следит за тобой: Зачем в метро тысячи камер

Собянин следит за тобой: Зачем в метро тысячи камер

Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва"

Власти Москвы продолжают цифровизацию и намерены посчитать и распознать каждого, кто появится на улицах города и даже в метро, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно. Это шаг вперёд к безопасности или наоборот?

В последние годы много говорится о "камерах Собянина" на улицах Москвы. Действительно, уже сейчас в столице работает более 200 тыс. камер наблюдения от столичной мэрии и по крайней мере 100 тыс. из них оснащены системой распознавания лиц. По заверению московских властей, нужны они для того, чтобы снизить уровень преступности. И вы знаете, это похоже на правду. В прошлом году МВД уже отчиталось в снижении показателя преступности именно за счёт системы распознавания лиц, так что у нас нет оснований сомневаться в эффективности поиска преступников таким способом.

В 2020 году нас ждёт большая неожиданность. Настоящим прорывом должна стать система слежения за пассажирами московского метро с возможностью распознавания лиц. Значение системы сложно переоценить, ведь каждый будет как на ладони: увидят и вычислят абсолютно всех, при этом неважно, преступник человек или нет. На оснащение подвижных составов камерами в рамках цифровизации Москвы снова будут истрачены огромные бюджетные средства.

https://vk.com/video-75679763_456253398

Что же, скажете вы, ничего страшного. Если я не преступник, то и бояться мне нечего. А преступники, находящиеся в розыске, теперь будут опасаться спускаться в метро, что сделает подземку безопаснее. Это тоже верно. Но факт также состоит в том, что система таит в себе множество опасностей, о которых власти Москвы, конечно, нам не говорят. Более того, электронные системы в столичном метро (а также в метро Санкт-Петербурга, Казани и ряда других городов России) уже находятся под контролем офшорной компании.

Новые амбиции ДИТ

Так, 9 июля 2020 года Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы разместил в единой информационной системе в сфере закупок тендер под названием "Выполнение работ по оснащению подвижного состава ГУП "Московский метрополитен" оборудованием видеонаблюдения". Сумма контракта немаленькая – почти 1,4 млрд рублей. А 27 июля тендер был завершён. Что же планируется в этом проекте? По условиям контракта, подрядчик будет обязан установить в вагонах метро Москвы 12,3 тыс. камер видеонаблюдения с расширением картинки до 1080p. Камеры должны появиться в 1538 вагонах, то есть речь идёт о комплекте из восьми камер на один вагон.

В закупку включены 400 серверов с системой распознавания лиц и такое же количество роутеров с поддержкой стандарта четвёртого поколения 4G, а также 1,5 тыс. коммутаторов. Подрядчик будет обязан не только установить это оборудование в вагонах, но и наладить его работу. Срок выполнения – 180 дней (полгода). Это означает, что система должна полноценно начать работать уже к концу 2020 года.

Как ни удивительно, но каждая камера сможет захватывать и распознавать до 15 лиц в секунду. Оператор – просматривать одновременно до четырёх камер одного поезда с разрешением 1080p или до восьми камер с разрешением пониже. У камер также будет система зума, то есть увеличения изображения.

В минувшем году мы экспериментировали с системой распознавания лиц, были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске,

– говорил Сергей Собянин на расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Москве ещё в январе.

Отдельно обращаю внимание, что заказчиком по тендеру выступает ДИТ Москвы – тот самый департамент, который занимался разработкой как системы QR-кодов для цифровых пропусков в период самоизоляции москвичей, так и пресловутым "Социальным мониторингом" – приложением, которое оказалось настоящим издевательством над людьми.

Система камер в метро также станет частью умного города, к которому уже подключены городские камеры. Система уже доказала, что практически безошибочно считывает лица прохожих и сверяет их с базой данных. В 2019 году власти Москвы неоднократно подтверждали, что умный город работает совместно с базой МВД. Что это за система?

метроТурникеты на станции метро "Ботанический сад", оборудованные камерами с системой распознавания лиц. Фото: Мобильный репортёр / АГН "Москва"  

Алгоритмы распознавания лиц на улицах Москвы работают на основе технологии российской компании NtechLab. Для непосвящённых скажу, что это те же самые технологии, которые использовались в популярном у пользователей приложении FindFace. С момента своего появления в 2016 году сервис наделал много шума, так как с его помощью можно было легко найти по фотографии аккаунт любого человека в социальных сетях. К маю 2016 года число пользователей FindFace превысило 1 млн человек.

Но в 2018 году приложение было закрыто, а компания NtechLab объявила, что теперь будет оказывать услуги только государственным органам и бизнесу. В интернете к тому времени развелось большое число шантажистов, которые пользовались FindFace и вымогали деньги у людей, дабы не сообщать их родственникам через соцсети чувствительную информацию (где был, что делал, если этот человек делал "что-то не то"). Фактически это было криминальное применение приложения и системы распознавания. Тут даже не стоит говорить и о других способах нарушения конфиденциальности людей, которые в силу профессиональных обязанностей или по иным причинам должны эту конфиденциальность сохранять.

И в этом состоит первая опасность использования технологии распознавания лиц в метро Москвы. Ведь сейчас у нас нет никаких законов, которые могли бы регулировать доступ и распространение информации, выявленной при помощи системы распознавания лиц. Все мы как бы априори доверяем и операторам, которые будут следить за нами в метро и на улицах, и органам, которые будут распоряжаться этой информацией. Но доверяем ли? Вопрос на самом деле открытый, потому что никаких гарантий, кроме "честного слова", никто не давал, а общество явно не готово однозначно проголосовать за.

Цифровизация метро зависит от офшоров

Вы знали, что за сети Wi-Fi в метро Москвы, Санкт-Петербурга и Казани отвечает офшорная компания? В июле компания-оператор Wi-Fi в метро "МаксимаТелеком" объявила о размещении облигаций на 3 млрд рублей (заявки были собраны 17 июля). В рамках размещения компания раскрыла имена своих владельцев.

Владельцем "Максимы" оказался Сергей Асланян – председатель совета директоров и советник гендиректора компании. Его доля составляет 71% от уставного капитала. Асланян также владеет 54,8% акций кипрского офшора Geromell Trade. А у этого офшора – 51% акций (контрольный пакет) компании "МаксимаТелеком". Вот так.

Владельцем компании "МаксимаТелеком" через офшор Geromeli Trade кроме Асланяна был израильский ресторатор Алеко Крихели. У Крихели в 2013 году было 25%, а доля ещё в 40% офшора принадлежала гражданину Латвии Друвису Мурманису, о чём ранее писал РБК.

Мурманис же до 2014 года входил в совет директоров латвийской железнодорожной компании L-Ekspresis, а до 2011 года доля этой компании принадлежала уроженцу Эстонии и ныне главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Если проследить эти связи, то можно допустить, что "МаксимаТелеком" не так уж случайно выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в том же 2013 году. А ведь затем она занималась этим в Санкт-Петербурге, Казани и даже в столице Индии.

Можно также предположить, что без участия компании "МаксимаТелеком" не обойдётся и установка камер наблюдения в метро Москвы. Почему? Ведь надо поставить не только сами камеры, но и серверное оборудование – роутеры, коммуникаторы. Сервер, как ожидается, будет располагаться в головном вагоне, и сама система наверняка будет передавать данные и через Wi-Fi. Словом, перед нами большая цифровая экосистема.

К "Максиме" у москвичей уже возникали претензии. Компания зарабатывает на рекламе, которую она показывает при подключении к сети МТ_FREE. Компания ещё несколько лет назад стала продавать москвичам тарифы на доступ в интернет без рекламы, а остальным – ограничивать доступ по времени и показывать рекламные ролики.

метро"МаксимаТелеком" выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в 2013 году. Фото: Игорь Иванко / АГН "Москва"  

Некоторые обратили внимание, что "Максима" неожиданно стала подписывать зарегистрированных пассажиров метро на услугу "Как дома", списывая со счёта 1 рубль. При этом люди на услугу вовсе не подписывались. Чтобы отменить подписку, нужно было скачать приложение. Если же нет, с людей списывалась плата уже не 1 рубль, а 199 рублей ежемесячно по тарифу. Только бизнес, ничего личного.

Кому мы доверяем?

Итак, тендер на оснащение поездов камерами разместил ДИТ Москвы. Его глава Эдуард Лысенко в бытность свою ещё выходцем из ярославской IT-сферы успел поработать директором по продажам в российском представительстве американской IT-компании Avaya. То есть человек занимался продажей в России американских технологий – это была его работа. Как известно, работа в такой должности – это связи, знакомства, контракты с американскими поставщиками и так далее.

Нам пока не рассказывают, где будут храниться данные о распознанных лицах пассажиров метро. Либо это будет Big Data умного города в ДИТ, либо – в МВД. Кто будут те люди, которые станут работать с системой? И понимают ли вообще власти Москвы, что этим людям будет доверено очень многое?

Чиновники ошибочно думают, что это они приобретают эту власть. Это ерунда. Представьте себе чиновника уровня мэрии, ведомства или региона. Он думает: "Круто, можно собирать данные про всех. А вот интересно, такую штуку можно вычислить? И про Ивана Петровича, который меня давно интересует, и вообще про всех? Надо позвать айтишника". Зовёт он своего подчинённого, министра по информационным технологиям региона, а тот уже зовёт разработчика, чтобы из первых уст,

– обрисовал Царьграду эту ситуацию один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов.

По его мнению, опасность состоит в том, что айтишники, непосредственно работающие с такими базами данных, – это не сотрудники органов, находящиеся под подпиской. Если это корпоративные сотрудники (допустим, чего-то вроде "Максимы"), то теоретически им никто не мешает выполнять "заказы" со стороны по слежке за людьми или продавать третьим лицам доступ к базе. Естественно, это было бы преступлением, однако, повторюсь, сейчас у нас нет законов, которые бы защищали распознанные видеообразы человека. Ну а власть над системами сосредоточена в руках разработчиков и операторов систем видеонаблюдения и распознавания.

потокКомплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД. Фото: АГН "Москва"    

"То есть решать будет некий человек с техническим образованием, с часто довольно низкими моральными качествами, условный хипстер с низкой лояльностью к стране или просто с низкой лояльностью к гражданам. И он получает доступ к таким интимным вещам", – пояснил Ашманов.

Когда появилась система "Поток", позволяющая распознать в потоке машин госномер и передавать его с камеры на камеру, то верхние и средние чины МВД начали с азартом следить за собственными жёнами – куда они ездят. Возможность есть, запрещать никто не запрещает. Интерес большой,

– провёл аналогию специалист.

На мой взгляд, получается любопытная вилка. С одной стороны, системы слежения и распознавания лиц – это про безопасность, про борьбу с преступностью и терроризмом. И это действительно важно. А с другой – под ударом оказываются рядовые граждане, которые вовсе никакие не преступники, но их так же будут распознавать и вносить в базу.

Наконец, опыт принятия закона о едином цифровом регистре граждан сразу в трёх чтениях, без общественного обсуждения, – это лишнее подтверждение того, как подобные вещи делаются без спроса людей и без гарантий, что базы данных будут находиться строго в России, а сбор сведений будут производить только российские компании и с использованием только российского оборудования. Это и вызывает наибольшую тревогу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх