БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Павел К
    Ну а тебе-то, Макрон подает? И по усам течет? :)Почему Россия не ...
  • Павел К
    Потому что вляпались в ВТО, по советам дерьмократов. А вылезать всегда труднее.Почему Россия не ...
  • Евгений Измайлов
    ЕЩЕ РАЗ СТАНОВИТСЯ ГРУСТНО ОТ ТОГО, ЧТО У РОССИИ НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ИСТОРИЯ. Стояние на Угре произошло уже после распада...Против кого мы ст...

Безэкипажный катер для ВМС НОАК

Безэкипажный катер для ВМС НОАК

Перспективный китайский БЭК на ходовых испытаниях

Китайская промышленность старается не отставать от зарубежных коллег и осваивает новые для себя направления. Стало известно о существовании собственного китайского проекта безэкипажного катера для решения тех или иных задач. Более того, опытное изделие этого типа уже вышло на ходовые испытания.

По неофициальным данным…


О существовании безэкипажного катера (БЭК) разработки КНР стало известно буквально на днях. В китайской блогосфере разошлась пока единственная фотография, сделанная в акватории вблизи одного из судостроительных предприятий провинции Цзянси. На фоне берега запечатлели катер характерного вида с бортовым номером «6081» и людьми на борту.

Как сообщают неофициальные источники, на испытания выведен БЭК, предназначенный для использования в противолодочной обороне. Другие сведения пока отсутствуют. Кроме того, официальные лица хранят молчание и никак не комментируют появление нового катера – несмотря на интерес внутри страны и за рубежом.

Китайский тримаран


Единственная известная фотография позволяет рассмотреть общую архитектуру китайского БЭК. Изделие построено по схеме тримарана с основным корпусом большого удлинения и парой аутригеров, сдвинутых к корме.
Корпус имеет мореходные обводы и заваленный назад форштевень.

Носовая часть катера оформлена в виде палубы с легким ограждением. За ней находится надстройка, занимающая всю ширину корпуса. Надстройка имеет характерную граненую форму и переменную высоту. На надстройке смонтирован конический кожух радиотехнических систем. Судя по габаритам и наличию остекления, катер является опционально пилотируемым. Позади надстройки находится еще одна палуба, вероятно, с возможностью установки дополнительного оборудования.

По разным оценкам, длина китайского БЭК достигает 38-40 м. Ширина, осадка и водоизмещение неизвестны. Также остаются тайной площадь и объемы под установку дополнительного оборудования и его допустимая масса.

Тримаран «6081» оснащен дизельной энергетической установкой с охлаждением забортной водой. Гребной винт либо водомет, по оценкам, может разгонять катер до 25-27 узлов. Дальность хода и автономность не установлены.

Катер должен иметь автопилот и средства навигации, способные обеспечивать длительную самостоятельную работу в открытом море. Также необходимы средства связи и управления для передачи данных и полноценного взаимодействия с оператором, штабами и другими боевыми единицами флота.

Безэкипажный катер для ВМС НОАК

ACTUV Sea Hunter - американский катер ПЛО

Согласно распространенным версиям, китайский БЭК предназначается для использования в комплексной системе ПЛО и потому получает необходимое оборудование. Для поиска и сопровождения подлодок и обнаружения морских мин катеру требуются гидроакустические средства, включенные в общий комплекс бортовой автоматики. Естественно, точный состав и характеристики ГАС неизвестны. Целевое оборудование должно быть связано с приборами связи для выдачи данных и целеуказания разным потребителям.

Зарубежный аналог


Внешне, по своей архитектуре и по предполагаемому назначению новый китайский БЭК напоминает одну из последних американских разработок США. С 2016 г. агентство DARPA и ВМС проводили испытания перспективного безэкипажного катера ПЛО под обозначением ACTUV Sea Hunter. К настоящему времени катер поступил в опытную эксплуатацию и регулярно привлекается к различным учебным и тестовым мероприятиям.

Американский Sea Hunter представляет собой тримаран с крупным основным корпусом и двумя небольшими аутригерами. Полное водоизмещение катера достигает 140 т. Длина – 40 м, ширина с учетом боковых корпусов – более 12 м. Использован корпус с высокими мореходными и маневренными характеристиками. На время испытаний БЭК получил полноценную рубку для размещения экипажа и специальной аппаратуры.

Катер оснащен двухвальной энергоустановкой на основе пары дизельных двигателей. Максимальная скорость заявлена на уровне 27 узлов, а дальность определена в 10 тыс. морских миль. Автономность, в зависимости от выполняемой задачи – 30-90 суток. Важной особенностью БЭК является низкая стоимость эксплуатации. Сутки работы такого катера стоят не более 20 тыс. долл., тогда как полноразмерный корабль LCS с теми же функциями требует 700 тысяч.

По открытым данным, Sea Hunter оснащается ГАС Raytheon MS3, антенное устройство которой помещено в выдвижной подкильной гондоле, а также магнитометрической аппаратурой. Бортовое оборудование способно самостоятельно анализировать данные с приборов наблюдения и опознавать обнаруженный объект. Для этого в памяти бортового компьютера имеются сигнатуры различных подлодок, безэкипажных аппаратов и других возможных целей.

Данные о подводной обстановке в режиме реального времени передаются патрульным самолетам или беспилотникам либо в береговой центр управления. Sea Hunter не имеет никакого вооружения. Катер отвечает только за обнаружение и выдачу целеуказания другим участникам системы противолодочной обороны.

В основе проекта ACTUV лежит идея строительства и развертывания множества БЭК по типу Sea Hunter, способных вместе следить за крупными районами Мирового океана. Применение большого числа безэкипажных катеров должно расширять возможности ПЛО при одновременном сокращении затрат на строительство и эксплуатацию. С точки зрения экономики флот БЭК с поддержкой БПЛА оказывается более выгодным, чем группировка кораблей и патрульных самолетов с теми же возможностями.

Противолодочные перспективы


Предполагается, что новый китайский прототип относится к классу БЭК. Если это так, то есть основания для весьма интересных выводов. Получается, что КНР занимается новым для себя направлением в контексте развития военно-морских сил. Более того, к настоящему времени перспективный проект доведен до стадии ходовых испытаний опытного образца.

Безэкипажный катер для ВМС НОАК

Принцип работы катера ACTUV

В ближайшее время китайские специалисты должны завершить отработку безэкипажной платформы «6081», после чего могут стартовать испытания и доводка целевого оснащения, предположительно для поиска подлодок. Как долго продлятся эти мероприятия, и к каким результатам приведут – неизвестно.

Впрочем, уже сейчас можно делать прогнозы на будущее. При успешном завершении опытно-конструкторской стадии новый китайский БЭК получит рекомендацию к серийному производству и постановке на вооружение военно-морских сил НОАК.

Последствия такого развития событий очевидны. Весьма вероятно, что Китай сможет наладить массовое производство новой техники и за несколько лет создать достаточно крупный флот БЭК. С его помощью можно будет дополнить традиционные средства противолодочной обороны, а затем и расширить ее возможности.

Смешанная флотилия кораблей и катеров способна более плотно закрывать заданный район и быстрее находить подводные объекты. Боевые возможности при этом не теряются. Вероятно, БЭК смогут работать на большом удалении от портов, в т.ч. за пределами зоны ответственности базовой патрульной авиации. Нельзя исключать, что при помощи перспективных катеров ВМС НОАК смогут осуществлять поисковую деятельность едва ли не по всему Тихому океану и в ближайших регионах.

Очевидный результат


Следует отметить, что на данный момент с уверенностью можно говорить только о наличии катера с номером «6081». Предназначение этого изделия пока неизвестно, а все данные на этот счет основываются только на предположениях и оценках. Впрочем, именно такие предположения являются наиболее правдоподобными и вероятными. Когда появится официальная информация о проекте – если ее вообще раскроют – неизвестно.

Однако очевидно, что Китай, стремящийся к региональному и мировому лидерству в военно-технической сфере, рано или поздно начал бы изучение тематики безэкипажных катеров. Похоже, что эти процессы уже начались и уже дали первые результаты. На завершение работ и получение практически применимой техники может уйти несколько лет, и после этого ВМС НОАК сможет похвастать принципиально новыми образцами.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Weibo.com, US Navy, DARPA
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх