БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 348 подписчиков

Свежие комментарии

  • А Кудасов
    Голикова эту оптимизацию под руководством известно кого затеяла и вместо наказания и отстранения, она же их как бы ус...Всем молчать: Поч...
  • Сергей Сидоров
    Молодцы. Однако фамилии 4 павшых на колени надо знать всем.Британские СМИ ус...
  • Валентин Сергеевич Сыропятов
    Пора к стенке ставить........Кудрин хочет влож...

Из бумажных тигров в помойные шавки

Из бумажных тигров в помойные шавки

Начну с того, что легенду о «прибалтийских тиграх» создал вожделенный Запад. Напомню читателям, что он не признавал прибалтийские республики частью СССР и постоянно подогревал местные сепаратистские настроения лживыми россказнями и баснями, изрыгаемыми Радио Свобода. Основным посылом этих пропагандистских баек было то, что экономики Эстонии, Латвии и Литвы являются передовыми по сравнению с другими регионами СССР, более «цивилизованными», да и вообще представляют собой локомотивы для всего отсталого совка. А малым народам становится до того приятно, что большие западные дяди и тети называют их великими, что они сами начинают верить в свое собственное несуществующее величие.

Именно это и произошло с прибалтами, они свято уверовали в то, что они умнее и трудолюбивее русских, и что их регионы являются экономическими и технологическими драйверами всего СССР, что без них Союз вообще бы давно загнулся, а значит, что отдельно от русских они будут жить еще лучше и богаче. При этом догадаться сравнить свой экономический и технологический уровень хотя бы с регионами Урала и Сибири (о технологически развитом Подмосковье вообще молчу) они не догадались. Вспоминать же о том, что это русские вынули их из нищеты, отсталости и забитости, научили мыть руки и производить промышленную продукцию, построив им все их замечательные предприятия, прибалты явно не хотели.

Чтобы продемонстрировать остроту и накал ненависти по отношению к русским, опишу случай, произошедший с моим отцом. Младший брат моего отца, мой дядя, служил в Эстонии в спортроте. Отец, тогда заканчивавший институт, поехал его навестить в часть. Приехав на место, мой отец от дяди с удивлением узнал, что командование в увольнительные солдат срочной службы временно не отпускает, так как эстонская молодежь на прошлых выходных, выкрикивая оскорбляющие русских речевки, так сильно избила на пляже нескольких безоружных солдатиков, что двое из них скончались в медсанбате. И это, для эмо-либералов будет сказано, не времена голодной перестройки, это 1975 год, когда в СССР росла экономика, не было никаких долгов, а сам Союз производил 22 процента мирового ВВП и находился в трех годах от пика своего экономического могущества.

И вот прибалты обрели долгожданную независимость. Как же они ею распорядились? Может, начался бурный производственный рост? Как бы не так. Позорный развал передовых предприятий Прибалтики лишь доказывает то, что не они эти заводы строили и явно не они обеспечивали проектную и технологическую базу для производства прибалтийских товаров. Разберем несколько знаковых примеров.

Первый ― завод RVR, Рижский вагоностроительный завод. Основан был при царизме, в 1895 году, проклятыми русскими имперцами при участии цивилизованных немцев. После революции переехал в глубь России, а вместо вагонов латыши по лицензии, подчеркиваю, «для монтажа», полученной от американской Ford Motor Company, пытались собирать копии американского народного автомобиля из американских же комплектующих. После победы над немцами проклятые Советы вновь перенесли завод на территорию Латвии, и с 1949 года этот завод стал одним из крупнейших производителей локомотивов, трамвайных вагонов и холодильного оборудования для поездов на территории СССР. После развала Союза эффективные менеджеры с Запада, которых пригласило латышское правительство, запретили руководству завода производить локомотивы и велели брать у России только подряды на ремонт существующих локомотивов и вагонов.

Стесняюсь спросить, вам это нынешнюю Украину не напоминает, где эффективные менеджеры от Запада еще до Майдана тормозили всяческое сотрудничество с россиянами и китайцами? Естественно, после «победы революции гидности» уже сам бог велел рвать отношения с Россией.

Необходимо подчеркнуть, что процесс развала предприятий, инициируемый Западом с помощью своих советников и местных ручных миньонов в бывших советских республиках, начался сразу же после развала СССР. Россия не растерялась и развернула производство локомотивов в Торжке и Орехово-Зуево, но это латышей ничему не научило. К 2003 году они постарались минимизировать сотрудничество с Россией и в плане ремонтных работ, чего и достигли: Россия даже старые локомотивы RVR стала ремонтировать преимущественно на своих предприятиях.

Вторым знаковым предприятием является VEF, тоже располагавшееся в Риге и тоже основанное на базе российского имперского предприятия «Унион», которое до революции производило электротехническое оборудование и электроприборы и имело штаб-квартиру в Санкт-Петербурге. У меня в детстве был замечательный магнитофон VEF, а вообще это предприятие производило широкий спектр электротехнических товаров для нужд советских семей. После обретения Латвией независимости западные советники порекомендовали тогдашнему латвийскому правительству закупать в рамках государственных закупок продукцию компаний Philips и Ericsson, что явилось холодным душем для руководства завода, которое рассчитывало, что правительственные заказы дадут необходимый финансовый ресурс на заре новой экономической реальности. Ситуацию временно спасли заказы из России и стран СНГ, где правительственные учреждения все еще заказывали у латышей некоторое количество телефонов для своих ведомств. Но усилиями менеджеров и западных советников этот канал тоже был перекрыт к 1996 году, и в 1999-м завод благополучно прекратил свое существование, выкинув на улицу около 4500 непосредственно работников завода и около 1500 работников смежных предприятий.

Третьим примером является завод RAF, производивший микроавтобусы для нужд Минздрава и МВД всего Советского Союза. Создали его «красные» на основе Рижского авторемзавода № 2 в 1949 году, производственной и проектной базой с «демократической» Ригой по приказу кровавого Кремля поделился авторитарный Ульяновск. После развала СССР продукция завода не выдержала конкуренции с российской нижегородской маркой «Газель», и завод в 1996 году попытался войти в состав концерна «ГАЗ», чтобы не потерять российский рынок. Эта «антидемократическая» идея сразу же была заблокирована правительством Латвии. В итоге в 1997 году завод прекратил свое существование, но в 2018 году гордые латыши объявили о возрождении гордости своего автопрома. Правда, в 2019 году стало известно, что ничего производить они не будут, а будут собирать «Газель NEXT» из российских комплектующих. Такая вот пэрэмога.

И подобных примеров множество, можно диссертацию писать. В Литве это Игналинская АЭС, заводы по производству минеральных удобрений всесоюзного значения в Йонаве, крупные кирпичные заводы в Вильнюсе и так далее. В Эстонии это Таллинский машиностроительный завод (тоже основанный проклятыми русскими имперцами), Таллинский электротехнический завод (снова основанный русскими имперцами), Кохтла-Ярвенский газосланцевый комбинат (первый в мире, тоже основанный «красными» на основе проектных изысканий московских и сибирских КБ) и многие другие предприятия.

Еще одним экономическим ударом для свободолюбивых прибалтийских демократов явилось вступление их стран в Евросоюз, и это не только история про Игналинскую АЭС. Евробюрократы сразу объяснили прибалтам, что ловить рыбу, консервировать и продавать ее другим странам могут «не только лишь все». До сведения эстонцев и латышей было доведено, что в Евросоюзе на вылов, консервацию и продажу рыбы существуют квоты, основная часть которых отходит скандинавам и монархо-демократическим бриттам. Такая вот евроспециализация. Гордые прибалты, подняв знамя Евросоюза, принялись квотировать свое рыболовство, в результате чего на момент 2011 года (на сегодня данных нет) из мощного прибалтийского рыболовецкого флота в строю осталось лишь 9 процентов судов, а относительно крупных рыбоконсервных (бывших рыбколхозов) предприятий ― всего три: два в Латвии, один в Эстонии. А ведь было около тридцати. Но на этом злоключения прибалтийского рыбохозяйственного комплекса не закончились. В 2014 году Россия разработала, а в 2015 ввела контрсанкции против пищевой продукции стран Евросоюза, в результате чего не только на отечественных, но и на эстонских, латвийских и литовских прилавках появились шпроты российского производства, наделав немало шума в местных социальных сетях.

Также надо отметить, что в советских прибалтийских республиках была развита и текстильная промышленность. А теперь что? Теперь на центральных улицах в огромных магазинах продают европейский секонд-хенд. Присутствуют и магазины по продаже европейских подержанных смартфонов, а также комплектующих для системных блоков: видеокарт, жестких дисков, накопителей, карт оперативной памяти и прочего. Такие магазинчики и в России есть тоже, но это вещи, которые ранее принадлежали российским же гражданам, а в прибалтийские вымираты европейский секонд-хенд завозится на целевой импортной основе, являясь важнейшим базисом удовлетворения внутреннего спроса граждан Эстонии, Латвии и Литвы. И это творится в странах, ранее производивших почти весь спектр электротехнических товаров!

Не лучше ситуация и с транзитом грузов через железнодорожную сеть и морские порты прибалтов. Если взять данные на сегодняшний момент, то за первый квартал (январь ― апрель) 2020 года грузооборот Лиепайского порта сократился почти на 23 процента (Вентспилсского порта — на 41 процент, Рижского порта — на 24 процента). По сведениям руководства портов, это связно с сокращением транзита из России. А от пиковых значений общие потери латвийских портов составляют больше 50 процентов, ведь в середине нулевых Российская Федерация начала реконструкцию своих балтийских портов, не желая больше быть экономическим заложником русофобской политики. Грузовой порт Таллинна потерял больше трети от пиковых показателей, скатившись от 31 миллиона тонн к 19.

Идем дальше. В марте 2020-го руководство Латвийских железных дорог свернуло программу электрификации крупных ж/д объектов из-за падения объемов транзита грузов, который составляет более 15 процентов в год за последние три года. У эстонцев и литовцев ситуация намного хуже: за годы независимости они разобрали огромное количество полотна на «неперспективных маршрутах», а в начале 2010 года Эстония и Литва начали закупать американские тепловозы и перепрофилировать под них железнодорожные станции. Подержанный советский локомотивный парк либо порезали, либо продали украинцам и азербайджанцам. Огромную надежду до 2019 года прибалты возлагали на проект Rail Baltica, главным образом оттого, что Евросоюз намеревался его частично профинансировать. Но в 2020 году на этот проект в адрес Литвы было выделено всего 29 миллионов евро вместо запрашиваемых 236, а европейские чиновники из Брюсселя, к большому сожалению и неудовольствию прибалтов, в общем расценивают проект как сомнительный и рекомендуют его сворачивание.

А существовали ли на самом деле прибалтийские тигры? Воспользуемся данными ИМЭМО РАН, которые, кстати, признают ООН, ВТО и Всемирный банк. На момент 1990 года ВВП Эстонии (Запад всегда давал данные отдельно от СССР, не признавая прибалтийские республики его составной частью) достигал 15 миллиардов долларов, в свою очередь Эстония находилась на 46 месте в мире по уровню ВВП на душу населения. ВВП Латвии достигал 21 миллиарда долларов, уровень ВВП на душу населения находился на 40-м месте. ВВП Литвы в том же 1990 году преодолел планку в 34 миллиарда долларов и находился на 39 месте по уровню ВВП на душу населения. А теперь рассмотрим одну весьма и весьма интересную таблицу.

Из бумажных тигров в помойные шавки

Это не российская пропаганда, это данные Всемирного банка, которые признает и ИМЭМО РАН. Из этой таблички отлично видно, кто больше всего производил, а кто потреблял. ВВП СССР был по размеру вторым, а ВВП РСФСР четвертым в мире, уступая лишь США, Японии и Германии. Это сказал не русский пропагандист, а Всемирный банк. Чтобы убедиться, полюбуйтесь на еще одну таблицу.

Из бумажных тигров в помойные шавки

Сравните объемы экономик (таблица № 2) и внутреннее производство потребление (таблица № 1). Это благодаря внутреннему потреблению, которое было гораздо выше производства, уровень ВВП на душу населения в прибалтийских республиках был выше уровня РСФСР, который занял лишь пятьдесят четвертое место в мире (в некоторых данных 57-е). А как же легенда о прибалтийских тиграх, дотирующих экономику отставшего совка и являющихся несомненными локомотивами? Локомотивы были, да не те. Локомотивами были РСФСР и Белоруссия, остальных приходилось дотировать, вот тебе и крах всех западных баек.

А, может, с обретением независимости ситуация в бывших прибалтийских странах улучшилась? ВВП Эстонии вырос больше чем в два раза и составляет на сегодняшний день 31 миллиард долларов, из которых 69 процентов ― сфера услуг. Внешний долг при этом составляет 19 миллиардов долларов, доходы бюджета примерно 10 миллиардов долларов. ВВП Латвии вырос больше чем на половину и по номиналу составляет почти тридцать пять миллиардов долларов, внешний долг равен 40 миллиардам долларов, а бюджет равен примерно 12 миллиардам. Основу экономики составляет сектор услуг (в основном транзит грузов) и сельское хозяйство. ВВП Литвы составляет 60 миллиардов долларов, он также вырос больше чем на половину. Внешний долг Литвы составляет 34 миллиарда долларов, а доходы бюджета составляют 22 миллиарда долларов. Основной сегмент экономики представлен также сферой услуг ― 68 процентов.

Теперь вы примерно представляете себе степень зависимости экономик «балтийских тигров» от оказания услуг иностранным производителям по обслуживанию их экспортных потоков, которые запросто могут быть переориентированы в течение каких-то пяти лет. Я ни в коем случае не собираюсь информационно обрушивать размер их экономик и искусственно уменьшать размер ВВП прибалтийских республик, нет, напротив, отмечу, что они перемещают огромное количество грузов. ЧУЖИХ грузов. Их экономика зависима и ущербна оттого, что пропорциональное увеличение перемещаемых грузов не гарантирует увеличение количества рабочих мест в той же пропорции. Увеличение собственного производства гарантирует, а увеличение транзита ― нет. Но обратной силы этот закон не имеет: уменьшение как транзита, так и производства гарантированно сократит количество рабочих мест и однозначно будет способствовать оттоку трудоспособного населения, что и происходит в Латвии, Литве и Эстонии после 1991 года. Чтобы осветить проблему демографии, обратимся к прибалтийскому первоисточнику baltnews.lt, не отличающемуся любовью к России:

«По состоянию на 1 января 2004 году население Латвии, Литвы и Эстонии составляло 2 276 520, 3 398 929 и 1 366 250 человек соответственно. В итоге с 2004 года численность начала постепенно сокращаться. В Латвии она, например, снизилась на 16,3% и составила в 2020 году 1 905 800 человек. За весь период нахождения республики в составе Европейского союза не было зафиксировано даже незначительного увеличения. Литва начинала свой путь в Европейском союзе с населением более 3 млн человек. С каждым последующим за 2004 годом численность уменьшалась и уже в 2013 году составила 2 971 905 человек. На начало 2020 года в республике проживают 2 794 389 человек. Примечательно, что в этом году цифра увеличилась впервые за почти 28 лет ― на 145 человек. Численность населения Эстонии сокращалась с 2004 по 2015 год. За этот период количество человек снизилось на 4%. По состоянию на 1 января 2020 года в республике проживало 1 337 039 человек».

Теперь немного об экономике из этого же источника:

«Латвию, Литву и Эстонию называли "Балтийскими тиграми" в период их экономического бума с 2000 по 2006 год, когда страны демонстрировали внушительные показатели экономического роста.

Так, в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, Литвы ― на 7,5%, Эстонии ― на 11,2%. Однако в положительную динамику вмешался глобальный экономический кризис 2008–2009 годов. По итогам 2009 года балтийские республики оказались в пятерке худших стран мира по динамике ВВП: в Латвии минус 17,8%, в Литве минус 16,8% и в Эстонии минус 13,7%.

Впоследствии страны хоть и демонстрировали рост, но все же незначительный. Так, в Литве в 2013 году был зафиксирован рост на 3%, в 2018 году ― на 3,1%.

Текущий год также не принесет балтийским республикам хороших показателей, считают эксперты Международного валютного фонда (МВФ). В скорректированном в апреле прогнозе отмечается, что самый большой экономический спад ждет Латвию ― 8,6%. На втором месте находится Литва ― спад составит 8,1%. Для Эстонии прогноз составляет минус 7,5%».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Оказывается, что экономика, более чем на 50 процентов зависящая от политической и экспортной политики других стран, не в состоянии генерировать рабочие места. Когда шпротные демократии демонстрировали большой экономический рост? С 2000 по 2006 год, когда значительно рос экспорт из России и импорт в Россию. Но «транзитный» рост ВВП, штука весьма и весьма воздушная, быстро вырос и быстро сдулся. Экспорт из России растет и сейчас, но потоки постепенно перетекают в русские балтийские порты, что и порождает у прибалтов такие печальные прогнозы. Вот и выясняется, что тигры и при СССР, и при независимости были и есть бумажные, а сейчас Эстонию, Латвию и Литву вообще сложно назвать хоть какими-то тиграми, они больше напоминают шавок, которые лают в сторону России по приказу США и Польши, все еще полагая, что им за это перепадет уже обглоданная западными бульмастифами косточка.

Как бы то ни было, лают они отнюдь не бесплатно. Рассмотрим еще одну интересную таблицу

Из бумажных тигров в помойные шавки

Как видим, за первую семилетку бывшие балтийские республики СССР получили почти половину своего годового бюджета. Новый итог будет подводиться в 2021-м, но специалисты уже прогнозируют, что размер дотаций Евросоюза практически достигнет размера бюджета каждой из стран. Поэтому утверждение, что ведут они антироссийскую политику отнюдь не бесплатно, имеет право на жизнь, и, надо сказать, европейское вознаграждение является отнюдь не копеечным. Но общий размер потерь экономик трех стран от уменьшения российского транзита и отказа от российских энергоресурсов и электричества уже почти в два раза перекрыл дотации Евросоюза. Именно поэтому я не верю, что в эстонском, латвийском или литовском правительствах есть хорошие экономисты. Впрочем, еще по первой десятилетке независимости, когда заводы и фабрики массово пускались под нож, можно было в этом убедиться. Эти республики являются ярчайшим примером того, как собственный отрицательный опыт ничему не учит руководство страны. Так что, вопреки расхожим штампам, Украина далеко не первая республика бывшего СССР, которая активно занимается экономическим, технологическим и демографическим самоубийством.

Еще одна иллюстрация. Недавно Евростат обвинил статистические органы трех маленьких, но гордых прибалтийских стран в «странном методе сбора статистической информации». А дело было вот в чем. Государственные органы статистики «вымиратов» обвинялись ни много ни мало в подтасовке данных о средних зарплатах по стране. Органы статистики учитывали лишь зарплаты государственных чиновников (об этом даже есть ролики в Сети), в результате чего средняя зарплата получалась 1100 евро в Латвии, 1200 в Эстонии и такие же 1100 в Литве (все показатели указаны после удержания налогов). Но, проведя собственные исследования, сотрудники Евростата выяснили, что средний уровень дохода по всем трем республикам (по отдельности считать не стали) составляет 680 евро. Представляете, какие примерно зарплаты у населения, чтобы взвешенный вместе с чиновничьими зарплатами уровень составил 680 евро? А во всех этих трех странах количество чиновников большое. К примеру, в Латвии количество чиновников по отношению к общему населению страны ниже среднеевропейского показателя ― 2,89 проц., у Эстонии немного похуже ― 3,08 проц., у Литвы же чуток лучше ― 2,44 проц. Дорогие мои сограждане, это не так мало, во всех трех республиках количество чиновников приближается к 10–12 проц. трудоспособного населения. В «отсталых» же славянских странах, которые так любят поучать прогрессивные прибалты, все не так плохо. В России показатель составляет 0,71 проц., на Украине ― 0,58 проц., рекордсменом является Беларусь ― 0,56 проц. Теперь понимаете, откуда ноги растут у одновременно блестящих статистических данных по средней зарплате и растущем количестве магазинов секонд-хенда?

Вывод напрашивается сам собой. Прибалты сделали буквально все, чего хотел от них Запад. Стали рынком сбыта для Европы и США, а заодно сырьевым, трудовым и политическим придатком Брюсселя и Вашингтона. Полностью разрушили производство, поставив во главу угла своих экономик неустойчивый сектор услуг вместо реального сектора. Сделали ненависть по отношению к соседу и бывшему сюзерену (не самому плохому) основой своей политики, пытаясь превратить в звонкую монету каждый русофобский выкрик. И Коллективный Запад им во всем потакает ― называет «балтийскими тиграми», прекрасно зная о реальном состоянии их экономик. Скандал с Евростатом случился более трех месяцев назад, но никаких тебе разгромных публикаций, и в неполживой Википедии отражены те же самые радужные данные о том, что средняя зарплата в каждой из республик превышает тысячу евро. Не удивлюсь, если мы вскоре узнаем, что и ВВП гордые прибалты подсчитывают «довольно странным способом», как мягко выразились сотрудники Евростата.

Но время расставляет все по своим местам. Наступает эпоха всемирного экономического шторма, когда правительства всех стран будут проводить политику «экономического эгоизма». Поток воды, льющийся с неба, намочит бумажную маску, она порвется и слезет, и весь мир вместо трех странных коротколапых тигров узрит трех самых обыкновенных помойных шавок. И от этого закономерного результата не увернуться, как и от того факта, что вскоре какой-нибудь латыш, спеша утром на работу мимо магазинов, наполненных европейским секонд-хендом, будет думать о том, как сегодня он будет собирать микроавтобусы и малогабаритные грузовички из российских комплектующих. В первый период независимости собирали Ford, во второй период независимости будут собирать «ГАЗ». Все-таки История ― это та еще дамочка со своеобразным чувством юмора.

Анатолий Урсида

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх