Свежие комментарии

  • Александр Еньшин
    Выдёргивают у батьки второй стул из под задницы. Опять в друзья набиваться будет.Рада Белоруссии н...
  • Sobering
    Власть тебя просила сделать прививку. А ты... со слов дураков повторяешь, что "одной прививкой убирают иммунитет, а ...Группа крови на р...
  • Sobering
    По пункту 8 - это не ко мне, а к инфекционистам.Группа крови на р...

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

Большие и маленькие

Этой зимой российские Воздушно-космические силы получили первый серийный истребитель Су-57, что открыло новую главу в их современной истории. Это могло случиться и раньше, но самый первый из построенных серийных истребителей потерпел крушение в декабре 2019-го при прохождении испытаний. Как бы там ни было, судьба Су-57 видится решённой. В положительном ключе. Согласно действующему контракту, ВКС должны получить 76 таких машин. В будущем возможны поставки дополнительной авиатехники: скорее всего, в дальнейшем самолет пойдёт в войска уже в модернизированном виде, с так называемым «двигателем второго этапа» или «Изделием 30» (сейчас самолет оснащён двигателем АЛ-41Ф1).

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

При этом оставался открытым вопрос о том, какая машина сменит в войсках «бюджетный» МиГ-29, и будет ли актуальной советская двухуровневая структура истребительной авиации, когда условно тяжелые Су-27 сосуществовали вместе с упомянутыми выше «МиГами».

Ответ на этот вопрос мы можем получить уже вскоре. Как сообщили ведущие российские СМИ со ссылкой на источник в авиастроении, «Сухой» разрабатывает первый в России легкий многоцелевой истребитель пятого поколения с одним двигателем.

В ТАСС отметили:

«Компания «Сухой» разрабатывает первый в современной истории России однодвигательный легкий тактический самолет взлетной массой до 18 тонн.
Самолет будет развивать максимальную скорость полета более 2 махов, а также обладает сверхманевренностью и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет отклоняемого вектора тяги двигателя, показатель тяговооруженности самолета не менее 1.»

РИА Новости, в свою очередь, написало:

«При создании самолета планируется широко использовать задел, наработанный в рамках создания Су-57, в том числе новейший двигатель «изделие 30», радиопоглощающие покрытия, бортовое радиоэлектронное оборудование, комплекс вооружения.»

Таким образом, характеристики перспективного истребителя пятого поколения будут выглядеть примерно так:

Экипаж: 1 человек (?);
Максимальная скорость: более М=2;
Крейсерская скорость: неизвестно;
Масса: менее 18 000 килограмм;
Дальность полета: неизвестно;
Тип двигателя: турбореактивный двигатель на основе «Изделия 30».

Как отметил источник, самолет снабдят одним подфюзеляжным многорежимным воздухозаборником, похожим на те, которые можно видеть на современных истребителях, имеющих один двигатель. Если говорить конкретно про опытно-экспериментальную машину, то её могут снабдить двигателем АЛ-31ФН серий 3 и 4.

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

Про вооружение перспективного самолета ничего не известно, однако, глядя на Су-57 и F-35, можно допустить наличие двух крупных внутрифюзеляжных отсеков вооружения. В них (опять же, чисто теоретически) можно будет разместить до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней дальности типа РВВ-АЕ: F-35, напомним, может нести до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120, а после модернизации число таких изделий возрастёт до шести.

Су-57 — гораздо более крупная машина. Она имеет четыре отсека вооружения и помимо четырех ракет класса «воздух-воздух» средней дальности (иногда говорят про шесть) в основных отсеках может нести ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности в двух боковых отсеках. Такой вариант размещения вооружений для перспективного российского истребителя, видимо, не подойдёт, хотя полученный при создании Су-57 опыт, несомненно, используют для новой машины.

Создание современного истребителя не имеет практического смысла, если изначально не строить самолет с расчетом на многофункциональность. Проще говоря, новый истребитель, если он появится, сможет нести широкий арсенал управляемых бомб и ракет класса «воздух-поверхность». Про типы и возможности авиационных средств поражения (АСП) говорить пока рано, однако уместно напомнить, что недавно перспективная российская планирующая авиационная бомба «Дрель» прошла испытания, подтвердив свою боевую эффективность. Изделие имеет 15 боевых элементов, каждый из которых оснащён собственной инфракрасной и радиолокационной системами наведения.

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

Это лишь часть современных российских АСП. Страну не обошёл тренд на их «миниатюризацию», а значит, в будущем истребители пятого поколения смогут нести во внутренних отсеках (при сохранении режима малозаметности) множество бомб и ракет.

Серия или тупик?


Важно сказать, что разговоры о легком истребителе пятого поколения в России ведут примерно столько же, сколько вообще существует это самое поколение.

Одно из последних заявлений на этот счет сделал в декабре 2020-го руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов, сообщивший, что Ростех («Сухой» входит в его состав) в инициативном порядке прорабатывает концепцию перспективного однодвигательного самолета в легком и среднем классах. А на прошедшей в 2017 году выставке IDEX министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил о подписании соглашения о военно-промышленной кооперации с ОАЭ. По его словам, это позволит развивать проект легкого истребителя пятого поколения, в котором найдётся место специалистам из Эмиратов.

Де-факто же ни одно из этих заявлений (включая самое последнее) не позволяет с полной уверенностью говорить о том, что Россия в обозримом будущем создаст что-то подобное. Сейчас у военно-промышленного комплекса слишком много серьёзных программ, на которые остро нужны средства.

Самый яркий пример — создание стратегического бомбардировщика-«невидимки» по программе ПАК ДА. Примечательно, что Россия в будущем хочет получить новый перехватчик на смену МиГ-31. В этом году «Ростех» официально сообщил о разработке перехватчика МиГ-41.

В сообщении тогда говорилось:

«Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков уже начата. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) под условным обозначением «МиГ-41» находится на стадии опытно-конструкторских работ.»

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

В таких условиях шансов на появление нового истребителя немного, но это не говорит о том, что их нет совсем. Возможно, свою роль в рождении однодвигательной машины сыграет намерение ВВС США отказаться от двухдвигательных F-22 и оставить F-35: вторые оказались существенно дешевле в эксплуатации. При этом степень их боеготовности выше.

Однако даже с учетом этого можно констатировать: «победного шествия» однодвигательных истребителей не произошло, несмотря на все достоинства такой компоновки. Напомним: новейший южнокорейский KAI KF-21 Boramae получил два двигателя. Столько же, по всей вероятности, будет у перспективного японского истребителя нового поколения, который давно покинул разряд «легких». Двухдвигательную компоновку выбрали для европейских истребителей шестого поколения Tempest и NGF (создаётся по программе FCAS/SCAF), которые появятся ближе к 2040-му.

Новый и легкий: создаст ли Россия «невидимку» в довесок к Су-57?

Особняком здесь стоят американцы, которые хотят получить замену для F-16 (речь не идёт про F-35). Однако Соединенные Штаты едва ли не единственная страна мира, которая может себе позволить одновременную разработку двух истребителей нового поколения.
Автор:
Илья Легат
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх