БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 325 подписчиков

Свежие комментарии

  • Петр БОМЖ
    Когда СТРАНА перестанет "плодить неблагополучные семьи" , а займется ЗАНЯТОСТЬЮ РАБОТОЙ И ДОСТАТКОМ в каждой семье, п...Ювенальщики с бол...
  • Nikolai
    Я согласен, не надо ПУГАТЬ, надо просто ДЕЛАТЬ !!!F-16 Турции совер...
  • Нина
    В послевоенные годы детей со всей улицы могли оставить на пятилетнего ребенка, чтобы он присматривал. И все было норм...Ювенальщики с бол...

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо

Фото: Beth Schlanker/Globallookpress

Русские женщины всегда славились не только своей красотой и мудростью, но и безмерной отвагой, в которой не уступали мужчинам, а иногда и превосходили их. Например, одной из первых женщин, покоривших небо, стала русская княгиня Софья Долгорукая. Её история, как и истории других первых авиатрисс, была полна взлётов и падений.

В начале прошлого века в России появились первые летательные машины тяжелее воздуха. Удивительно, но к стальным птицам наибольший интерес проявили женщины – смелые, решительные, отчаянные, они творили в воздухе неописуемые пируэты. Любовь Голанчикова, Евдокия Анатра, Евгения Шаховская, Софья Долгорукая – судьбы этих женщин столь же невероятны, сколь трагичны. Многим из них после революции вместо всенародной любви и признания достались эмиграция, нищета и могила в чужой земле.

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Сейчас даже в Афганистане женщины садятся за штурвал, но сто лет назад всё было иначе. Фото: dreamssoar. org/Globallookpress

Первых русских женщин-авиаторов в начале XX века называли авиатриссами. Как правило, это были представительницы знати: графини, княгини, известные актрисы и даже члены царской семьи. О таких дамах смело можно сказать: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт".

Для них укротить аэроплан не подвиг, а лишь один из способов утолить неуёмную жажду адреналина, страстей и риска.

Княгиня Шаховская: Едва не погибнув, не оставила мечты о небе

В 1911 году в Германии диплом лётчика получила княгиня Евгения Шаховская, супруга князя Андрея Шаховского. Но карьера авиатриссы сложилась не сразу: гибель в авиакатастрофе известного лётчика Всеволода Абрамовича едва не заставила Евгению Михайловну забыть о полётах. Тем более что в тот злополучный день в апреле 1913 года она сидела рядом с Абрамовичем и только непостижимым образом уцелела.

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
В те годы аэропланы выглядели довольно непривычно и были очень опасны: падение практически неизбежно оканчивалось гибелью лётчика. Фото: Stefan Sauer/Globallookpress

Однако уже через год бесстрашная княгиня снова села за штурвал, а затем сдала экзамен на прапорщика и попросилась на фронт – была в разгаре Первая мировая война. Впрочем, военным лётчиком Шаховская пробыла недолго: её обвинили – как позже выяснилось, необоснованно, – в шпионаже в пользу немцев и отчислили из отряда.

Во время Гражданской войны Евгения Шаховская перешла на сторону большевиков и даже работала в ЧК. В 1920 году погибла при так и не выясненных обстоятельствах. Взбалмошной авиатриссе был всего 31 год.

Любовь Голанчикова: Со сцены – за штурвал 

Совсем иная судьба ждала актрису Любовь Голанчикову, выступавшую в начале прошлого века под псевдонимом Молли Мор. Она выросла в бедной семье и привыкла всего добиваться сама. Получив известность на сцене, Люба загорелась полётами: в 1912 году бросила всё и ушла в авиацию.

Первый же полёт окончился катастрофой, причём самолёт разбился вдребезги, но сама авиатрисса отделалась лёгкими травмами. Её мужество и неподдельный интерес к летательным аппаратам впечатлили голландского авиаконструктора Антона Фоккера: он пригласил Голанчикову испытывать его могучие аэропланы.

Так что первой в мире женщиной – испытательницей аэропланов стала наша соотечественница! Более того, в 1912 году она установила рекорд высоты тех лет среди женщин – 2400 метров. А через год стала также испытывать самолёты в авиастроительной мастерской Фёдора Терещенко – летала на аэропланах "Фарман".

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Примерно такие "Фоккеры" испытывала Любовь Голанчикова. Как видите, с управлением и мужчины не всегда справлялись: на фото запечатлены немецкие солдаты после крушения аэроплана. Фото: Sammlung Kotterba/Globallookpress

Революцию актриса-авиатрисса поначалу приняла с энтузиазмом и даже стала готовить пилотов для Красной армии. Но вскоре, разочаровавшись в идеях Октября, эмигрировала на Запад. Там Голанчиковой пришлось нелегко – приходилось подрабатывать даже в такси. В 1961 году отважная русская авиатрисса скончалась на чужбине, в Нью-Йорке.

Евдокия Анатра: Недосягаемая высота

Отдельно стоит упомянуть Евдокию Анатру, которая происходила из старинного рода обрусевших итальянских купцов и моряков. Она приходилась родственницей Артуру Анатре, который был одним из основоположников русской авиации и даже построил завод по постройке аэропланов, а также открыл лётную школу. Юная Евдокия Анатра прославилась тем, что в 1913 году установила мировой рекорд высоты полёта среди женщин: авиатрисса поднялась на 3000 метров над землёй.

О дальнейшей её судьбе, к сожалению, ничего не известно.

Софья Долгорукая: Вместо любви и признания – могила в чужой земле

Самая необычная, полная взлётов и падений – во всех смыслах этого словосочетания – участь досталась княгине Софье Долгорукой. Она принадлежала к старинному роду Бобринских – её предком был тот самый Алексей Бобринский, по легенде внебрачный сын Екатерины II. А значит, в жилах бесстрашной русской авиатриссы текла самая настоящая царская кровь.

Софья Алексеевна отличалась чрезвычайным умом, и было в кого: её мать, Надежда Половцева, была одной из первых в России женщин-астрономов, а отец, Алексей Александрович Бобринский, – знаменитым археологом. С юности Софья отличалась любовью к точным наукам, при этом блестяще писала, свободно говорила на нескольких языках (шведский, например, выучила просто "от нечего делать").

В начале XX века графиня Бобринская, на тот момент уже княгиня Долгорукая (в 1907 году она вышла замуж за князя Петра Долгорукого), работала в качестве военного хирурга. Несколько лет провела на Балканах, а в Сербии отважная княгиня даже открыла больницу для заразившихся холерой – в те годы там свирепствовала эпидемия. За свой бесстрашный труд русская княгиня удостоилась награды из рук сербского короля Петра I.

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Король Сербии Пётр I был восхищён отвагой русской княгини, спасшей тысячи сербов от холеры.Фото: Globallookpress

Но настоящей мечтой Софьи Алексеевны были самолёты, а также автомобили. Кстати, Долгорукая стала единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега 1910 года. Это было ралли протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II.

В 1912 году Софья Долгорукая получила начальную лётную подготовку во Франции у того самого Луи Блерио, который первым пересёк Ла-Манш на аэроплане. Затем окончила школу пилотов Императорского Всероссийского аэроклуба – и попросилась на войну. Однако воевать ей запретили, разрешив лишь поступить на фронт сестрой милосердия, что она и сделала.

Впрочем, полетать княгине всё-таки довелось: по приказу Керенского женщинам разрешили служить в армии, поэтому Долгорукой удалось сделать несколько боевых вылетов. В 1918 году княгиня, уже к тому времени разведённая, повторно вышла замуж за князя Петра Волконского, а затем уехала в Лондон, к дочери от первого брака. Но в 1921 году большевики арестовали Петра Петровича, и княгиня примчалась из Лондона, чтобы вызволить любимого.

Вот что она писала в своей книге "Горе побеждённым" о своей поездке на родину:

В Гатчине... остановились у моей бывшей квартирной хозяйки, г-жи Пусевой. Два года назад я тренировалась на лётчика в Гатчинской военной школе и прожила у неё всё лето, снимая для себя нижний этаж дачи. Какое хорошее это было время! Полёты два раза в день: под вечер и рано утром, на рассвете. Солнце только встаёт, над землёй ещё держится легкий туман, а наверху уже ясно. Нервы взвинчены, душа наслаждается: так спокойно и так одиноко. А потом, выключив мотор, долгий планирующий спуск – вниз, на землю. Это было два года назад. Многое, очень даже многое может измениться за два года.

Мужа авиатриссе удалось спасти, и они вместе покинули страну. Больше Россию они не видели. Оба супруга вынуждены были в эмиграции браться за любую работу: княгиня Волконская-Долгорукая была таксистом, а её супруг брал заказы на переводы, работал простым клерком и даже подвизался в казино.

В своих воспоминаниях Софья Алексеевна рассказывала о том, как они с мужем пытались выжить на чужой земле:

Дальше? Дальше Европа, большие надежды, ещё большие разочарования... деньги разошлись, нищета... Преподавание гимнастики, ухаживание за больными в Ницце, кинематографические съёмки в роли статиста, чтение вслух слепому банкиру, экзамен на шофёра, такси в Париже... И тоска, тоска бесконечная.

В 1949 году трудный жизненный путь русской княгини-авиатриссы окончился: она скончалась в Париже, где и была похоронена. После неё осталось несколько стихотворений и книга воспоминаний, которую, несмотря на высокую художественную и историческую ценность, современники не оценили.

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Одна из первых русских авиатрисс прожила остаток лет в эмиграции и похоронена на одном из парижских кладбищ. Фото: E. Teister/Globallookpress

Вот что написал на смерть княгини Волконской поэт Серебряного века Георгий Иванов:


Из нашей жизни ушла замечательнейшая русская женщина, необыкновенно одарённая и своеобразная. В любой стране ум, литературный талант, душевная исключительность и энергия покойной С.А. Волконской обратили бы на неё всеобщее внимание, поставили бы её на заслуженную высоту. В любой "своей" стране. Но ведь она долго жила и умерла не в своей стране. И вот, вместо любви и признания, могила в чужой земле, тетрадь своеобразных, острых, блестящих стихотворений, из которых всего одно или два были где-то случайно напечатаны, изданная по-русски и по-английски интереснейшая и всё-таки не пробившая стены читательского равнодушия и духовной глухоты книга, да ещё ряд статей и литературных обозрений.

Сегодня, в век равноправия полов, никого не удивляет даже женщина, ведущая ледокол, или женщина-космонавт. Тем не менее невозможно не восхищаться мужеством и самоотверженностью русских женщин, покоривших небо тогда, когда большая часть человечества ещё только мечтала подняться в облака.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх