БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Росси
    Ровно то же и написано. Ты чиновник из ЕР что ли ?Три подъезда из п...
  • Александр Агапов
    Заселение это не главная опасность, они на этом не остановятся а вот что будет когда они попадут во властьТри подъезда из п...
  • Игорь Антипов
    Где киргизы, где туркмены, и где Кавказ... Каспий на пароходах переплывали? Киргизы с туркменами вместе никогда не де...250 казаков в 187...

Как Франция присвоила себе русский Черноморский флот

Как Франция присвоила себе русский Черноморский флот

История Русского Императорского Черноморского флота после революции – одна из трагических страниц нашего прошлого.

Затопление Черноморского флота большевиками

Русский Императорский Черноморский флот, созданный в царствование Екатерины II в конце XVIII века, был затоплен во время обороны Севастополя в 1854 году. Условиями Парижского мирного договора (1856) России запрещалось иметь на Чёрном море крупные военные корабли. И после того, как Россия в одностороннем порядке аннулировала (1871) этот пункт Парижского договора, Черноморский флот долго оставался слабым. Воссоздание его боевой мощи было начато только Александром III и продолжено Николаем II.

Во время Первой мировой войны русский Черноморский флот получил задачу содействовать овладению Константинополем огнём с моря и перевозкой десанта. Операция была намечена на весну 1917 года. Для её исполнения Николай II ещё в июле 1916 года назначил командующим Черноморским флотом Александра Колчака, которого во внеочередном порядке произвёл в вице-адмиралы. Осуществлению этого плана помешала революция.

Германия, давно точившая зубы на Черноморский флот, воспользовалась революцией для овладения им. В апреле 1918 года началось вторжение германских войск на Крымский полуостров.

Чтобы не допустить захвата кораблей, командующий флотом вице-адмирал Михаил Саблин распорядился увести их в Новороссийск. Не все экипажи выполнили это распоряжение, но большинство крупных кораблей ушло в Цемесскую бухту.

Немцы потребовали от советского правительства выдачи им ушедших судов Черноморского флота. Никакого права на это Брестский мирный договор им не давал, но и сил сопротивляться германскому требованию у большевиков не было. Ленин 6 июня 1918 года направил секретный приказ в Новороссийск затопить корабли Черноморского флота.

Но против уничтожения кораблей выступил Саблин. Он предвидел, что Германия вскоре потерпит поражение в Первой мировой войне, и захваченные ею корабли должны быть возвращены России. Саблин понимал также, что это будет не советская, а белогвардейская Россия. Он не препятствовал уходу из Новороссийска в Севастополь нескольких кораблей во главе с линкором «Воля» (бывший «Александр III»). Сам он выехал в Москву, чтобы с риском для жизни попытаться отговорить большевиков от непоправимого поступка. Саблин был арестован, но ему удалось бежать. Большинство кораблей (среди них линкор «Свободная Россия», бывший «Екатерина Великая») были 17 и 18 июня потоплены в Цемесской бухте.

Возрождение флота

В ноябре 1918 года Германия подписала капитуляцию. Вскоре в Чёрное море вошли корабли англо-французской эскадры. Русские корабли, интернированные немцами, были теперь вторично интернированы союзниками. Командование белогвардейских Вооружённых Сил на Юге России во главе с генералом Антоном Деникиным повело долгие переговоры о возвращении флота.

В течение 1919 года большинство кораблей было возвращено союзниками в состав русского Черноморского флота. Среди них – линкор «Александр III», он же «Воля», который теперь получил новое имя – «Генерал Алексеев». В 1920 году союзники возвратили преемнику Деникина генералу Врангелю остальные уцелевшие корабли.

Русский Черноморский флот, во главе которого снова стоял Саблин (в октябре 1920 года он из-за смертельной болезни оставил пост и был заменён вице-адмиралом Михаилом Кедровым), содействовал десантным операциям армии Врангеля в Северной Таврии и на Кубани. Но по большей части он готовился принять Русскую армию (как стали с июня 1920 года называться белогвардейские силы на юге России) в случае её вынужденной эвакуации. Что и пришлось ему делать.

Залог за убежище

Скудость материальных ресурсов Крыма вынуждала барона Врангеля идти на заключение кабальных сделок с западными державами ради получения от них сначала помощи оружием и продовольствием в войне, а затем, когда война была белыми окончательно проиграна, — ради предоставления убежища военнослужащим Русской армии, членам их семей, гражданским служащим Белого Юга и всем лицам, которые бежали из России, боясь расправы со стороны большевиков.

До последних дней пребывания Русской армии в Крыму представители Врангеля за рубежом вели переговоры с французским правительством о предоставлении займа. Но крах белых наступил очень быстро. У Врангеля не было иной возможности заплатить французам за убежище, кроме как предоставив в залог весь Черноморский флот, причём не только военный, но и торговый.

13 ноября 1920 года, за день до оставления Севастополя, Врангель письменно заявил полномочному представителю Франции де Мартелю: «Я считаю, что эти суда должны служить залогом оплаты тех расходов, каковые уже произведены Францией или могут ей предстоять, по оказанию первой помощи, вызванной обстоятельствами настоящего времени».

Несомненно, это не было импровизацией. Данный шаг был заранее подготовлен. Франция могла быть довольна. В её руки переходил весь русский Черноморский флот, точнее – то, что от него осталось после событий революции и гражданской войны.

После перевозки русских беженцев в Константинополь, на Принцевы острова и в Галлиполи, корабли Русской эскадры (как она стала официально именоваться) пришли в Бизерту – французскую военно-морскую базу в Тунисе. Там Русская эскадра продолжала существовать до 1924 года, хотя её личный состав, из-за невозможности его содержать, был списан на берег и разделил участь всех русских изгнанников ещё в 1922 году.

Корабли на слом

Становилось всё яснее, что белые уже никогда не смогут возобновить борьбу за Россию. В 1924 году Франция официально признала СССР и установила с ним дипломатические отношения. При этом она согласилась возвратить в СССР исправные корабли русского Черноморского флота.

С целью определения конкретных кораблей, подлежавших возвращению в Советский Союз, в Бизерту прибыла полномочная советская комиссия.

Однако в консервативных политических кругах Франции и в белоэмигрантской прессе развернулась кампания против этой части соглашения. Франция саботировала его выполнение. Дело кончилось тем, что Советский Союз удовлетворился небольшой денежной компенсацией за Черноморский флот. Сделка была оформлена как продажа судов на слом.

Так закончил своё существование Императорский Русский Черноморский Флот. Впрочем, не совсем. Отдельные корабли были подняты со дна Цемесской бухты и восстановлены в 1920-е годы. Один из них – эсминец «Калиакрия» – поступил в состав советского Черноморского военно-морского флота под новым именем «Дзержинский» и подорвался на мине в 1942 году. Ещё два – «Эльборус» и «Сербия» – работали транспортными судами и также погибли во время Великой Отечественной войны.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх