Свежие комментарии

  • vilen petrov
    <i>Комментарий скрыт</i>Бузова и Сталин: ...
  • vilen petrov
    <i>Комментарий скрыт</i>Бузова и Сталин: ...
  • vilen petrov
    её талагнт неоспорим,не все же дегенераты,прилепин мужик его протеже video/preview/?text=порно%20с%20ольгой%20бузовой...Бузова и Сталин: ...

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Подвеска бомб ЦАБ-П-25М2 на держатель ДЕР-4. Фото Russianarms.ru
Традиционные конструкции авиационных бомб подразумевают использование металлического корпуса с тем или иным наполнением – зарядом взрывчатого вещества или суббоеприпасами. Однако возможно применение других материалов, например бетона. В истории авиационных вооружений присутствовал широкий ряд авиабомб целиком из бетона или с его применением в качестве балласта. В основном это были изделия учебного назначения, но известны и боевые образцы.

Экономика и безопасность


Идея изготовления бомб из нестандартных материалов восходит едва ли не к Первой мировой войне. Бурный рост боевой авиации требовал организовать качественную подготовку летчиков, в т.ч. обучать их бомбометанию. Использование валовых боевых бомб было экономически невыгодно и небезопасно, из-за чего требовался другой вариант.

Удобным решением мог стать бетон. Учебные (практические) бомбы из этого материала получались достаточно дешевыми и простыми в изготовлении, но при этом качественно имитировали полноценный боеприпас. Идея изготовления и использования практических бомб из бетона в двадцатых и тридцатых годах распространилась во всех основных странах, строивших свой бомбардировочный флот.


Ранние бетонные бомбы выполнялись в калибре и форм-факторе стандартных боевых изделий. Чаще всего использовался цельный «корпус», к которому добавляли металлическое оперение. Некоторые учебные бомбы выполнялись на основе существующих агрегатов. В этом случае готовый корпус боевого оружия заполнялся не штатной взрывчаткой, а бетоном той же массы.

Процессы развития


Со временем появились более прогрессивные конструкции с полноценным взрывателем и зарядом, маломощным фугасным или дымовым – для более четкого обозначения места падения. По мере развития линеек реальных бомб, расширялась и номенклатура бетонных практических. Это позволяло проводить максимально полную и качественную подготовку летчиков.

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Найденная ЦАБ-П-40. Видны втулка взрывателя, бетонный корпус и деформированный стабилизатор. Фото Russianarms.ru

В ходе Второй мировой войны в Германии, на фоне дефицита различных материалов, были созданы боевые версии бетонных бомб. Бетон, армированный проволокой, использовался при изготовлении корпусов для бомб в калибрах от 10 до 250 кг. По осколочному действию такой боеприпас уступал полноценному металлическому, но был дешевле и доступнее. Существовало несколько конструкций, в которых цементный раствор использовался для фиксации готовых поражающих элементов.

Другие страны имели возможность использовать бетонные боеприпасы только в качестве учебных. Такую роль они сохраняли до середины сороковых годов. В этот период ВВС начали осваивать перспективную реактивную авиацию с повышенными характеристиками и требованиями к боеприпасам. Появление нового поколения осколочно-фугасных и иных бомб сопровождалось разработкой соответствующих учебных изделий. При этом пришлось отказаться от бетона как материала корпуса – теперь он использовался только в качестве балласта-имитатора взрывчатки.

Такие учебные бомбы продолжили развиваться параллельно с боевыми. Так, в настоящее время многие страны используют практические боеприпасы с полноценными системами управления. В таком случае головка самонаведения обеспечивает доставку бетонного или песочного «заряда» к намеченной цели.

Советский бетон


До начала тридцатых годов авиация РККА продолжала использовать практические бомбы дореволюционной разработки. Они постепенно устаревали морально и не отвечали современному состоянию вооружений боевой авиации. В 1932-33 гг. была разработана и принята на вооружение первая бомба новой разработки П-40 (или ЦАБ-П-40), имитировавшая боеприпас калибром 40 кг.

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Бомба ЦАБ-П-7. Фото Russianarms.ru

П-40 получила корпус из цементной смеси «ОО» цилиндрической формы с обтекаемой головной и хвостовой частью. Внутри корпуса имелась полость для установки взрывателя и заряда взрывчатого вещества. Бомба снабжалась фанерным стабилизатором. Подвеска осуществлялась при помощи двух металлических проушин, вделанных в бетон. Они позволяли перевозить изделие в горизонтальном или вертикальном положении.

Бомба П-40 без взрывателя имела длину ок. 1,1 м при диаметре корпуса 212 мм и размахе плоскостей 242 мм. Масса изделия – 43 кг. Боевая нагрузка для имитации поражения цели – 1,9 кг тротила.

В 1934 г. появилась новая учебная бомба ЦПБ-П-25, на основе которой в дальнейшем разработали изделие П-25М2. От предыдущей П-40 они отличались меньшими размерами и иной конструкцией. Теперь использовался каплевидный корпус из массы «ОО», дополненный полусферическим головным обтекателем. Взрыватель помещался в центральную трубку оперения и фиксировался шпилькой. Основной заряд для бомбометания днем выполнялся из тротила. Ночью предлагалось применять бомбы с пиротехническим составом, дающим яркую вспышку.

Еще одной интересной разработкой была бомба КАБ-П-7 со снаряженной массой менее 8 кг. Это изделие получало керамический корпус и в целом повторяло логику предыдущих проектов. Однако керамика достаточно быстро продемонстрировала недостаточные эксплуатационные характеристики. В связи с этим было освоено производство цементной бомбы ЦАБ-П-7 аналогичного назначения.

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Немецкие авиабомбы разных типов. Слева в темной окраске - осколочная SD-250. В центре - две бетонные бомбы калибром 250 кг. Справа - 50-кг учебные изделия. Фото Wikimedia Commons

Бетонные практические бомбы производились в нашей стране до конца Великой Отечественной войны. Проблемы с поставкой тех или иных компонентов иногда приводили к изменениям разного рода, но в целом конструкции не менялись. ВВС использовали такие бомбы во время войны и в первые послевоенные годы, после чего от них пришлось отказаться.

Во второй половине сороковых годов на вооружение поступили принципиально новые реактивные самолеты, для которых разработали боеприпасы следующего поколения. Вместе с ними пришлось создать и новые практические бомбы в металлическом корпусе, пригодном для сверхзвукового и высотного полета. В целом, дальнейшее развитие отечественных «бетонных» бомб было похоже на зарубежные процессы.

Боевое применение


По очевидным причинам, в первые десятилетия своего существования бетонные бомбы использовались только на полигонах и только против учебных целей. В дальнейшем ситуация изменилась. Изделия из бетона нашли применение в реальных ударах, но так и не смогли заметно потеснить бомбы привычного облика.

Первые массовые боевые бомбы из бетона появились в Германии на заключительном этапе Второй мировой войны – их появлению поспособствовал дефицит металла. Такое оружие достаточно активно использовалось на разных фронтах и помогало уменьшить стоимость бомбового удара. Впрочем, такая экономия не спасла гитлеровцев от разгрома.

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Немецкая бетонная бомба SD-250. Фото Wwii.space

На несколько следующих десятилетий боеприпасы с бетоном на борту вновь вернулись в категорию сугубо учебных. Однако затем появились новые возможности, определившие нынешнюю сферу их применения.

Появление высокоточного вооружения позволило повысить вероятность поражения цели и сократить сопутствующий ущерб. Использование высокоэффективной ГСН и инертной / практической боевой части в теории позволяет вообще исключить повреждение посторонних объектов – как в анекдоте про радиус поражения и радиус бомбы. И подобные возможности неоднократно использовались на практике.

После войны в Персидском заливе (1999 г.) в воздушном пространстве Ирака были организованы две крупные бесполетные зоны под наблюдением ВВС стран НАТО. Со временем иракская армия развернула в этих зонах достаточно многочисленную и мощную противовоздушную оборону. С декабря 1998 г. самолеты НАТО регулярно сталкивались с работающей ПВО, в т.ч. с попытками обстрела. Позиции иракской ПВО зачастую размещались в населенных районах, и ответные удары НАТО регулярно приводили к гибели местных жителей.

Выход удалось найти достаточно быстро, и им стали управляемые авиабомбы с бетонным «боевым оснащением». Как показала практика, учебная бомба вполне способна уничтожить зенитную установку, ракетный комплекс или даже танк – при условии прямого попадания, обеспеченного ГСН. При этом исключались разлет осколков и распространение ударной волны. Ущерб от промаха оказывался минимальным.

Для учебы и для боя. Бетонные авиабомбы

Подготовка истребителя F-16C ВВС США к вылету для применения учебных бетонных бомб. Фото US Air Force

По разным данным, подобные методики неоднократно использовались в дальнейшем разными странами НАТО. В первую очередь, известны новые точечные удары ВВС США. Во время интервенции в Ливию в 2011 г. инертные бомбы в качестве боевых использовала Франция.

Прошлое и будущее


В свое время бетон стал удобным и выгодным заменителем для металла при изготовлении авиабомб. Практические бомбы с бетонным корпусом активно использовались в течение нескольких десятилетий, но затем развитие авиации привело к отказу от них. Новые учебные боеприпасы строились в стандартном металлическом корпусе – а бетон помещали внутрь в качестве весового имитатора.

Дальнейший прогресс в области бомбового вооружения не привел к кардинальным изменениям. Современные управляемые бомбы в учебном варианте по-прежнему наполняются цементным раствором или иной субстанцией с необходимой плотностью и массой. В такой комплектации они показывают достаточную эффективность воздействия на учебные цели – и изредка на реальные.

По всей видимости, нынешнее положение дел будет сохраняться. Бетон оставит за собой нишу имитатора реального взрывчатого вещества, обеспечивающего требуемую массу бомбы в сборе. Возвращения к бомбам с полностью бетонным корпусом ожидать не приходится. Время таких изделий давно прошло.
Автор:
Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх