БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 377 подписчиков

Свежие комментарии

  • Boris Voronin
    Чётко, ясно и по существу!!!... Справедливого капитализма в принципе быть НЕ МОЖЕТ!!!...Александр Роджерс...
  • Санек Совков Совков
    при тырнэтном свете мы нынче и живём ! что и есть тьма .Россию превращают...
  • Санек Совков Совков
    <i>Комментарий скрыт</i>Педофилы объявили...

Катера-торпедоловы проекта 1388НЗТ

Катера-торпедоловы проекта 1388НЗТ
Проектное изображение головного катера пр. 1388НЗТ

В рамках обширной программы обновления вспомогательного флота ВМФ осуществляется строительство различных судов, в т.ч. катеров-торпедоловов. Уже достроен головной катер нового пр. 1388НЗТ, и в ближайшее время начнутся его ходовые испытания. В следующем году катер примут в состав флота, а затем появится вторая единица того же типа.

В процессе строительства


Государственный контракт на строительство двух перспективных катеров-торпедоловов был подписан в 2015 г. Исполнителем было выбрано предприятие «Сокольская судоверфь» (р.п. Сокольское, Нижегородская область). В первых сообщениях фигурировали катера «на базе пр. 1388НЗ». Позже стало известно, что такой проект получил обозначение «1388НЗТ».

Организация-разработчик проекта не уточнялась. Следует напомнить, что базовый пр. 1388 «Баклан» и дальнейшие варианты его развития создавались нижегородским КБ «Вымпел». На основе «Баклана» в прошлом были созданы катера связи 1388Р и 1388НЗ. Последний теперь стал базой для современного торпедолова.

По открытым данным, закладка катеров с заводскими номерами «451» и «452» должна была состояться в ближайшее время – в 2016-17 гг. На строительство и испытания отводилось несколько лет: сдачу запланировали на 2018 и 2019 гг.
Впрочем, по неизвестным причинам работы затянулись, и сроки заметно сдвинулись.

9 октября 2019 г. «Сокольская судоверфь» спустила на воду головной торпедолов нового типа – ТЛ-2195. Следующие месяцы ушли на достройку у стенки. В августе 2020 г. катер прошел заводские ходовые испытания на р. Волга, по результатам которых был допущен к последующим мероприятиям.

8 сентября катер при помощи пары буксиров отправился к будущему месту службы. В ближайшие недели ТЛ-2195 должен пройти по внутренним водным путям и прибыть на военно-морскую базу Новороссийск. Там пройдут государственные испытания, а затем ожидается приемка готового катера флотом.

Катера-торпедоловы проекта 1388НЗТ
Головной катер перед переходом в Новороссийск

Согласно последним сообщениям, головной ТЛ-2195 сдадут заказчику в следующем году. Второй катер проекта завершит испытания и начнет службу в 2023-м. Таким образом, обе вспомогательные единицы войдут в строй с опозданием в 3-4 года относительно изначальных планов. Впрочем, теперь имеются поводы для оптимизма в виде готовности одного торпедолова.

Для особых задач


Катера пр. 1388НЗТ предназначены для поиска, подъема из воды и транспортировки практических торпед в ходе учебных стрельб. При их разработке учитывался опыт предыдущих проектов линейки «1388», однако применены новые решения и компоненты для получения новых возможностей технического и эксплуатационного характера.

Пр. 1388НЗТ предлагает строительство катера длиной ок. 49 м шириной 9 м и нормальной осадкой 2,6 м. Водоизмещение – более 300 т. Катер имеет традиционные обводы корпуса, обеспечивающие высокие ходовые и маневренные характеристики. На корпусе размещена надстройка с рубкой, жилыми и техническими помещениями. Кормовая часть надстройки отдана под отсек для хранения и транспортировки торпед.

Энергетическая установка катера основана на двух дизельных двигателях китайского производства CHD622V20 мощностью по 3945 л.с. Для повышения маневренности и упрощения удержания на месте при работе с торпедой катер имеет выдвижную винто-рулевую колонку. В носовой части корпуса имеется подруливающее устройство. Максимальная скорость достигает 20 узлов; дальность на полном ходу – 1000 морских миль.

Экипаж катера включает 14 человек. Бытовые условия и запасы продовольствия обеспечивают автономность в 10 суток, что достаточно для участия в учебных мероприятиях. Приняты меры по улучшению условий службы и упрощению работы экипажа за счет современной бортовой аппаратуры и различных систем.

Вооружение на борту отсутствует, но предусмотрен комплекс средств для работы с практическими торпедами. В центре надстройки устанавливается кран, обеспечивающий подъем изделий с воды и перегрузку в торпедный отсек. Кормовая оконечность корпуса, палуба и надстройка позволяют использовать выпускаемую рампу. На бортах надстройки перевозится ручной инструмент для работы с торпедой на воде и при перегрузке.

Торпедные перспективы


Головной катер-торпедолов пр. 1388НЗТ будет проходить государственные испытания в Новороссийске, и ему предстоит нести службу в составе Черноморского флота. Второй вымпел этого типа, по всей видимости, тоже передадут КЧФ. Несмотря на малое количество, такие катера смогут существенно повлиять на состояние вспомогательного флота и внести свой вклад в обеспечение учебных мероприятий.

Катера-торпедоловы проекта 1388НЗТ
Катер покидает завод

По известным данным, вспомогательный флот КЧФ сейчас включает три устаревших торпедолова пр. 368 постройки начала семидесятых годов. Также имеется пара более новых катеров типа «Баклан», сданных до начала девяностых. Один из них продолжает службу; второй несколько лет назад был замечен в отстое. Таким образом, учебные стрельбы могут обеспечивать только четыре устаревших морально и физически катера.

Получив всего два новых катера пр. 1388НЗТ, Черноморский флот в полтора раза увеличит свои «торпедоловные силы». Это упростит организацию и проведение учебных стрельб, а также позволит постепенно списать наиболее старые катера с вырабатываемым ресурсом. Кроме того, катера с современным оснащением способны более эффективно выполнять поставленные задачи.

В составе КЧФ имеется достаточно большое количество кораблей и подлодок с торпедным вооружением, в т.ч. боевые единицы новой постройки. Они должны регулярно выходить на морские полигоны и отрабатывать применение оружия, включая торпеды. Рост подобной активности флота предъявляет повышенные требования к вспомогательным судам – и торпедоловы не являются исключением. Два новых катера смогут дополнить, а затем и заменить более старые вымпелы, причем с ростом основных характеристик и возможностей.

В масштабах всего флота


Согласно открытым данным, у ВМФ России имеется не более 10-13 катеров-торпедоловов, причем часть их выведена в резерв или в отстой. Крупнейшей «эскадрой» располагает Черноморский флот – 4 ед. Более скромные группировки у Балтийского и Тихоокеанского флотов – по 2 ед. в строю. КБФ эксплуатирует один катер пр. 368 и один более новый пр. 1388; на Тихом океане служат только «Бакланы». У Северного флота был только один торпедолов пр. 1388, но его состояние и перспективы неясны.

Таким образом, не только Черноморский флот нуждается в обновлении группировки вспомогательных судов. Торпедоловы в тех или иных количествах нужны всем флотам. Без решения этого вопроса ВМФ в будущем может столкнуться с очевидными проблемами. Отсутствие необходимых катеров обеспечения не позволит осуществлять полноценную учебно-боевую подготовку и, соответственно, реализовывать весь потенциал продолжающейся модернизации и перевооружения флота.

К настоящему времени начато строительство новых торпедоловов пр. 1388НЗТ, и первый из них в следующем году начнет службу. В 2023 г. Черноморский флот получит еще один подобный катер. Как будет идти развитие вспомогательных флотов других объединений – неизвестно. Весьма вероятно, что в ближайшие годы появятся новые заказы на строительство следующих катеров.

Таким образом, не самое заметное событие на небольшой верфи в Нижегородской области на самом деле имеет большое значение для развития ВМФ. В последние годы принимаются меры по обновлению вспомогательного флота, и новым шагом в этом направлении становится строительство катеров-торпедоловов – небольших и малоизвестных, но важных.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
АО "Сокольская судоверфь" / soksud.ru, Bmpd.livejournal.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх