БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 460 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей
    Ну, наконец-то дошло.... Ишь, толеранты-толерантами, а дошло. Интересно, когда до наших власть предержащих дойдёт...Англия узаконила ...
  • Сергей
    Нет, а правда, за что "Слава..."?Злобная старуха У...
  • Семенков Александр
    Все накроется медным тазом. Последние вклады основной массы россиян, как подушка безопасности на чёрный день, преврат...Американский капи...

ПЛОДЫ МНОГОВЕКТОРНОСТИ: ЛУКАШЕНКО ВЫНУЖДЕН ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТРАНЗИТА ЧЕРЕЗ ЛИТВУ

Плоды многовекторности: Лукашенко вынужден отказаться от транзита через ЛитвуФОТО: TRICKY_SHARK / SHUTTERSTOCK

МИД Литвы заявил о том, что прибалтийская республика может полностью перекрыть экспорт белорусских калийных удобрений через Клайпедский морской порт. На сегодняшний день через него гонят 90% продукции "Беларуськалия". Острый конфликт, разгорающийся между Вильнюсом и Минском, очень выгоден России, поскольку даёт возможность перенаправить транзитные потоки из Беларуси в порт Усть-Луга.

Запад продолжает неустанные попытки оказать давление на "режим" Александра Лукашенко и лишить его целого ряда экономических выгод от торговли с Европейским союзом. Западное направление очень важно для Минска. Во-первых, оно очень прибыльно и позволяет заработать иностранную валюту для республиканского бюджета. Во-вторых, "окно в Европу" позволяет Александру Григорьевичу балансировать между Брюсселем и Москвой, играть на их противоречиях и таким образом сохранять собственную власть.

Беларусь – одна из ведущих стран в мире по выработке калийной соли. На неё приходится 15% мировой добычи (6,4 миллиона тонн ежегодно – Белоруссия уступает только Канаде и России) и 19% разведанных мировых запасов (750 миллионов тонн – первое место в мире). В 2020 году экспорт калийных удобрений принёс стране 2,4 миллиарда долларов.

Из-за пандемии этот показатель снизился на 13%. Крупнейшие партии поставляются в Бразилию (21,75%), Китайскую Народную Республику (13,3%), Индию (12%), Евросоюз (8,15%) и страны СНГ (3%).

Основным способом доставки продукции до конечного потребителя является морской транспорт. Все последние годы "Беларуськалий" использовал для транзита Клайпедский порт в Литве (он аккумулировал 90% экспорта белорусских калийных удобрений). Расстояние от Солигорска (Минская область), основного места добычи, до морской гавани Литовской Республики – всего 612 километров. Однако сейчас межгосударственные отношения Беларуси и Литвы находятся на уровне плинтуса. Вильнюс руками и ногами поддержал попытку свержения Лукашенко летом-осенью 2020 года, приютил у себя самозваного "президента" Светлану Тихановскую с её штабом, стал центром всех политических сил, оппозиционных официальному Минску. Беларусь в долгу не осталась и фактически открыла границу для беженцев из стран Ближнего Востока, спровоцировав самый масштабный миграционный кризис в истории Литвы. Не стоит забывать также о непрекращающемся конфликте, связанном с вводом в эксплуатацию островецкой атомной электростанции невдалеке от литовской столицы.

На этом фоне министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис (внук того самого Ландсбергиса, возглавлявшего антисоветский "Саюдис" времён перестройки) и премьер-министр Ингрида Шимоните заявили, что готовы полностью перекрыть поставки белорусских калийных удобрений через Балтийское море в случае, если Европейский союз решит ужесточить санкции против Лукашенко (а он, скорее всего, решит).

Что с того?

Ругань между Лукашенко и литовцами только на руку России. В последние годы стараниями правительства Мишустина – Белоусова вырос как на дрожжах порт Усть-Луга в Ленинградской области. Работать он начал ещё в 2001 году, но в полную силу стал раскрывать потенциал лишь после введения антирусских санкций странами Запада в 2014 году. Если в 2011-м грузооборот за год составил 22,7 миллиона тонн, то по итогам 2020-го – 102,6 миллиона (рост в 4,5 раза).

Недавно в русскую акваторию Балтийского моря был перетянут экспорт белорусских нефтепродуктов. Сейчас, судя по всему, можно ожидать перехода в Усть-Лугу поставок продукции "Беларуськалия". О переориентировке грузопотоков говорили уже давно. Республика Беларусь, часть Союзного государства, предпочитала использовать морские гавани конкурентного интеграционного объединения – ЕС. Такой порочной практике, надеемся, пришёл конец раз и навсегда. Ну а литовцы пусть поддерживают на плаву Клайпедский порт самостоятельно. Его перспективы незавидны, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны Польши, России, Латвии и Эстонии.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх