Свежие комментарии

  • Дмитрий
    Каждому мудаку- по ветряку!Все на электромоб...
  • Роза
    Если верхушки подпишут смертную казнь педофилам, то они сами туда попадают, поэтому они такой приговор не вынесут про...КРОВЬ ДЕТЕЙ ВОПИЕ...
  • Александр Ляшенко
    ГД необходимо на 50 лет запретить неконтролируемый въезд в РФ мигрантов.На эти же 50 необходимо ввести жёсткие для ми...ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...

На ВАЗе все тревожнее: Люди ищут подработку

сборка автомобиля в тольятти

Ситуация на ВАЗе развивается по пессимистичному сценарию. После корпоративного отпуска была предпринята попытка наладить сборку хотя бы небольшими темпами, однако на этой неделе градообразующее предприятие полностью остановило выпуск продукции из-за отсутствия электронных компонентов.

Может плохо кончиться

Сейчас выясняется, что дефицит необходимых для производства автомобилей малазийских микрочипов возник еще в прошлом году. Какое-то время заводу удавалось справляться с проблемой за счет запасов и использования приемлемых аналогов, однако к нынешнему лету склады опустели.

Многие не понимают, почему на фоне разговоров о локализации так и не удалось наладить производство чипов в России и не зависеть от зарубежных поставщиков. Или такая сфера промышленности, как электроника, способна развиваться только в Азии? Возможно, так и есть, ведь даже успешные в экономическом плане американцы сейчас хватаются за голову. К примеру, владелец компании «Тесла» Илон Маск, комментируя нехватку автоэлектроники, написал в своем твиттере: «Никогда не видел ничего подобного. Это как дефицит туалетной бумаги, но эпических масштабов».

Насколько корректное сравнение – решайте сами, да и не стоит, наверное, равняться на сытого миллиардера, проблемы которого несопоставимы с вазовскими.

То, что сейчас происходит на тольяттинском автозаводе, напоминает ситуацию, когда один из членов семьи сначала жаловался на легкое недомогание, а потом сходил в больницу и ошарашил родных новостью о том, что болезнь очень серьезная.

ВАЗ оказался на пути от временных трудностей к затяжному кризису, что очень напрягает привыкших к стабильности работников. Чем это грозит, можно лишь догадываться. Минпромторг России вроде бы усиленно занимается решением проблемы, однако позитивных изменений до сих пор нет.

Тем временем недоброжелатели, мечтающие, чтобы отечественный автопром перестал существовать (во всяком случае, в нынешних объемах), радостно потирают руки, а одно из интернет-изданий опубликовало материал под заголовком «АВТОВАЗ пустят на металлолом?», намекая на то, что вся эта история может плохо кончиться.

Решили перенести отпуск

Пока руководство завода приняло решение до конца этой недели полностью остановить сборку всех моделей, причем два дня будут оплачены как простой по вине работодателя (2/3 от средней зарплаты), а еще три взяты из зимней части корпоративного отпуска. Обычно производство тормозят за несколько дней до новогодних праздников, однако из-за нынешнего форс-мажора сотрудникам предложено отдохнуть летом, а в конце декабря – поработать.

Вариант, наверное, не самый плохой, хотя некоторые вазовцы оказались сильно недовольны. Кто-то даже вступил в конфликт с мастерами и начальниками цехов, требуя, чтобы вся неделя считалась простоем по вине работодателя. В ответ им предложили выйти на работу и сидеть там (а не дома под кондиционерами), правда, автобусы в эти дни ходят гораздо реже обычного, да и столовые тоже не работают…

Вот что написал один из сотрудников в интернет-сообществе «Рабочие АВТОВАЗа»:

– 62-й корпус. Жара, людей распустили на 2/3, но не всех! Наша бригада в две смены типа работает. Температура – 37 градусов. Терпим, но сегодня отключили холодную воду! Пить нечего, помыться тоже невозможно, а мастер ходит и улыбается в 32 зуба.

Известно также, что руководство ВАЗа пока решило отказаться от введения 9-часового графика (планировалось перейти на него уже с 6 сентября), поскольку до сих пор непонятно, как завод будет работать в следующем месяце. Продолжение простоев весьма вероятно. Как известно, кризис коснулся не только тольяттинского автозавода (об остановке производства сообщают «Вольво», «Ауди», «Тойота» и другие), так что, когда ситуация постепенно начнет налаживаться, не факт, что «Bosch Самара» будет первым, кому из Малайзии станут поступать необходимые микрочипы.

Сварим бульончик, и довольны…

Для многих работников ВАЗа целый месяц дома – это стресс, требующий существенно снизить расходы. Одни таксуют, другие питаются курицей и салатиками, ежедневно пролистывая новостные ленты в надежде прочитать позитивные новости о заводе.

К примеру, один из старых знакомых – Алексей (водитель погрузчика) весь корпоративный отпуск провалялся на диване, пересматривая кино – в основном боевики и кровавые триллеры. Другой, Александр, предусмотрительно забронировал недорогие билеты в Крым и недельку провел на море, гоня прочь тревожные мысли.

Кстати, оба они в нынешней ситуации не против найти какую-нибудь подработку, поскольку отпускные уже потрачены, вазовской премии тоже надолго не хватит, так что есть риск начать тратить «президентские» 10 тысяч, полученные семьями на детей.

– Ну не идти же в доставку продуктов? В зеленом жилетике, на велосипеде, говорить: «Кушать подано!» тем, кому с дивана лень подняться, – сказал по этому поводу Саша.

А мой бывший сосед Коля сказал, что ездил в конце июля в Москву, где снимал студию и фотографировал девушек в нижнем белье. На мою реплику, что такой подработке можно только позавидовать, собеседник поклялся, что это чистый бизнес без намека на интим.

Еще с одним работником автозавода, Рамилем, мы на днях пообщались на даче в Хрящевке, где он сидит уже больше месяца:

– Даже в город не езжу! Экономлю бензин. За квартиру дети платят – я им деньги на карте оставил, и продукты тоже они привозят. Да нам с женой много и не надо. Огурцы и помидоры свои, так что бульончик куриный сварим, и вполне довольны. А еще вон яблоки собираем – ведер двадцать уже. Надо вам? Берите.

По поводу дальнейшей ситуации на заводе собеседник настроен пессимистично и даже сказал, что периодически просматривает объявления в интернете:

– Звонил на днях на одно предприятие, узнавал, сколько платят работающим на машинах контактной сварки. Сказали – 25-30 тысяч. Мало, я на ВАЗе больше получаю. Так что, не дай Бог, загнется завод, что делать будем? Дружно центр занятости штурмовать?

Кстати, когда возвращались с дачи, то на выезде из Хрящевки увидели несколько огромных контейнеров, полностью заваленных сгнившими яблоками. Сколько там тонн – можно лишь догадываться, однако, если бы все эти фрукты попали на рынок, цена в условиях конкуренции могла бы упасть до 10-20 рублей за килограмм. А так получается, что одни выкидывают ведрами, а другие переплачивают…

Самая дорогая – «Веста спорт»

В заключение предлагаем читателям ознакомиться с актуальными ценами на вазовские модели и сравнить их с теми, которые были в октябре и марте. Рост, как вы видите, довольно существенный. Самая дешевая машина – «Гранта седан» стоит 531 900 рублей (притом что обычно без доплат покупка не обходится), а самая дорогая, «Веста спорт», в комплектации «Luxe Enjoy Pro» – 1 240 900 с пятиступенчатой механической коробкой передач (двигатель – 1,8 литра, мощность 145 лошадиных сил). Цена для вазовской машины заоблачная, однако постепенно покупатели начинают привыкать к подобному положению дел, тем более что конкуренты тоже часто меняют цифры в своих прайс-листах.

К примеру, модель «КИА Рио», считающаяся едва ли не главным конкурентом «Весты», продается по цене от 919 тысяч до 1,2 миллиона. В принципе, сопоставимо, хотя наша машина всё еще немного дешевле.

Кстати, согласно обнародованной недавно информации, за первые полгода россияне потратили на приобретение новых легковых авто 1,5 триллиона рублей, что на 54 процента больше аналогичных показателей в 2020-м. Первое место здесь занимает корейская марка «КИА» (172,4 миллиарда), второе – «ВАЗ» (148,5), следом за которым расположились «Мерседес» (139,3) и «БМВ» (135,5). Что ж, приятно хоть где-то обойти популярных во всем мире немцев.

А тем временем

Бывший президент ВАЗа Бу Андерссон возглавил узбекский завод «UzAuto Motors» (основной офис в городе Асака), который выпускает автомобили марки «Шевроле». Под управлением шведского топ-менеджера компания рассчитывает с наименьшими потерями преодолеть кризис, связанный с дефицитом полупроводников и логистикой, а также взять новый курс развития и модернизации производства. Напомним, что за два года работы в Тольятти Бу Андерссон запомнился прежде всего любовью к чистым туалетам и стремлением максимально оптимизировать процесс путем уменьшения количества работников. Многие горожане называли его «сказочником» за красивые речи и сходство фамилий с популярным детским писателем.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 33 (1366) 27.08.21
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх