БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 467 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр К
    "Доходит до полно...
  • Александр К
    ВЫ же меня узнали, так чего мне боятся. О вашем воспитании я понял. Похоже хохлы "завербовали" за границей, чтобы Рос..."Доходит до полно...
  • Владимир Ильин
    Зачем же Вы, господин Крылов, свой «nickname» поменяли? Выходит – боитесь? Напрашивается вывод, – Вы не «ХОДИЛИ» в мо..."Доходит до полно...

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Здание «Собрания Уоллеса»

Настоящие рыцарские доспехи эпохи Ренессанса. Сегодня мы познакомимся с ними максимально подробным образом!

«Если бы на мне не было непробиваемой брони, этот негодяй семь раз подстрелил бы меня так же хладнокровно, как матёрого оленя. В каждую спайку моего панциря он попадал длиннейшей стрелой. Не носи я под панцирем испанской кольчуги, мне бы несдобровать.»
«Айвенго» Вальтер Скотт

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Сегодня лично у меня, скажем так, небольшой праздник, который, надеюсь, будет в чём-то и праздником для любителей старины на ВО. А связан он с тем, что мы начинаем новую серию «на всю жизнь», которая будет посвящена отдельным собраниям рыцарских доспехов и оружия в музеях разных стран. То есть это будет и рассказ о самом музее, где эти предметы выставляются, и о тех его экспонатах, которые будут представлены в тексте в качестве иллюстраций. Недаром сказано, что нет ничего интереснее… бесполезного знания, потому что на нём обычно ты отдыхаешь. Вот и здесь будет рассказываться о грудах совершенно бесполезного, но замечательно красивого древнего железа. И обещаю, что на все приведённые здесь фотографии будет… очень даже приятно посмотреть.
Ну и потом, вдруг кто-то из нас разбогатеет настолько, что пожелает украсить свой дом настоящими рыцарскими доспехами – так вот будет ему на что ориентироваться. И как знать, вернее, кому ведом его жизненный путь – может быть, такое когда-нибудь и вправду случится…

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Уже сами интерьеры музея по-настоящему роскошны и содержат прекрасные образцы прикладного искусства. Вот, например, Большая гостиная. В ней представлен ряд работ французского мастера-мебельщика Андре-Шарля Буля

Ну а начнём мы с замечательной коллекции доспехов семьи Уоллес, которую обычно у нас в России принято называть «Собрание Уоллеса». Находится она в трёхэтажном особняке на Манчестерской площади в центре Лондона в административном округе Вестминстер. А открыта она была для посетителей ещё в 1900 году, то есть ей уже 121 год, и всё это время её сокровища не перестают радовать глаз. Собиралась она четырьмя поколениями семьи Уоллес в период между 1760 и 1880 годами и сегодня состоит из примерно 5500 предметов как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства XIV-XIX веков, коллекции живописи XVIII века… мебель Людовика XV, европейское и восточное оружие и доспехи, севрский фарфор, множество полотен самых различных мастеров-живописцев – от Тициана, Рембрандта и Рубенса до Антуана Ватто и Николя Ланкре. Причём посетить «Собрание» можно совершенно бесплатно, такова была воля завещателей, предоставивших коллекцию в полную собственность государства. Выставлены её сокровища в 25 галереях. Но сегодня, поскольку сайт у нас военный, мы посетим только одну: оружия и доспехов.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Вот с этого образца мы и будем знакомиться с доспехами Собрания Уоллеса. Перед нами полевой доспех, выполненный в «максимилианском стиле» в Южной Германии, ок. 1515-1525 гг. Как видите, форма этих доспехов и функциональность идут рука об руку. Стальные пластины должны очень плотно прилегать к телу, чтобы они создавали что-то вроде «экзоскелета». Это техническое требование немедленно переводит такие доспехи в сферу скульптуры, поскольку они приобретают элегантный и изящный силуэт стройного человеческого тела. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Вот эти круглые пластины на доспехах, прикрывавшие подмышки, назывались бесагю. И даже здесь они рифлёные, чтобы… стиль доспеха был единым. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Заказчик хотел получить уникальный доспех, но чтобы он был не хуже других, а мастер, безусловно, старался ему угодить. Доспех этот с его изысканным обилием гофрированных поверхностей является лучшим из ряда образцов «максимилианского стиля» в коллекции Уоллеса. Кстати, напомним, что этот стиль родился не без участия германского императора Максимилиана I (1459-1519), являвшегося одновременно и замечательным рыцарем, и величайшим из покровителей немецкого Возрождения.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Он же, разобранный на отдельные части. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

В статьях здесь на ВО уже рассказывалось, что со временем доспехи стали настолько дорогими, что заказывать 2-3 доспеха – один для парадных выходов, другой для боя, а третий для турниров, не могли себе позволить даже короли. Так вот и появились более экономные, скажем так, «гарнитуры», то есть наборы деталей, позволявших, не переделывая сам доспех, быстро поменять его функциональность.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Вот, например, один такой гарнитур работы мастера Кольмана Хельмшмида из Аугсбурга, ок. 1525-1530 гг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Как отличить – боевой это доспех или парадный? А очень легко. На боевом на панцире слева (или справа, зависит откуда смотреть) всегда был копейный крюк или упор, позволявший удерживать тяжёлое копьё в руках. На этом доспехе эта деталь сложной конструкции и может складываться.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
А теперь посмотрите: доспех боевой, но как изысканно и обильно он украшен. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Недаром Кольман Хельмшмид считается одним из величайших мастеров-оружейников всех времён, настолько элегантные доспехи он создавал – прямо-таки одежду их полированного металла. На протяжении многих поколений Хельмшмиды были придворными оружейниками императоров Габсбургов, самой могущественной аристократической династии в истории Европы. Их работу всегда можно отличить по сочетанию технического совершенства с высочайшим качеством гравированного и позолоченного декора.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Цветочный мотив очень прост, но как изысканно отделаны эти узоры внутри! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Часть доспеха ландскнехта, Инсбрук, ок. 1520 г. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Не только рыцари носили в это время доспехи, но и ландскнехты – наёмные солдаты из германских княжеств. Жизнь у них была суровая, нравы грубыми и жестокими, поэтому и одевались они вызывающе, в стиле «пышные и разрезанные»: одежду, отличающуюся проработкой порезов и разрывов, полученных в бою, так что увидеть ландскнехта (и понять, кто перед тобой!) можно было издали. Но, как и в случае с моряками и заключёнными, покрывавшими своё тело татуировками, мода на которые проникла даже в царские дворцы, одежда ландскнехтов, по сути, отбросов общества, стала популярной и в высшем свете.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Имитации разрезов на кирасе. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Так что «под ландскнехта» стали заказывать даже доспехи(!) со сложным и продуманным декором, созданным путём сочетания чеканки, травления и золочения. Вот и этот доспех, причём вполне боевой, был изготовлен, вероятнее всего, для дворянина, командующего профессиональной пехоты ландскнехтов.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
А здесь и витой металл, и травление, и позолота. В немалую сумму обошлись заказчику эти доспехи! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Ну а этот уже чисто парадные доспехи миланского мастера Лучио Марлиани, прозванного Пиччинино (1538-1607). Доспехи он эти сделал где-то около 1570-1590 гг. Материалы и техника: очень низкоуглеродистая сталь, золото, серебро, медный сплав, кожа, золотая тесьма и бархат, тиснение, позолота и чернение. Вес изображённой на фотографии части: 10,9 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Считается, что они принадлежали Альфонсо II, герцогу Феррары, Модены, Реджио и Кьякстрес [Шартр], принцу Карпи, графу Ровиго, лорду Коммачио, Гарфаньяне и т. д. Подписи на них Пиччинино нет, но они очень похожи на доспехи, изготовленные им для герцога Пармского, которые находятся в Вене. Есть доспехи его работы и в других музеях, включая и наш Эрмитаж.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Горжет: из двух основных пластин (передней и задней) и высокого воротника из трёх пластин, застёгивается штифтом и шпилькой; верхний – металлическое плетение типа «верёвка»; основная часть (спереди) украшена изображением римского воина, цветочными гирляндами и фигурами двух сатиров, держащими рога изобилия, а (сзади) сидящей женской фигурой, держащей вазу с фруктами, и сатирами, играющими по обе стороны; на плечах две петли для лямок наплечника. Такой вот вполне мирный, можно даже сказать, фривольный декор у этих доспехов! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Наплечник: ухмыляющиеся рожи сатиров, крылатые купидоны, гирлянды цветов – всё сплетается в прихотливый узор, словно говорящий: «Смотри, ты видишь руку мастера!» (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Просто «трубы», вот трубы и всё – англичане эти детали доспеха так и называли «tubes». Хотя есть и другое название: наручи, причём все они на шарнирах, а внутренняя часть налокотника выполнена в форме сердца, благодаря чему хорошо защищает сгиб руки; и все эти детали украшены масками, фигурами, фруктовыми гирляндами и облагорожены золотом и серебром. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Обычно читатели статей «о рыцарях» постоянно задают вопросы о том, сколько что весит в рыцарском доспехе. Ну что ж – коллекция Уоллеса провела подобное исследование одного из самых своих красивых доспехов эпохи Ренессанса работы Помпео делла Чеза (ок. 1537-1610) из Милана, ок. 1590 г. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Вот детали этого доспеха. Материал и технологии изготовления: сталь, золото, кожа и медный сплав, травление и позолота. Масса: 3 кг шлем, 3,87 кг нагрудник, 0,94 кг наплечник (левый), 1,08 кг наплечник (правый), 1,57 кг наруч (левый), 1,38 кг наруч (правый), 1,21 кг набедренник (слева), 0,93 кг набедренник (справа), 2,94 кг грангарда – накладная броня (слева), 0,61 кг горжет, 0,35 кг дополнительная броня нижней части нагрудника (слева). (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Если считать доспехи не только оружием, но ещё и системой знаков, каковой, впрочем, всегда была и одежда, то самое… важное послание, которое содержат доспехи эпохи Возрождения – это сила и красота. Полированные поверхности отражают солнечный свет, и поэтому доспехи прямо-таки излучают «божественную силу», дарованную самим Богом рыцарскому сословию.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
«А где упор для копья?» – спросят знатоки и будут правы. Но стоит приглядеться и увидеть, что он как раз был. Но отверстия для его крепления завинчены. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ну а демонстрировалась эта сила не только на поле битвы, но и в изысканных боях – рыцарских турнирах. Причём турнирные доспехи сильно отличались от боевых. Либо к боевым делали дополнительные детали, превращавшие их в турнирные. Вот и кираса этого доспеха имеет двухслойное усиление; по нему можно ударить прямо на галопе длинным тяжёлым копьём, не нанося травм владельцу.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
У доспеха дополнительными пластинами бронирована вся левая сторона, причём крепились они на винтах. Так что разнесённое бронирование было известно ещё до появления танков! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Кираса подписана изготовителем POMPEO, что является редким образцом подписи оружейника.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Бургонет в героическом стиле, Милан, ок. 1540. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ещё один способ, которым европейская аристократия укрепляла идею превосходства, заключался в установлении связей между собой и героями древней мифологии и псевдоистории. Например, многие итальянские семьи эпохи Возрождения заявляли о своём происхождении от таких классических фигур, как Гектор, Ахилл и Геракл. В других частях Европы были изобретены ложные семейные линии, восходящие даже к персонажам из Ветхого Завета.

По мере того, как ренессансное увлечение всем, что связано с Древним миром, распространилось по Европе, художники быстро разработали сложный язык соответствующей иконографии и дизайна, чтобы визуализировать это современное общение с далёким прошлым. Со своей стороны, оружейники разработали «античный или героический» стиль, основанный на тщательном изучении древнегреческого и римского дизайна доспехов, дополненного примесью их чистой и подчас совершенно необузданной фантазии.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Замечательный образец рыцарских латных «перчаток». Милан, Италии, ок. 1390 г. Материалы: среднеуглеродистая сталь с отпуском на воздухе и медный сплав. Масса: 0,44 кг. Известно несколько пар таких перчаток: пара в замке Курбург в Южном Тироле, которая очень похожа на пару Уоллеса, хотя, возможно, немного более декоративна. Ещё более роскошной является пара из Музея Баргелло во Флоренции, которая, помимо бордюров, также имеет четыре ребра из медного сплава на тыльной стороне каждой перчатки, соответствующих четырём пястным костям. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Мало того, правители эпохи Возрождения возродили римскую традицию триумфального входа, показного парада победоносной армии. Для таких событий были созданы фантастически богато украшенные доспехи, такие как этот шлем с чеканкой и позолотой, украшенный листьями и ухмыляющимся лицом лесного духа.

Многие известные художники и дизайнеры, в том числе Уччелло, Боттичелли, Дюрер, Бургкмайр и Гольбейн, сотрудничали с оружейниками, разрабатывая рисунки украшений для богатых доспехов и даже помогая создавать совершенно новые и очень оригинальные стили.

К 1500 году было разработано невероятное количество различных методов обработки металла, и все они были применены к доспехам. Некоторые из них были очень древними. Другие совершенно современными. Для тех лет, разумеется.

Основные формы доспехов можно было усилить за счёт украшения поверхности. Процесс кислотного травления в начале XVI века был совершенно новым и впервые позволил украсить твёрдую углеродистую сталь тем, что на первый взгляд выглядит гравировкой. Но надо помнить, что механическая гравировка брони из закалённой и отпущенной среднеуглеродистой стали, хотя и не является невозможной, была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. На протяжении большей части средневековья гравировка обычно выполнялась на полосах из более мягкого медного сплава или серебра, которые затем приклепывались к стальным пластинам для формирования декоративных границ. Изобретение травления агрессивными химикатами в 1485 году (очевидно, во Фландрии) позволило покрывать узорами поверхности доспехов в любом месте и не ограничивать их площадь.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Бургонет. Вид сзади. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Основная техника травления заключалась в нанесении на металлическую поверхность, которую нужно декорировать, кислотостойкого покрытия, называемого резистом – на основе воска или битума. Затем предполагаемое изображение процарапывалось на нём до металла, который затем погружался в кислоту или травитель. Рисунок таким образом «вгрызался» в пластину, без каких-либо затрат тяжёлого ручного труда со стороны мастера.

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Ну а эти доспехи для всадника и коня считаются «изюминкой», вернее, «жемчужиной» коллекции Уоллеса. Возможно, их изготовил Ульрих Рэмбс, оружейник из Германии, Ландсхута, ок. 1480 г. Материалы и технологии: железо, низкоуглеродистая и среднеуглеродистая сталь, кожа, войлок, холст, дерево и медный сплав: рифление, перфорирование, насечка, тиснение, гравировка, травление. Масса доспеха для человека 27,161 кг. Масса доспеха для коня 30,07 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

На этом наш визит на сегодня закончен, но мы его продолжим, чтобы рассмотреть ещё несколько совершенно уникальных доспехов из этой коллекции.

P.S. Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность Попечительскому совету Собрания Уоллеса в лице главы отдела коммуникаций Кэфрин Хэйвлок за предоставленную возможность воспользоваться материалами и фотографиями из фондов собрания.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх