Свежие комментарии

  • Елена Патракова
    Пашинян -провокатор. Армяне сами выбрали себе такого.«Дачу в Ростове н...
  • Александр Александров
    США полностью "вакцинировали" Украину кожаным шприцем.США полностью "ва...
  • Ники Рябцев
    Президент-Сионист РФ-Шалома-Путтэна 9 сентября 2020 г -Пазвонил в Японию -новому перемьеру Ёсихидэ Суга --и предложы...Москва слабая, а ...

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Битва всадников. Изображена битва между ионийскими греками и галатами, в которой победа греков становится очевидной. Лучше всего сохранившаяся сцена показывает справа от штандарта (сигнум) греческого всадника в доспехах, лошадь которого перепрыгивает через упавшего галата, и слева пешего галата, который пытается прикрыться щитом. Перед ним упавшая лошадь и падающие галаты. Данное изображение, вероятно, относится к последней Пергамско-галатской войне 168–166 гг. до н. э., в которой царь Пергама Эвмен II одержал блестящую победу над галатами. В честь спасителя от постоянной галатской угрозы в Эфесе, как и в Милете, Сардисе и Пергаме, были воздвигнуты памятники Евмену, и этот рельеф мог принадлежать одному из них. Художественно-исторический музей, Вена
Песня моя — к златострельной и любящей шум Артемиде,
Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра…
Гомер. Гимн Артемиде


Античная цивилизация. Воздух Турции в самом прямом смысле этого слова пропах морем и солнцем. И так было всегда, еще когда ни о каких турках здесь даже никто и не слышал. Но все слышали о греках. И вот тут-то их было в избытке, по сути, вся Малая Азия принадлежала именно им, а уж побережье было греческим еще до греко-персидских войн.
И именно здесь стоял когда-то город Эфес, являвшийся одним из важнейших городов древности. Именно здесь стоял Храм Артемиды, являвшийся одним из семи чудес света. Город этот был также родиной философа Гераклита, а также одной из крупнейших раннехристианских общин. В римские времена Эфес стал столицей провинции Азии с населением около 200 000 человек. Однако если вам случится побывать на месте, где стоял этот город, то ни руин легендарного храма, ни каких-то впечатляющих развалин вам не увидеть. Одна-единственная колонна посреди поля, а на вершине ее – гнездо семьи аистов. Вот и все, что осталось от всего этого древнего великолепия по целому ряду причин. Однако для того чтобы посмотреть на памятники древнего Эфеса, сегодня вовсе не обязательно ехать в Турцию. Сегодня познакомиться с ними можно в центре Европы, в Вене, где в музее дворца Ховбург сегодня выставлена уникальная коллекция древних антиков из этого города. Ну а о том, что они из себя представляют и как именно они попали именно в Вену, мы вам сегодня и расскажем.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Эроты охотятся на львов. Сценическая стена театра в Эфесе была одним из богато украшенных архитектурных ансамблей римского Эфеса. Трехэтажный фасад с колоннами, эдикулами и декором был украшен еще и скульптурами, в том числе рельефным фризом с изображением охотящихся эротов, тянувшимся по всей ширине сцены, возможно, в области цоколя второго этажа. Фрагменты этого фриза были найдены в XIX веке и попали в Лондон, а затем в Вену, поскольку в 1895 году в Эфесе начались раскопки, проводившиеся австрийцами. На рельефе два крылатых эрота охотятся на льва с копьями, а две собаки хватают льва за задние лапы. Примечательны остатки красной и коричневой краски, которой были полностью нарисованы копья. Композиция фриза типична для эпохи эллинизма. Художественно-исторический музей, Вена

А было так, что после открытий Шлимана в Европе проснулся массовый интерес к культуре Древней Греции, так что и Грецию, и Турцию европейские археологи буквально наводнили. Но если Шлимана вдохновляла бессмертная «Илиада» Гомера, то нашелся среди археологов человек, которого еще за несколько лет до него столь же сильно воодушевили сообщения историков прошлого о храме… Артемиды в Эфесе.

И вот воодушевленный своими знаниями о размерах, значении и богатстве храма Артемиды, британский археолог Джон Тертл Вуд, сотрудничавший с Британским музеем, сумел в 1869 году заново открыть это древнее место. Но вопреки ожиданиям список найденных предметов оказался настолько скромным, что раскопки здесь очень скоро были прекращены. И почему так, понятно. Нет находок – нет денег! То есть англичанам там не повезло. Но… зато им в скором времени повезло в других местах, Шлиман успешно занимался раскопками Трои, и вышло так, что австрийским археологам, которые, естественно, тоже ринулись в Грецию, достался лишь остров Самофракия, который они, весьма, кстати, успешно, исследовали в 1873 и 1875 годах.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Гермес. Юный бог может быть идентифицирован как Гермес по крыльям, прикрепленным к голове. Лицо «посланника богов» обрамляют резко остриженные серповидные локоны. Голова представляет собой реконструкцию изображения Геракла, созданного греческим скульптором Поликлетом во второй половине V века до н.э. Создано. Голова была найдена в портовых банях в первый год австрийских раскопок в Эфесе, 1895 г. Изготовлена в середине II века. н.э., по бронзовому оригиналу около 430 г. до н.э. Художественно-исторический музей, Вена

Однако прошло целых двадцать лет, прежде чем австро-венгерская монархия решила провести широкомасштабные исследования в регионе Восточного Средиземноморья, получила от турецкого правительства карт-бланш на проведение раскопок, и с 1895 года, то есть намного позже других европейских стран, приступила к исследованиям на месте древнего Эфеса. Но самое интересное это то, что данная работа продолжается здесь и сегодня, причем усилиями все тех же австрийских ученых историков. И эти раскопки, идущие здесь уже более века (хотя они и прерывались двумя мировыми войнами), по-прежнему продолжают давать ответы на очень многие вопросы относительно этого древнего города.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Современная реконструкция внешнего вида храма Артемиды в Эфесе

То, что австрийцы сумели на столь долгое время обосноваться в районе Эфеса и работать там планомерно и тщательно, разумеется, принесло свои плоды. До 1906 года в Вену были привезены многочисленные находки исключительной ценности, которые сегодня можно увидеть в Эфесском музее — приложении к коллекции греческих и римских древностей.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

А вот что можно увидеть на месте «чуда света» сегодня: одну колонну, исламскую мечеть и византийскую крепость…

Наиболее интересные артефакты: парфянский памятник, амазонка с алтаря Артемиды, бронзовая статуя спортсмена, очищающегося себя после состязаний и ребенок с гусем.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Вот этот «ребенок»! Скульптура очень динамична и потому любопытна. Изображенный на ней маленький мальчик пытается встать, но в этом напрасном усилии смещает вес своего тела влево, в результате чего непреднамеренно прижимает гуся к земле левой рукой, а правую руку вытягивает вверх, словно ища помощи. Это эллинистическая модель группы, выполненная из бронзы и приписываемая Боэтосу. Мраморная группа была установлена в парадном зале Эфесских бань. Датируется II веком нашей эры, но основан она на бронзовом оригинале III века до нашей эры. Художественно-исторический музей, Вена

Но это лишь часть обширной коллекции эфесских мраморов, выставленных в Эфесском музее в Новом замке дворца Ховбург.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Внутренний вид залов Эфесского музея в Вене

Впрочем, помимо финансирования этих работ, дополнительной мотивацией их проведения было соглашение между Османской империей и Австрией. Дело в том, что султан Абдул Хамид II официально сделал императору Францу Иосифу щедрый подарок: несколько обнаруженных учеными древних предметов он подарил его императорскому дому, что позволило вынести их из Турции совершенно официально и… пополнить коллекции Ховбурга в Вене.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Любоваться коллекцией эфесских мраморов Ховбурга можно не только стоя, но и сидя

Ценность находок была столь велика, что доставка их из Турции в Австрию осуществлялась судами австрийского военно-морского флота. Сначала они хранились (и периодически выставлялись!) в Храме Тесея в Фольксгартене. Однако после провозглашения закона о турецких древностях 1907 года вывоз предметов старины из Турции был запрещен; таких находок в Вену больше не поступало.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Апофеоз Луция Вера. Мужчина в одеянии римского полководца взбирается на колесницу, запряженную четырьмя лошадьми. Ника (Виктория), богиня победы, держит бразды правления, Виртус, олицетворение эффективности и добродетелей, возглавляет шествие. Под лошадьми сидит Теллус, земля, богиня плодородия с рогом изобилия. После 169 г. н.э. Художественно-исторический музей, Вена

После того как коллекция хранилась в различных импровизированных помещениях в течение многих лет, в декабре 1978 года был открыт Венский Эфесский музей в его нынешнем виде в секции «Нового замка» комплекса Хофбург. Посетителям здесь представлена очень интересная подборка римских скульптур, которые когда-то украшали общественные здания Эфеса римской эпохи, включая обширные термальные ванны и эфесский театр. Ряд архитектурных элементов позволяют получить полное представление о том великолепии, с которым отделывались римские здания, обычно имевшие богато украшенные фасады, а макет древнего города позволяет лучше понять соответствующее расположение объектов в его топографии. Наряду со всем этим изюминкой коллекции является так называемый парфянский памятник, и серия римских рельефов, уникальных как по размеру, так и по мастерству их изготовления.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Октагон. В центре города Эфеса прямо перед домами на склоне холма в конце I века до нашей эры было построено здание, получившее название «Октагон». В его квадратном основании находится погребальная камера, над которой была возведена восьмиугольная ступенчатая конструкция, окруженная колоннадой. Тот факт, что гробница была воздвигнута в черте города, свидетельствует об особом положении покойного. В саркофаге были обнаружены кости молодой женщины. Предлагается, что это могила царицы Арсинои IV. Эта египетская принцесса родилась в 40 году до нашей эры и по наущению своей сестры, знаменитой Клеопатры VII, была убита именно в Эфесе. Художественно-исторический музей, Вена

Научное изучение находок из Эфеса сегодня ведется в тесном сотрудничестве между Венским университетом, Австрийской академией наук и Австрийским археологическим институтом. Кстати, в самой Турции развалины Эфеса и местный музей посещают около двух миллионов туристов ежегодно. И на сегодня это самое популярное место страны после Собора Святой Софии и дворца Топкапы в Стамбуле. Ну а местный Эфесский музей представляет собой важное дополнение к австрийской экспозиции в Вене.

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

А вот эта бронзовая скульптура читателям «ВО» уже известна. Про нее был материал. Вернее, не совсем про нее… Известно несколько таких фигур, условно названных «Очищающими». Дело в том, что после занятий спортом и соревнований на палестре спортсмены очищали себя от масла и пыли с помощью стригилиса, изогнутого скребка. Скульптура изображает молодого человека, который держит в руке стригилис и чистится с его помощью. Интересно, что все внимание молодого человека направлено на этот, сам по себе вторичный процесс. Статуя была собрана из 234 фрагментов, найденных в палестре портовой школы города Эфеса. Статуя является копией римских времен, основанной на утерянном оригинале конца IV века до н.э. Нельзя с уверенностью приписать ее какому-либо греческому художнику, но дальнейшие римские повторения в мраморе и репродукции на глиняных рельефах и геммах камнях доказывают высокий уровень осведомленности римлян об оригинале и его среди них популярности. Считается, что она была создана в I веке нашей эры и основана на греческом оригинале около 330 г. до н.э. Высота фигуры 192 см. Художественно-исторический музей, Вена

Эфесские мраморы и бронзы дворца Ховбург

Геракл сражается с кентавром. Бронзовая скульптурная композиция высотой 50,8 см. Найдена там же, где и фигура «Очищающегося», но изготовлена позднее. Скорее всего, дерево служило ножкой для лампы, к сожалению, не сохранившейся. Изысканная вещь, лишний раз свидетельствующая, что римляне любили окружать себя красивыми вещами, включая даже самые утилитарные. Вторая половина II века н.э. Кстати, это также подарок султана Абдул Хамида II императору Францу-Иосифу, как и другие представленные здесь артефакты. Художественно-исторический музей, Вена

Так что Эфесский музей в Новом замке венского дворца-музея Ховбург – это удовольствие для настоящих ценителей античной скульптуры и архитектуры. Дело в том, что в его больших помещениях размещена лишь небольшая часть коллекции, поэтому каждый из ее экспонатов можно рассмотреть самым детальным образом.

P. S. Администрация сайта и автор высказывают признательность директору музея доктору Георгу Платтнеру за разрешение использовать фотоматериалы Художественно-исторического музея Вены.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Воины с колонны Марка Аврелия
Аргонавты доисторической эпохи
Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках
«Минойские Помпеи»: таинственный город на таинственном острове
Античная керамика и оружие
Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор
Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1
Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх