БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Павел К
    grainvn – у, ссыкуну. Расхожей фразой обеспечась, Враждебна жизни и природе, Который раз уж мразь и нечисть Настырно...Почему Россия не ...
  • grainvn
    Не "тыкать", господин кремлебот! И не позорь своих нанимателей безкультурием и хамством. Впрочем, умные и культурные ...Почему Россия не ...
  • Павел К
    Ну а тебе-то, Макрон подает? И по усам течет? :)Почему Россия не ...

Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

Ил-80 в полете
В настоящее время на вооружении воздушно-космических сил состоит четыре воздушных командных пункта Ил-80. В обозримом будущем для замены таких самолетов может быть создан новый ВКП. Его выполнят на современной платформе с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Последние новости


О планах по развитию направления ВКП 14 октября сообщило агентство ТАСС со ссылкой на свои источники в авиастроении. По его данным, воздушные пункты управления войсками планируется перенести с самолетов Ил-80 на Ил-96-400М. Сроки выполнения и технические подробности такого проекта не уточняются.

Источник отметил, что замена базовой платформы улучшит характеристики и возможности ВКП. Ожидается рост продолжительности боевого дежурства. Кроме того, увеличится зона охвата управления войсками. Впрочем, конкретные цифры не назывались.

Самолеты под замену


По открытым данным, сейчас в ВКС России имеется четыре самолета Ил-80. ВКП этого типа разрабатывался с начала восьмидесятых годов. Первый полет состоялся в 1985 г., а в начале девяностых перспективную машину приняли на вооружение. Ввиду особой роли самолетов ограничились малой серией. В 2015 г., как минимум, один Ил-80 прошел модернизацию с установкой современной аппаратуры.


Ил-80 построен на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. Планер самолета и ряд общих систем были изменены в соответствии с особыми требованиями. В частности, на фюзеляже появился выступающий обтекатель антенных устройств, а под крылом установили подвесные контейнеры с аппаратурой. Кроме того, два из четырех самолетов получили устройства для дозаправки в воздухе.

Точный состав бортового оснащения Ил-80 до сих пор не раскрыт. Известно, что такой ВКП должен обеспечивать связь со всеми родами войск с использованием существующих систем управления. Имеются развитые средства энергоснабжения, жизнеобеспечения и т.д. Приняты меры по обеспечению эксплуатации техники на любых аэродромах военной и гражданской авиации. Также обеспечена защита от поражающих факторов ядерного взрыва.

Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

Ил-80 способны выполнять функции мобильного штаба и обеспечивать управление любыми родами войск и соединений. В случае полномасштабного конфликта такие самолеты должны обеспечить эвакуацию высшего военного руководства из опасных районов с сохранением контроля над вооруженными силами.

На новой платформе


Еще в 2015 г. стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация прорабатывает вопросы создания нового ВКП для замены имеющихся Ил-80. Приводилось возможное обозначение такой машины – Ил-96ВКП, указывающее на тип базовой платформы. Утверждалось, что это будет ВКП «третьего поколения».

Последние новости подтверждают использование новой платформы, а также уточняют ее модификацию – Ил-96-400М. Новый вариант лайнера Ил-96 имеет ряд важных отличий от предшественников и действительно способен дать будущему ВКП серьезные преимущества перед существующими машинами.

Ил-96-400М представляет собой глубоко модернизированный вариант серийного Ил-96-300. Новый проект предусматривает удлинение фюзеляжа на 8,6 м до 63,9 м, увеличение максимальной взлетной массы до 270 т и полезной нагрузки до 58 т. Конструкция планера выполнена на основе современных материалов и обеспечивает необходимое соотношение прочности и легкости.

Новая модификация Ил-96 получает четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 с максимальной тягой до 17400 кгс. Такая силовая установка обеспечивает крейсерскую скорость до 850 км/ч и дальность с полезной нагрузкой не менее 8700 км. Таким образом, Ил-96-400М по основным летно-техническим характеристикам превосходит устаревший Ил-86 и, соответственно, машины на его базе.

Как именно Ил-96-400М перестроят в командный пункт – до конца не ясно. Вероятно, будут применены те же доработки, что и в случае с Ил-80. На внешней поверхности планера появятся новые обтекатели для разных систем и устройств; будут убраны иллюминаторы. Вместо пассажирского салона внутри фюзеляжа разместят радиоэлектронные системы и посты операторов, а также жилые и бытовые помещения.

Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

Первый Ил-96-400М в сборочном цеху, январь 2020 г.

ВКП нового типа должен сохранить все возможности и функции предшественника, однако их следует реализовать на основе современных компонентов и технологий. При этом необходимо учесть прогресс последних лет в сфере систем управления войсками и обеспечить совместимость со всеми современными средствами такого рода. Возможно, в новом проекте будут использованы наработки по недавней модернизации Ил-80.

Следует отметить, что самолеты семейства Ил-96 нередко подвергаются критике. Основной повод для нее – большой возраст и моральное устаревание базовой конструкции. Кроме того, отмечается несоответствие ряду современных тенденций развития пассажирской авиации. Однако в контексте перспективного ВКП подобные претензии не имеют смысла. К такой технике предъявляются особые требования, и Ил-96-400М оказывается едва ли не единственной отечественной машиной, полностью соответствующей им.

Вопрос сроков


О проработке перспективного проекта Ил-96ВКП сообщалось почти пять лет назад, но самолет до сих пор не готов. Более того, по последним данным, его разработка до сих пор остается в планах. Таким образом, получение готового самолета откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, разработчики ВКП пока могут не торопиться ввиду отсутствия готовой серийной платформы. Строительство первого Ил-96-400М в пассажирской конфигурации началось около двух лет назад, до конца текущего года планируется завершить окончательную сборку. Первый полет запланирован на 2021 г. В следующем году введут в эксплуатацию модернизированную производственную линию, что позволит приступить к серийному выпуску новых самолетов.

Полноценная серия может быть развернута только к 2023-25 г., и только при ее наличии министерство обороны сможет заказать строительство некоторого числа новых ВКП. Потребное количество такой техники неизвестно. Можно предполагать необходимость закупки до 4-6 машин – для равноценной замены имеющихся командных пунктов.

С прицелом на будущее


Сейчас в строю имеется четыре воздушных командных пункта Ил-80, построенные до середины девяностых годов. Они еще не выработали ресурс и могут продолжать службу, хотя требуются регулярные ремонты, а при возможности следует проводить модернизацию. Тем не менее, подобные процессы не могут продолжаться вечно. Вероятно, в 2025-30 гг. наличные Ил-80 придется списать ввиду физического и морального устаревания.

К этому времени следует разработать новый ВКП со всеми необходимыми функциями и улучшенными характеристиками. Предварительная проработка такого проекта началась несколько лет назад, и работы по этой теме продолжаются. Соответственно, в любой момент могут появиться новые сообщения о ходе работ и даже о начале строительства новой техники.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
ОАК, Wikimedia Commons
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх