БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 349 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nata
    Для согласования техпромфинплана предприятия никогда не требовалась виза главбуха,а вот главный экономист не только п...Каждая шестая пен...
  • Konstantin Петров
    А зачем нам показали три фотки разных поездов и разных крушений. Так, конечно, совсем не понятно что произошло.......Крыша вагона на п...
  • Николаев Николай
    Да она на ведьму похожа. Добрая такая женщина. Все сожалела, что не удалось поднять пенсионный возраст до 67 лет. Меш...Доктор Редько отв...

БДК хуже автомобилевоза

БДК хуже автомобилевоза
Большой десантный корабль проекта 1174. В данном случае — «Саратов». Спущен на воду в 1964 году, то есть кораблю 56 лет. Удивительно, но он еще на плаву. Фото: Артем Балабин

Обсуждение преимуществ и достоинств судна-автомобилевоза типа Sunrise Ace для военных перевозок в предыдущей статье весьма ярко проявило любопытный и довольно часто встречающийся феномен априорного суждения. Хотя я заострял внимание на преимуществах автомобилевоза и не слишком уходил в тему сравнения его с другими типами судов, обычно используемых в военных перевозках, некоторые комментаторы стали навязывать это сравнение, причем в заметно негативном духе. Мол, зачем вообще об этом судне говорить, когда есть ролкеры и большие десантные корабли (БДК).

БДК хуже автомобилевоза
Автомобилевоз Сarnation Ace

Им никто не мешал провести сравнение, пусть бы и тезисно, чтобы подкрепить свое суждение, но этого не делалось. Складывалось впечатление, что и ролкер, и БДК в представлении некоторых моих оппонентов — это такие недостижимые идеалы, с которыми больше ни одно судно не может сравниться. Просто, можно сказать, сияющий идеал, который любое сравнение оскорбляет.

На мой взгляд, это именно что априорное суждение, порожденное тем, что его сторонники когда-то и где-то читали хвалебные статьи о ролкерах или БДК, на этом сформировали свои взгляды, не особенно вдаваясь в детали.


Поэтому проведем сопоставление БДК и автомобилевоза как военно-транспортных судов. Мне есть что сказать и ролкерах, тем более что там есть некоторые неочевидные нюансы, но это как-нибудь потом, в другой раз. Сейчас в фокусе внимания именно БДК. Свое мнение я вынес в заголовок отчасти в целях поджигания дискуссии: БДК хуже автомобилевоза, причем заметно.

БДК намного меньше


Начнем с того, что БДК проекта 1174 заметно меньше, чем автомобилевоз. Полное водоизмещение БДК — 4,3 тысячи тонн, автомобилевоза — 60,9 тысячи тонн, то есть в 14 раз меньше.

Соответственно, меньше у БДК и грузоподъемность. Он может принять на борт 22 танка и 25 БТР, что составит 1373 тонны. Грузоподъемность Sunrise Ace (если считать по вместимости легковых автомобилей в 5196 единиц и среднем весе автомобиля в 1,5 тонны) — 7794 тонны, то есть в 5,6 раза больше, чем у БДК.

Оппонентов, должно быть, смутило то, что автомобилевоз имеет 45 грузовых мест для техники весом 50 тонн. Это так. Но это ситуация наполовину полного стакана. Вес принятых на борт 45 танков составит 2095,5 тонны, или 26,8% грузоподъемности. Остается еще 5702 тонны грузоподъемности, которую можно заполнить другим грузом: легкой бронетехникой, грузовиками, боеприпасами, продовольствием, личным составом. Свободная грузоподъемность автомобилевоза после погрузки танков более чем вчетверо больше, чем может принять БДК.

На этом можно было бы заканчивать. Судно с меньшей грузоподъемностью не может быть лучше судна с большей грузоподъемностью, и несколько большее удобство в разгрузке БДК за счет выдвижной носовой рампы этого не компенсирует.

Сколько танков можно погрузить?


Хотя точных данных по плану погрузки БДК не опубликовано, тем не менее, можно оценить возможности этого корабля приблизительно, исходя из габаритов танкового трюма, док-камеры и верхней палубы.

Итак, танковый трюм — 54 метра длины и 12 метров ширины (648 кв. метров), док-камера — 75 метров длины и 12 метров ширины (900 кв. метров) и верхняя палуба — примерно 40 метров длины и 12 метров ширины (480 кв. метров). Суммарно 2028 кв. метров. По другим опубликованным данным: трюм 790 кв. метров, док-камера — 1195 кв. метров, верхняя палуба — 405 кв. метров, всего 2390 кв. метров.

БДК хуже автомобилевоза
Схема БДК проекта 1174: 12 — носовые грузовые трюмы, 29 — док-камера, 24 — межпалубная сходня

Вообще, данные о погрузке БДК разнятся. Вот имеются данные из справочника «Корабли ВМФ СССР» (т. 4), что в БДК проекта 1174 может вместиться груз в трех вариантах. Первый — 22 танка и 25 БТР; второй — 50 БТР; третий — 52 грузовых автомобиля. Грузоподъемность по первому варианту составит 1373 тонны, по второму — 700 тонн, по третьему — 426,4 тонны. В этом справочнике указано также, что нагрузка на межпалубную сходню не превышает 12 тонн, то есть на палубу загнать танки нельзя. Вообще, о чем думали проектировщики этого чуда техники? Ну и сделали бы сходню на 50 тонн и крепкую палубу под танки, с возможностью стрелять из танков прямо с палубы.

Когда мы начинаем рассматривать вопрос в деталях, то оказывается, что даже в танковой вместимости у БДК нет никаких преимуществ перед автомобилевозом. Sunrise Ace может взять танков вдвое больше, чем БДК. Что, в общем, совершенно неудивительно ввиду резкой разницы в размерах.

Феноменальная вместимость только одной палубы автомобилевоза


В отличие от многих своих оппонентов, видящих себя бесстрашными бойцами в бою, я представляю себя тыловой крысой, которая, принюхиваясь и шевеля усиками, занимается всякой скучной бухгалтерией. Вот я как раз занялся подсчетами того, сколько всего может вместиться на одну палубу автомобилевоза. 3-я палуба — 5883 кв. метра площади, высота 2,1 метра.

БДК хуже автомобилевоза
Схема автомобилевоза

Танковые снаряды. Ящик длиной около 80 см, шириной 40 см и высотой 20 см, в котором два выстрела, вес брутто 100 кг. Боекомплект танка — 39 выстрелов, то есть танку нужно 20 ящиков. Штабель по два ящика на кв. метр и 6 ярусов в высоту (12 ящиков — 1,2 тонны). С учетом шестиметрового проезда под погрузчики у нас 4900 кв. метров площади палубы под груз. Итого: 39200 ящиков, или 78400 выстрелов, чего хватит на 2010 танков.

Гаубичные 122-мм снаряды (2С1 «Гвоздика»). Ящик длиной 1,6 метра, шириной 40 см, высотой 20 см, два выстрела, вес брутто 70 кг. Штабель по два ящика на 2 кв. метра и 8 ярусов в высоту (16 ящиков — 1,1 тонны). 19600 ящиков или 39200 выстрелов, чего хватит на 980 самоходок.

Патроны 5,45 мм. Ящик длиной 48 см, шириной 35 см, высотой 10 см, 2160 патронов, вес брутто 29 кг. Штабель 4 ящика на кв. метр и 8 ярусов в высоту (32 ящика — 928 кг). Всего входит 156800 ящиков, или 338,6 млн. штук патронов. Это хватит для миллионной армии.

Горючее в 200-литровых бочках. Ширина и длина 60 см, высота 80 см, вес брутто 180 кг. Штабель 9 бочек на 4 кв. метра и два яруса в высоту (18 бочек — 3,2 тонн). Всего 22050 бочек, или 4410000 литров, чего хватит на 2756 танков.

Продовольствие, паек ИРП-Б. Ящик длиной 70 см, шириной 20 см и высотой 25 см, внутри 7 индивидуальных пайков, вес брутто 14,7 кг. Штабель 4 ящика на кв. метр и 8 ярусов в высоту (32 ящика — 470,4 кг). 156800 ящиков или 1097000 индивидуальных пайков.

Это только одна палуба. Так плотно можно набить по крайней мере две палубы или более свободно распределить груз по 5-6 палубам для лучшей остойчивости судна. Патроны оказались самым тяжелым грузом, и его лучше разместить на нижних палубах, от 8-й до 11-й.

Ну как? Влезет столько боеприпасов, топлива и продовольствия в БДК? Если в БДК погрузить груз по любой из вышеописанных позиций, то корабль просто потонет под его тяжестью. Автомобилевоз выдержит любую из вышеописанных грузовых позиций.

О плане погрузки бригады


Покончим с ориентировочными подсчетами и перейдем к более или менее реальному плану погрузки. У нас десантно-штурмовая бригада, в которой 2700 человек личного состава, 13 танков Т-72, 33 БМД, 46 БМП, 10 БТР-82А, 18 БТР-Д, 6 самоходок 2С9 «Нона», 8 ЗСУ-23 «Шилка». Это полноценная часть, готовая к бою.

Вес:
— личный состав: 270 тонн (из расчета 100 кг на человека);
— техника: 2018,3 тонны.
Итого: 2288,3 тонны, или 29,3% от полной грузоподъемности.

Это означает, что можно взять с собой также различные запасы для жизни и боя. В расчетах я исхожу из 5 заправок горючего, 3 боекомплектов снарядов и 5 боекомплектов патронов, 10 сутодач продовольствия. Лезет или нет? Подсчитаем.

Суммарная заправка — 75900 литров для всей техники, или 380 бочек круглым числом. Пять заправок будет 1900 бочек, или 342 тонны груза.

Боекомплект подсчитать труднее. Но при всех доступных данных получилось 507 танковых снарядов, 150 снарядов к гаубице 2С9, 32,9 тысячи 30 мм снарядов, 16 тысяч 23 мм снарядов, 5000 патронов 14,5 мм, 82 тысячи патронов 7,62 мм. Все вместе будет весить в ящиках 78,9 тонны, или, круглым числом, 80 тонн. Три БК для техники — 240 тонн. Боекомплект для пулеметов и автоматов можно оценить в 665 тысяч патронов, или 9,2 тонны веса. 5 БК — 46 тонн.

Продовольствие. 27 тысяч индивидуальных пайков на 10 сутодач или 3857 ящиков. Всего 56,7 тонны веса.

Всего запасов бригады на приличную наступательную операцию будет, круглым счетом, 685 тонн. В действительности несколько больше, с учетом минометов, гранатометов, автомобилей, всякого снаряжения и так далее — около 1000 тонн.

В конечном итоге у нас получилось 3288 тонн груза, который составляет десантно-штурмовая бригада со всем ей положенным. Или 42% грузоподъемности судна. То есть все влезает, причем с солидным запасом. Можно взять еще снарядов, патронов, топлива, продовольствия. Весь этот груз свободно размещается на палубах, с ним можно работать автопогрузчиками и грузить им автомобили прямо на судне.

Танки, бронетехника и грузовики — на 7-й и на 5-й палубах, снаряды и патроны — вниз, на 8-ю — 11-ю палубы, топливо — на 6-ю и 4-ю палубы, продовольствие и личный состав на самый верх, с 1-й до 3-й палуб.

В этом и заключается главное военно-транспортное преимущество автомобилевоза перед БДК. Автомобилевоз может высадить целую бригаду со всей техникой и запасами, снабженную для наступления и интенсивных многодневных боев. В качестве исходных коэффициентов по топливу и боекомплектам я взял реальные данные расхода того или другого во время крупных наступательных операций во время Великой Отечественной войны.

БДК же может высадить только батальон. Причем он не будет иметь большого запаса с собой и может рассчитывать лишь на одну заправку, один боекомплект и на то, что можно рассовать в технику или по карманам с рюкзаками. Нет, конечно, можно рассовать порядка 250 тонн дополнительного боекомплекта, топлива и продовольствия в ящиках и бочках по палубам, по трюмам, по углам, по кубрикам БДК. Но вот только выгрузить все это добро будет некем и нечем. Десантникам нужно воевать, а вам придется их обратить временно в грузчиков. Если же обойтись без дополнительного запаса, как это, видимо, и предполагалось при проектировании БДК, то с одной заправкой и одним БК противник вас довольно легко разобьет. Будет еще один плацдарм, усеянный костьми.

Как вообще можно считать, что 400 — это больше чем 2700? Как можно считать, что судно, которое высаживает батальон, лучше, чем судно, которое высаживает целую бригаду? Тут даже и сравнивать нечего. БДК — это корабль с узкой специализацией, и он хорош только в этих рамках. Как транспорт он не идет ни в какое сравнение с автомобилевозом.

В оперативно-тактическом отношении в рамках десантных операций БДК и автомобилевозы вместе с другими кораблями должны действовать вместе. Скажем, у нас десантные силы в размере трех бригад — 8,1 тыс. человек. 1 тыс. из них посажена на четыре БДК, и в ее задачи входит захват порта и обеспечение высадки двух других бригад, которые находятся на двух автомобилевозах. На них же дополнительное снабжение для бригады, действующей с БДК. Их задача — зацепиться за берег, захватить порт или место, где могут разгрузиться автомобилевозы. Выехавшие с них две бригады наступают, расширяют плацдарм и создают необходимые условия для переброски крупных соединений.

Если за плечами десанта на БДК не будет крупных транспортов с войсками, которые его поддержат и разовьют успех, то этот десант обречен на поражение и бесславную гибель.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх