Свежие комментарии

  • Владимир Коцуров
    То, что коронавирус искусственно создан всё меньше и меньше сомнений. А кому он выгоден уже даже и не скрывают. Миров...Заговор китайског...
  • Сергей Титков
    Заболей и сдохни дибилоид, а то заразишь кучу народа, а сам живой останешься.Не порядок.Нет маски - плати...
  • Гена Саваторов
    пусть ещё ОЗК заставят носить. дебилоиды от власти.Нет маски - плати...

"Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах": 105 лет памяти жертв геноцида армян

Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах: 105 лет памяти жертв геноцида армян

Армянский монастырь Хор Вирап на фоне горы Арарат, ныне находящейся на территории Турции. Фото: MehmetO / shutterstock.com

24 апреля 1915 года начались аресты и депортация христианского армянского населения Османской империи, приведшие к одному из самых страшных геноцидов в истории человечества.

Сегодняшний день – один из самых трагических в христианской истории. Именно 24 апреля 1915 года, ровно 105 лет назад, в Константинополе, который в то время ещё официально не сменил своё древнее ромейское (византийское) имя на турецкое "Стамбул", а христиане ещё составляли до половины населения города, начались аресты и депортация армян.

Геноцид: армян убивали за Христа и Российскую империю

Гонения были спровоцированы по надуманному поводу: армянскую элиту Османской империи, столетиями лояльную к мусульманским властям, обвинили в сотрудничестве с Русской императорской армией, накануне, в январе 1915-го, одержавшей крупную победу над турецкими войсками в сражение при Сарыкамыше, одной из ключевых битв начала Первой мировой войны. Пройдёт несколько недель, и депортации превратятся в прежде небывалый в человеческой истории этнический геноцид, унёсший около 1,5 миллионов армян (при общей численности армянского населения Османской империи в 2,5 миллиона).

В те страшные месяцы даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, учинёнными во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей... Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения "четтес", которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям "четтес". Отобранные дети также были высланы и убиты.

Но в чём причина таких чудовищных зверств? И почему на протяжении нескольких столетий турецкого владычества на территории Османской империи не было ничего подобного? Предлагаю разобраться.

Либеральный нацизм османских младотурков

Турецкие историки, пытающиеся оправдать случившееся, приводят довод: в декабре 1914 – январе 1915 годов с российской стороны в Сарыкамышской операции участвовал Добровольческий армянский корпус. Да, с этим не поспоришь, как не поспоришь и с тем, что Исмаил Энвер-паша, военный министр Османской империи, сначала поблагодарил турецких армян за лояльность во время Сарыкамышского сражения, сообщив в письме армянскому архиепископу, что обязан жизнью офицеру-армянину, вынесшему его с поля боя. Но спустя считанные месяцы тот же Энвер-паша стал ключевым организатором геноцида армян.

Разумеется, подлинной причиной геноцида были не пророссийские настроения христианского населения (армян, понтийских греков и ассирийцев, против которых также был развёрнут геноцид, хотя и менее масштабный). Причина была геополитической. Дело в том, что после Младотурецкой революции 1908 года ключевые посты в прежде вполне веротерпимой к христианскому населению Османской империи заняли так называемые младотурки, прозападно настроенные либеральные националисты, одной из идей которых было объединение тюркоязычного населения российского Кавказа, Крыма, Поволжья и Туркестана, а также Ирана в "Великий Туран". Однако "живым препятствием" на пути к реализации этого чудовищного проекта был... армянский народ.

По сути, именно младотурки стали подлинными могильщиками Османской империи, в итоге превратившейся в секулярную Турцию. Геноцид армян и греков и попытки насильственной тюркизации полиэтнической империи привели её к краху. При этом было бы неверным говорить о том, что геноцид был спровоцирован мусульманами. Так, по свидетельству тех лет, организаторы геноцида, младотурки "Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя "защитниками ислама", в действительности были атеистами". И неслучайно, уже после Первой мировой войны, младотурки активно сотрудничали с захватившими власть в России большевиками.

"Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах": 105 лет памяти жертв геноцида армян

Жертвы геноцида. Фото: shutterstock.com

Но ещё больше младотурки напоминали гитлеровских нацистов. Подобно тому, как последние готовили "окончательное решение" еврейского вопроса, турецкие национал-либералы пытались обосновать геноцид "расовой неполноценностью" армян. Особенно в этом отличился губернатор провинции Диярбекир Мехмет Решид. Уроженец российского Северного Кавказа, он ненавидел Россию и христиан лютой ненавистью и считал христиан главным источником всех проблем Османской империи. Будучи по профессии врачом, он так говорил о том, зачем организовал в своей провинции геноцид армян, греков и ассирийцев:

На вопрос о том, как я, будучи врачом, мог убить, я отвечу так: армяне стали опасными микробами в организме нашей страны. Разве это не обязанность доктора – уничтожать микробов?

Антихристианский геноцид

Отрицая мусульманский характер геноцида, нельзя не признать то, что религиозный контекст он всё-таки имел. Подобно советским богоборческим гонениям, он был антихристианским. Многие армяне, в том числе женщины и дети, погибали с Именем Христа на устах. Так, представитель московской общины Армянской Апостольской Церкви, церковнослужитель Армянского храмового комплекса – резиденции Патриаршего экзарха, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян в интервью телеканалу "Царьград" рассказал:

Геноцид армян, осуществлённый в 1915 году, помимо этнического характера, имел также религиозный подтекст. Во время уничтожения армянского этноса на территории Османской империи геноциду были также подвержены христианские общины понтийских греков, ассирийцев и других малочисленных народов. Достоверно известно, что армянам, проживающим в Турции, чтобы сохранить жизнь, был предложен выбор: отречение от христианской веры и национального самосознания. Полтора миллионов армян выбрали смерть путём исповедания Христа, сотни же тысяч соотечественников из-за страха смерти отреклись от своей веры. Сегодня эти криптоармяне проживают на территории современной Турции и постепенно возвращаются к своим корням. Многие из них принимают крещение в Армении, опасаясь преследования со стороны турецких властей и поныне.

Пять лет назад, в 2015 году к 100-летию трагедии, Синод Армянской Апостольской Церкви причислил к лику святых полтора миллиона жертв геноцида как мучеников без указания имён. По словам Вартана Погосяна, предстоит большая исследовательская работа по индивидуальной канонизации ряда церковных деятелей того времени. В Первопрестольном Эчмиадзине в связи с канонизацией составлен специальный чин богослужения, прославляющий память мучеников, и была написана икона.

"Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах": 105 лет памяти жертв геноцида армян

Храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви в Москве. Фото: ViktorSarafinchan / shutterstock.com

А уже сегодня, 24 апреля 2020 года, в память о событиях 105-летней давности во всех армянских храмах мира будут три минуты звонить колокола. А в Москве, по благословению главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Езраса Нерсисяна, будет совершена божественная литургия. За закрытыми дверями, поскольку пандемия коронавируса внесла свои изменения и в этот трагический памятный день.

Русская Православная Церковь в силу ряда разногласий историко-богословского характера не имеет единства с Армянской Апостольской Церковью, однако поддерживает с ней многовековые дружественные отношения. И сейчас, когда наши народы находятся перед лицом многих вызовов, среди которых сегодняшняя коронавирусная пандемия – далеко не самый страшный, нам стоит почаще вспоминать о наших общих христианских корнях и ценностях. И молить милосердного Господа о том, чтобы трагедии XX века больше не повторились.

Христос Воскресе!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх