Свежие комментарии

  • Владимр Семкин
    С этого начинаются революцииКогда народ разъя...
  • Семенков Александр
    Если полиция и власти не наведут порядок с мигрантами, тогда, боюсь, как бы этот порядок не пришлось наводить простом..."Защищал родных":...
  • Konstantin Петров
    Теперь там будут лаваши и хычины печь приезжие специалистыКапиталистические...

Переяславская константа: неизменимый выбор народа

М.И. Хмелько, «Навеки с Москвой, навеки с русским народом»

Историки правы, называя героическую эпопею 1648 – 1654 годов «освободительной войной от польского порабощения». Но это, как водится, не вся правда. Это была ещё и великая – борьба русского народа за отстаивание своего права на самоопределение и воссоединение в рамках единого национального государства.

Три блестящие победы казацкого войска в самом начале этого пути: в битвах при Жёлтых Водах, при Корсуне и при Пилявцах  убедительно доказали, что достижение поставленной цели возможно. А она, эта цель, была определена задолго до выступления Хмельницкого, ещё на полстолетия ранее, гетманом Войска Запорожского Низового Криштофом Косинским, поднявшим в 1592 году восстание и писавшим русскому царю Фёдору I Иоанновичу о принятии в подданство.

Уверенным шагом к воссоединению. Старинный рисунок.

Уверенным шагом к воссоединению. Старинный рисунок.

Лучше всех понимало и необходимость, и неизбежность воссоединения просвещённое высшее духовенство православной церкви, неоднократно (и до часа безуспешно) обращавшееся в Москву по тому же поводу: в 1622 году – в лице митрополита Киевского и всея Руси Исаии Копинского-Борисовича, в 1624-м – митрополита Иова (Борецкого), автора трактата «Протестация и благочестивая юстификация», в котором было прямо заявлено«С Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».

Князь Владимир вывел из освящённых вод единый народ. Таковым он и продолжал оставаться после Крещения Руси – с той лишь разницей, что в половине XIII века был рассечён кривой монгольской саблей, оглушён обухом боевого топора и в таком качестве захвачен в юго-западной его части Речью Посполитой, накинувшей на его шею тройную удавку: государственного подчинения, экономической эксплуатации, религиозного гнёта.

Боярин Бутурлин принимает присягу гетмана Хмельницкого на подданство русскому царю. Гравюра 1910 года.

Боярин Бутурлин принимает присягу гетмана Хмельницкого на подданство русскому царю. Гравюра 1910 года.

Уже в начале лета 1648 года (то есть даже до блестящей виктории под Пилявцами, торжественного въезда в Киев в начале 1659 года), Хмельницкий отправил русскому царю Алексею Михайловичу послание с просьбой о принятии Гетманщины в подданство .

«Шесть лет просил русского царя гетман Войска Запорожского о принятии в подданство», – говорилось на Земском соборе 1653 года, последнем всесословном собрании русского народа, шесть месяцев обсуждавшем этот действительно непростой вопрос, но в итоге приговорившим: «Гетмана Богдана Хмельницкого с Войском Запорожским, городами их и с землями принять».

«Шесть лет просили мы царя восточного, православного, принять Малую Русь под высокую царскую руку», ибо «Кроме его высокие царские руки благотишайшего пристанища не обрящем», – говорил Богдан Хмельницкий своему народу, собравшемуся на площади перед Успенским собором в Переяславле по случаю совершения обряда крестоцелования – присяги на верность своему добровольно избранному суверену.

Шесть лет народ, в Малой Руси сущий, жил без подданства: что примерно то же самое, как теперь без гражданства, даже хуже. Вот почему присягу на верность русскому царю Малороссия принимала с восторгом. Живя с одним и тем же царём в голове, со Христом, вся Русь теперь соединялась и под скипетром одного земного царя – московского, единоверного, вымоленного, своего. Вот почему на Переяславской раде «весь народ возопил: волим под царя восточного, православного!.. Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!».

Переяславская константа: неизменимый выбор народа

«К 250-летию присоединения Малороссии. Богдан Хмельницкий присягает на верность русскому царю. Гравюра по рисунку художника Р. Штейна. Журнал «Нива».

Близким к нам во времени (в части применения) является слово «референдум». События в Переяславе 18 января 1654 года и последующие несколько месяцев явились именно такой демократичной процедурой. В этот день приняли на себя клятву верности российскому монарху сам Богдан Хмельницкий, часть казацкой старшины и около трёх сотен жителей города. Из 16 полковников присягнули все, кроме трёх: уманского Иосифа Глуха, брацлавского Михаила Зеленского и белоцерковского Ивана Богуна. О мотивах такого решения последнего доносил польскому королю коронный обозный Андрей Потоцкий (наверное, чтобы тот не особенно обольщался): «Богун из тех казаков, для которых высшая государственная рация – чтобы не быть ни под вашей королевской милостью, ни под царём». Так что дело было не в отказе от покровительства Москвы, чем часто козыряют критики воссоединения, а в неприятии любой протекции вообще.

Киев в мае 1954 года, в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. Торжественное народное шествие по Крещатику

Киев в мае 1954 года, в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. Торжественное народное шествие по Крещатику

Если ты, наш читатель, не поленился пройти по последней из приведенных ссылок, то смог прочесть, сколь радостно и радушно принимала Малая Русь царских послов, следовавших в Переяславль. Столь же гостеприимным и благоприятным было их шествие по городам и весям Малороссии, коих историки насчитывают от 177-ти до 182-х, начиная с Киева и до самых до окраин. Присяга была единоличной, каждый казак и мещанин принимал её за себя (женщины, дети, а также хуторяне, не явившиеся в назначенный день на Соборные площади городов, к присяге не приводились). «Отказников» были единицы. В чистом виде за воссоединение с Россией «проголосовало» таким способом много более 90 процентов населения.

Последующие более чем два с половиной столетия Переяславская Рада (как комплекс событий, с нею связанных) никаким ревизиям и в мыслях не подвергалась, правильность принятых решений никем не оспаривалась, что подтверждалось всем дальнейшим ходом исторического развития.

Попытку сделать это впервые осуществили представители печально известной УНР, сдававшие в январе 1918 года Украину немцам и австрийцам в оккупацию и разграбление. «Мы ведь теперь, после падения династии Романовых, свободны от обязательств перед Россией?», – спросил премьер Всеволод Голубович. Немецкие переговорщики охотно это подтвердили. Два месяца спустя УНР они же и разогнали, а Голубовича, уличённого в совершении уголовного преступления, посадили в тюрьму.

Далее попытку разорвать Переяславские соглашения предпринял атаман Зелёный (Данила Терпило). Волею судеб оказавшись в Переяславле, этот проходимец 15 июля 1919 года перед лицом своей банды «упразднил решение казацкого вече о соединении Гетманщины и Московского царства». Этого мелкого авантюриста периода Гражданской войны три месяца спустя убили, судя по всему, его же подельники. Хотя существует и более героическая украинская версия: «тяжело ранен в бою с деникинцами», да только нет ни могилы, ни документальных подтверждений.

Третья и последняя на сегодняшний день попытка относится к новейшему времени. Древний Переяслав-Хмельницкий 21 июня 1992 года наблюдал примерно ту же картину, что и в далёком 1919-м: самозванцы из так называемой «Великой рады Украинского казачества», собравшиеся «со всей Гетьманщины» (?) избрали «Гетманом Украины» пришельца из Львова Вячеслава Чорновола, который провозгласил «отречение присяги на верность московскому царю, данной в 1654 году во время Переяславской рады». Новоявленный «гетман» погиб 25 марта 1999 года в автокатастрофе близ Борисполя при обстоятельствах действительно странных: на незагруженном шоссе, при ясной погоде. И здесь, судя по всему, не обошлось без «поплечников», которым очень не нравилось видение Черноволом федеративного устройства Украины.

Памятник 300-летию воссоединения Украины с Россией и черноволовский знак «отречения от присяги».

Памятник 300-летию воссоединения Украины с Россией и черноволовский знак «отречения от присяги».

В память же о «черноволовской нелепе» остался памятный знак: камень на площади, вросший в землю, на радость всем пробегающим мимо собакам. Истинное убожество в сравнении с величественными памятниками 300-летию воссоединения Украины с Россией, 325-летию этого события, и другими, пока ещё служащими украшениями Переяслава, уже потерявшего в 2019 году часть названия – «Хмельницкий».

Казалось бы, чего проще – Малороссия референдумом вступала в союз с Россией. Выход находится там же, где и вход: через референдум. Но его не проведут никогда, ибо результат понятен и без опроса: большинство украинских граждан и сегодня не изменят клятве, данной их предками в Переяславе в далёком 1654 году.

Заглавная иллюстрация: М.И. Хмелько, «Навеки с Москвой, навеки с русским народом»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх