Свежие комментарии

  • Александр Залетов
    Давно пора.США нашли новый с...
  • Александр Каплуненко
    Всех мигрантов, ходящих толпами, пинать в жопу, пока не окажутся в своих аулах.ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...
  • Олег Архипов
    Всё как обычно.Сначала про национальность не говорите,а потом и ботинки целовать заставят. Всё так непосредственно,ми...ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...

Не мытьем, так катаньем: Россию все равно переделят, но по-хитрому

В чьих интересах дана главная отмашка на слияние регионов в мегаагломерации?

Не мытьем, так катаньем: Россию все равно переделят, но по-хитрому
Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Задержавшись в Санкт-Петербурге после военно-морского парада в честь Дня ВМФ, президент России Владимир Путин провел 26 июля с.г. в северной столице совещание с главой города Александром Бегловым и губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. В ходе мероприятия гарант Конституции затронул тему объединения транспортных систем этих двух субъектов.

«Здесь проживают у нас более семи миллионов человек, в этом регионе, и вопросы развития транспорта в высшей степени важны», — подчеркнул он, добавив, что для такой крупной агломерации, которую представляют собой эти город и область, безусловно, будет востребовано строительство новой, более удаленной от Петербурга кольцевой автодороги. Да и вообще все вопросы, связанные со строительством и реконструкцией дорог, развязок, а также развитием общественного, железнодорожного и других видов транспорта здесь должны рассматриваться, по его мнению, именно в комплексе.

Это совещание по сути следует рассматривать как старт проекта по формированию в стране мегаагломераций, считают эксперты.

«Разговоры об агломерациях шли долго, были вопросы о том, что, где и когда строить. Прошедшее совещание стало сигналом, что проект по формированию межрегиональных агломераций — это идея, к которой уже приделываются ноги. Ведь без инфраструктуры, например, кольцевых дорог, будет сложно развивать объединенные регионы. Президент фактически подвел итог обсуждениям и поддержал предложение по агломерациям, как готовое к реализации», — отметил, в частности, в беседе с порталом URA.ru руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития, экономист Никита Масленников.

Напомним, идея такого слияния регионов родилась в верхах после того, как полное фиаско потерпела прошлогоднее намерение директивного административного объединения Ненецкого АО и Архангельской области. Убедившись, что подобное намерение привело к волнениям среди населения этих регионов, власть сменила тактику, и теперь главные лоббисты идеи объединения российских регионов в мегатерритории предпочитают «мягкую силу» — проект Фронтальной стратегии развития страны до 2030 года (ранее — Стратегии социально-экономического развития РФ), разрабатываемый под руководством вице-премьера российского правительства Марата Хуснуллина, предусматривает объединение субъектов РФ путем создания межрегиональных агломераций, фактически размывающих привычные административные границы. По его мнению, такое слияние позволит решить проблему отсталости регионов.

Но так ли это на самом деле?

— С точки зрения аккумулирования в одном месте различных ресурсов — финансовых, кадровых и прочих, то подобное объединение, действительно, имеет смысл, — поделился с «СП» собственным видением ситуации руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Поэтому я не удивлюсь, если в обозримой перспективе та же Ленинградская область войдет-таки в состав Санкт-Петербурга. А в Поволжье, например, подобным же образом могут слиться, скажем, Татарстан и Марий Эл, тем более если учесть, откуда родом наш вице-премьер.

«СП»: — Насколько управляемы окажутся подобные гиганты? Ведь чем громадней конструкция, тем тяжелее ее контролировать.

— Ну, на самом деле контроль за происходящим у нас осуществляют не столько сами субъекты Федерации, сколько контрольные органы федерального подчинения, так что вне зависимости от того, будут объединяться регионы или нет, они все равно продолжат свою работу. Да и потом, в век информатизации и дистанционного виртуального администрирования прямое управление с помощью каких-то звонков или писем — уже глубоко вчерашний день.

«СП»: — А с точки зрения социальных конфликтов в этом есть какая-то опасность? Ведь, помнится, возмутились же в прошлом году жители Ненецкого АО, когда узнали, что округ могут слить с довольно депрессивной экономически Архангельской областью. Не могут, скажем, в том же Татарстане подумать — с какой бы радости мы должны «кормить» Марий Эл? Или в Краснодаре высказать недовольство необходимостью поддержки Адыгеи?

— Вот здесь, скорее, все может быть с точностью до наоборот. Это, предположим, в Марий Эл, на мой взгляд, некоторые группы жителей с ярко выраженными или даже умеренными националистичными взглядами могут выразить некоторое недовольство тем, что их субъект в перспективе лишится своей самостоятельности. Так что здесь я не исключаю вероятности того, что некоторые региональные политические элиты вкупе с некоторой долей электората и отдельными социальными группами будут как-то сопротивляться процессу слияния.

Но в принципе такие очаги вполне можно купировать, особенно если процесс создания мегатерриторий будет сопровождаться народными референдумами. Одобрение избирателей станет серьезным ударом по доводам противников слияния. Впрочем, проявление некоторой социальной напряженности тут все же возможно, поэтому, считаю, властям, и в первую очередь — федеральным, следует очень аккуратно относиться к подобным механизмам.

Впрочем, полагает руководитель Лаборатории социальных и политических технологий Алексей Неживой, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения политики подобные смыслы развития абсолютно пусты. Во-первых, считает он, потому, что вся экономика страны фактически целиком уходит в коррупцию. Во-вторых, потому, что у наших властей верхнего эшелона попросту не осталось путей для дальнейшего движения.

— Если велосипед останавливается, он падает и дальше не едет. То же самое произошло и с нашим руководством — никакого дальнейшего движения, никаких великих походов, никаких грандиозных свершений, — подчеркнул эксперт. — Из-за этого она не просто упала, а свалилась ниже плинтуса, скоро уже дно до самого ада пробьет. Потому как чтобы она ни делала, ничего приличного в результате не выходит, и она сама это прекрасно осознает.

«СП»: — Тогда зачем вообще затевать подобные проекты?

— Потому что это единственный оставшийся способ отвлечь внимание людей. Чтобы они не увидели того прискорбного факта, что богатейшая страна мира сейчас фактически банкрот. Вот такими выхолощенными технологиями Кремль играет на увод внимания общества в другую плоскость, чтобы оно сейчас не задумывалось, почему у нас так плохо с экономикой, а поближе к осени — зачем нам вообще такая власть, а сидело и обсуждало, надо объединять нам регионы или нет.

Кроме того, несмотря на то, что мегатерритории и суперагломерации в принципе рискуют оказаться слабооуправлемыми, такой расклад очень выгоден российскому правительству. В складывающемся хаосе у населения будет один чисто либеральный интерес — я сам за себя, а все вокруг — сплошные враги, это раз. К тому же образуется огромная голая территория, которую можно «осваивать», это два. Это сейчас люди то и дело возмущаются, что где-то лес варварски вырубают, а где-то нефть качают открытым способом. А когда всех загонят в суперагломерации, возмущаться будет уже некому. Причем то, что похожая ситуация складывается и во всем остальном мире, доказывает нам, что истинный заказчик всего этого процесса находится все-таки где-то не у нас, речь идет о неких транснациональных интересах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх