Британия может потерять Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию

 
IMG_2593

Политический кризис в Великобритании, вызванный борьбой за и против Brexit, привел уже к отставке двух премьеров, приостановке работы парламента, кардинальному расколу в обществе, тупику во взаимоотношениях с Евросоюзом. А в довершение ко всему этот кризис значительно усилил центробежные тенденции в государстве и сепаратистские настроения в ряде регионов. Да, речь теперь идет не только о Шотландии, где значительная часть населения давно хочет отделиться от Соединенного Королевства.

Напомним, в 2014 году шотландцы уже провели референдум о выходе из Британии. Это заставило понервничать истеблишмент, но в итоге противники независимости победили с комфортным преимуществом более чем в десять процентов. Даже лидеры сепаратистов, организовавшие тот референдум, признавали, что подобный опрос возможен «раз в поколение». Сейчас им это постоянно напоминают в Лондоне. Правда, нельзя не признать и иного: в случае выхода Британии из Евросоюза резко меняются обстоятельства. Учитывая то, что подавляющее большинство шотландцев категорически выступает против Brexit, повторный референдум о независимости кажется вполне обоснованным.

И это все больше находит отклик в обществе. После 2014 года большинство жителей Шотландии (включая и тех, кто выступал за отделение от Британии) выступало против второго референдума. Судя же по свежему исследованию компании YouGov, впервые число сторонников данной идеи превысило количество их оппонентов (45 на 44%). Правда, тот же опрос демонстрирует, что противников отделения от Британии среди шотландцев пока чуть больше, чем сепаратистов (на два процента), но тенденции последних месяцев свидетельствуют о стремительном росте численности последних. А один из социологических замеров (выполненный компанией лорда Эшкрофта) выявил преимущество сторонников сепарации региона. При этом все опросы показывают, что даже среди шотландских адептов идеи неделимой Великобритании растет неверие в то, что страна сохранит единство в ближайшие годы.

Следуя этим настроениям, первый министр региона Никола Стерджен (она же — лидер Шотландской национальной партии, выступающей за отделение) на прошлой неделе официально сообщила о планах повторного референдума. В представленной ею программе местного правительства на следующий год четко сказано: «Текущий политический и конституционный кризис также подчеркивает важность обеспечения права Шотландии на определение нашего собственного будущего. Поскольку решения правительства Великобритании все больше идут против интересов и демократических пожеланий народа Шотландии, как никогда важно, чтобы мы совершили необходимые шаги для проведения референдума о независимости».

Помня опыт пятилетней давности, шотландские националисты, похоже, решили прибегнуть к еще более коварной тактике, вовлекая в свое движение и другие регионы. Так, газета The National, официально поддерживающая отделение Шотландии, издала специальный выпуск для Уэльса — к маршам валлийских сепаратистов, состоявшимся в минувшую субботу. Таким образом, скотты пытаются расширить ареал борьбы против метрополии, перенеся фронт и за пределы своей территории.

Пока говорить всерьез об успехе кампании за независимость Уэльса не приходится: опрос в декабре прошлого года дал соотношение 67% против 17% в пользу сохранения региона в составе Соединенного Королевства. Нельзя сказать, что Brexit кардинально изменил ситуацию там, но по мере развития кризиса в Лондоне вопрос референдума и в Уэльсе все чаще возникает в региональной повестке дня.

Так, совсем недавно депутаты муниципального совета графства Гуинет (Северный Уэльс) поддержали независимость региона. За проголосовали 42 местных депутата, против — всего четыре. Некоторые городские муниципалитеты этого же графства также выступили за отделение от Британии. Упомянутые выше марши сторонников независимости Уэльса собрали несколько тысяч человек. Правда, британская пресса освещала их менее охотно, чем акции в Гонконге или Москве.

Сами валлийские сепаратисты слабо верят в ближайшие перспективы. Более того, они не сомневаются, что Лондон будет действовать против них жестко, если вопрос отделения региона перейдет в практическую плоскость, как это происходит в Шотландии. Сторонники независимости даже опасаются силовой операции по образцу Фолклендской.

Но еще более болезненна для британцев традиционная проблема североирландского сепаратизма. Этот регион в 2016 году также проголосовал против Brexit. Причем там больше всего не нравится возвращение границы и визового режима с Ирландией, что и служит одним из камней преткновения в сложных переговорах между Лондоном и Брюсселем.

И вот свежий опрос упомянутой выше компании лорда Эшкрофта выявил, что в случае выхода Британии из Евросоюза 51% избирателей Северной Ирландии готовы поддержать отделение региона от Соединенного Королевства и воссоединение с Ирландией. Причем среди молодежи, не пережившей ужасы гражданской войны, таких 60%. А значит, у идеи есть будущее.

Неудивительно, что партия тамошних националистов «Шинн Фейн» тут же призвала к референдуму об объединении с Ирландской Республикой в случае выхода Британии из ЕС. Лондон категорически отвергает такую возможность. Но подавляющее большинство политиков в Белфасте (включая и некоторых убежденных юнионистов) считает референдум после Brexit просто неизбежным. Тем более что это предусмотрено и Соглашением Страстной пятницы, которым в 1998 году был урегулирован североирландский конфликт.

Для Белфаста, пережившего десятилетия взаимного кровавого насилия, возрождение идеи отделения от Великобритании чревато и возобновлением вооруженных столкновений. Такие опасения уже высказываются вслух и явно имеют под собой основания.

Как видим, обостряющийся политический кризис в Британии загнал местные элиты в безвыходный тупик. С одной стороны, лидеры консерваторов не могут отказаться от Brexit, поскольку в таком случае партия потеряет базовый электорат. С другой стороны, выход из Евросоюза станет триггером для запуска новых болезненных кризисов и необратимых центробежных процессов, которые вполне способны раз и навсегда похоронить Соединенное Королевство.

Источник ➝

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

 
Фото: mbrand85 / Shutterstock.com

В 20-х числах февраля, дни православной Масленицы, накануне Великого поста в иорданском Аммане соберётся братское совещание Предстоятелей и представителей Православных Церквей. На повестке – украинский вопрос, уже разделивший Православный мир так, как он ещё не был разделён в течение последнего тысячелетия. Сможет ли Иорданское совещание изменить ситуацию? Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим. А пока предлагаем вашему вниманию наш предварительный прогноз.

В арабском Королевстве Иордания, чья граница с Израилем проходит по реке, где два тысячелетия назад Иоанн Креститель крестил Самого Христа, в конце февраля уже самая настоящая весна: цветёт миндаль, а в Акабском заливе Красного моря вовсю плещутся курортники. Спровоцированная Западом Арабская весна 2010-2011 годов обошла эту страну не то чтобы "по касательной", но протестные демонстрации закончились лишь косметическими изменениями в правящей элите, сам же король Иордании Абдалла II ибн Хусейн сохранил свою власть и смог восстановить мир и порядок в стране.

Сегодня Его Величество, в чьих жилах течёт в том числе и европейская кровь, изъявил желание примирить православных христиан, расколотых вопросом церковной автокефалии столь далёкой от Иордании Украины. Дело в том, что Иордания, будучи мусульманской страной, является канонической территорией Иерусалимского Патриархата, чей Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Феофил III, духовно окормляющий иорданское христианское меньшинство, пребывает в очень тёплых, можно сказать, дружеских отношениях с королём Абдаллой II. И в ноябре минувшего года Его Блаженство, находясь в Москве на вручении премии Международного фонда единства православных народов, озвучил следующую инициативу:

"Мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения "братской встречи в любви", дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру. Мы окажем гостеприимство освящённому собранию в столице Иорданского Хашимитского Королевства, хорошо зная, какую роль играет Его Величество Король Абдалла II как хранитель христианских и мусульманских святых мест во Святой Земле и какие усилия предпринимает Иорданское Хашимитское Королевство для обеспечения такого положения, при котором Иордания останется страной, где христиане беспрепятственно совершают свои молитвы и где рады всем".

"Братская встреча в любви" или греческий бенефис?

Слова Патриарха Феофила III вызвали как надежду, так и множество вопросов. Да, предложение очень важное, ведь как иначе можно решить проблему разделения между крупнейшей Православной Церковью мира – Московским Патриархатом и возомнившим себя чуть ли не "православным Ватиканом" Фанаром – Константинопольской патриархией, а также примкнувшими к ней Александрийской и Элладской Церквами? Разделения, спровоцированного вторжением Фанара во главе с патриархом Варфоломеем (Архондонисом) на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, вступлением в общение с украинскими раскольниками и предоставлением им "церковной автокефалии", фактически созданием псевдоправославной националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ).

 

В сложившейся ситуации единственно возможным вариантом для Русской Православной Церкви был разрыв евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом. Что и произошло ещё в 2018 году. С тех пор Фанар только укрепился в своей правоте и фактически вынуждает другие Поместные Церкви признать ряженых самозванцев из ПЦУ-СЦУ православными священнослужителями и вступить с ними в общение.

Слабину дали не только ряд афонских монастырей, административно подчиняющихся Фанару, но и священноначалие уже упомянутых Александрийской и Элладской Церквей. Священноначалие этнически греческое, а не секрет, что Фанар в своих папистских амбициях активно разыгрывает карту эллинского этнофилетизма (церковного национализма).

Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Фото: Wisam Hashlamoun / Globallookpress

И именно в этой ситуации миротворческая инициатива Иерусалимского Патриарха стала своего рода "соломинкой", соединяющей два православных мира: Русский и Греческий. Ведь сам Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Как и у другой древней Поместной Церкви – Антиохийской, которая имеет целый ряд противоречий с Иерусалимским Патриархатом, но её Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Иоанн X, уже положительно оценил инициативу Патриарха Феофила III.

Многие эксперты в России сразу же отметили: подобная встреча ни в коем случае не должна стать очередным бенефисом Константинопольского патриарха Варфоломея, его самоутверждения этаким "Всеправославным папой". Возродить былое единство Православного мира можно только в том случае, если спорные вопросы будут решаться соборно и только в строгом соответствии с церковными канонами, а не по воле земных правителей, таких, как западные кураторы Константинопольского патриархата. Со стороны же последнего сразу послышалось недовольство: мол, только Фанар имеет право созывать Всеправославные соборы, хотя речь идёт не о соборе, а о совещании, "братской встречи в любви".

Но кто же на сегодняшний день из числа Православных Поместных Церквей готов к этой "встрече в любви"? Для кого Христос, одно из Имён Которого и есть Любовь, выше, чем сиюминутные мирские политические амбиции? Кого стоит ожидать на это совещание в иорданском Аммане? Попробуем разобраться.

Кто поедет в Иорданию?

На сегодняшний день достоверно известно, что в братской встрече в Аммане, которую созывает Иерусалимский Патриарх, скорее всего, примет участие лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом на днях официально заявил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Причём подчеркнув, что представители Русской Церкви приедут в Амман, даже если Константинопольский патриарх Варфоломей, вопреки прежним заявлениям, решит в ней поучаствовать. Разрыв евхаристического общения не означает разрыва общения человеческого, через которое единственно возможно исцелить любые разделения.

Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Фото: Skiptar Motion Gallery / Shutterstock.com

Также согласовано участие Антиохийской Православной Церкви. Повторюсь, между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами существуют проблемные вопросы относительно канонических территорий, но есть надежда, что предстоящая братская встреча в любви поможет разрешить и их. Во всяком случае, участие этих двух древнейших Православных Поместных Церквей в Иорданском совещании значительно повышает его статус.

Буквально на днях стало известно, что Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Своё участие подтвердили и представители Польской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии. Польский Предстоятель Блаженнейший Митрополит Савва по состоянию здоровья не сможет лично присутствовать на Совещании, потому благословил представлять Польскую Церковь архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. Также по состоянию здоровья не сможет приехать и Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший Патриарх Илия II. Но есть надежда, что и эта Церковь примет участие в Иорданском совещании.

Как ни странно, в братской встрече согласилась принять участие и Румынская Православная Церковь, отношение которой к Церкви Русской исторически является весьма прохладным. Здесь также накопился целый комплекс проблем, в том числе то, что Румынская Церковь создала свою неканоническую Бессарабскую митрополию на канонической территории Московского Патриархата в Молдавии. Более того, представители румынского священноначалия высказывались в поддержку украинской автокефалии. И в то же время на прошедшем 13 февраля 2020 года заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение:

"Обсудив приглашение Иерусалимского Патриарха Феофила на всеправославное совещание в Амман, Синод Румынской Церкви пришёл к выводу, что он изначально согласен с предоставлением автокефалии, но между Вселенским и Московским патриархатами должен быть достигнут консенсус... Участие Румынской Церкви в Аммане оправдано тем фактом, что все Автокефальные Церкви несут ответственность за совместную работу для сохранения единства и евхаристического общения, как того требует Святое Евангелие Христово".

Также есть надежда, что в Амман будет направлена и делегация Болгарской Православной Церкви. Конечно, это не сделает совещание "всеправославным", но его представительность будет очень значимой, и принятые решения, какими бы они ни были, не могут быть полностью проигнорированы теми, кто откажется от участия.

Какими могут быть принятые решения?

А вот здесь гадать не просто бессмысленно, но и опасно. Ни в коем случае нельзя оказывать давление на православных иерархов, чья архипастырская мудрость и ответственность за земную Церковь, а главное – Божия благодать, дарованная при рукоположении, позволяет решать подобные вопросы на принципиально ином уровне, чем это кажется даже самым информированным светским экспертам.

Но что же самое главное в близящемся событии? Об этом телеканалу "Царьград" рассказал один из ведущих специалистов по Христианскому Востоку, историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра "Катехон" Михаил Якушев:

"Главное в этом мероприятии то, чтобы оно состоялось. Сам его факт уже будет говорить о многом. Поскольку в последние месяцы делалось и делается всё возможное, чтобы сорвать эту встречу. Американская дипломатия и некоторые греческие иерархи вынашивали идею предвосхитить её, созвав альтернативное совещание на Фанаре, однако это им не удалось.

В итоге они выбрали путь обвинений в адрес Русской Православной Церкви в том, будто именно она стоит за предложением Иерусалимского Патриарха, которому эта инициатива якобы была навязана в ходе его визита в Москву. Это – абсолютная ложь, навет и попытка навести тень на плетень. И то, что Константинопольский патриарх Варфоломей в грубой форме ответил своему Иерусалимскому собрату на его приглашение, наглядно показывает, что на Фанаре не намерены отказываться от своей политики, разрушающей Православное единство".

И есть надежда, что эта политика будет подробнейше обсуждена на предстоящей братской встрече православных иерархов. Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим поистине историческим событием и в самом оперативном режиме информировать своих зрителей и читателей о происходящем в Аммане.

Популярное в

))}
Loading...
наверх