Возрождение Феникса. Сингапурские ВВС стремятся поддерживать технологический уровень. Часть 1

 
Чтобы выполнять расширяющийся диапазон задач при ограниченных ресурсах военно-воздушные силы Сингапура трансформировались в современную сетевую силу. В статье дан взгляд на развитие ВВС этой страны в последние годы.

Возрождение Феникса. Сингапурские ВВС стремятся поддерживать технологический уровень. Часть 1

Сингапурские истребители F-15SG приняли участие в учениях Pitch Black 2016 в Австралии


1 сентября 2018 года ВВС Сингапура отпраздновали 50-ю годовщину своего основания. Признанный одним из самых развитых в Азиатско-Тихоокеанском регионе, этот вид войск был основан в 1968 году как сингапурское командование ПВО или SADC (Singapore Air Defence Command).
Произошло это незадолго до вывода британских войск из региона в 1971 году.

Сингапур — это густонаселенное островное государство площадью всего 719,1 км2. Оно отличается тем, что имеет ограниченные людские ресурсы, но не имеет стратегической глубины для маневрирования во время конфликта. Государство должно было создать свои военно-воздушные силы с нуля, чтобы принять бразды управления воздушной защитой у британских ВВС. После принятия независимости в августе 1965 года у страны не было своих сил и средств для защиты воздушного пространства страны.

Правительство установило сжатые сроки. Необходимо было быстро создать костяк из обученных авиационных диспетчеров, пилотов, технического персонала и операторов вооружения. Первыми самолетами, купленными SADC, были восемь учебных самолетов Cessna 172K, которые использовались для обучения первых пилотов. Также в числе первых платформ, приобретенных командованием SADC, были легкие вертолеты Aerospatiale Alouette III, боевые самолеты Hawker Hunter (первая боевая платформа страны), вооруженные доработанными ракетами класса «поверхность-воздух» Bristol Bloodhound Mk2, и боевые самолеты McDonnell Douglas A-4S Skyhawk, а также 35-мм авиационные пушки от компании Oerlikon.

В апреле 1975 года командование SADC, тогда еще под прямым управлением министерства внутренних дел и обороны (сегодня министерство обороны), было переименовано в ВВС Республики Сингапур (RSAF), став независимым видом войск. Это стало признанием его растущей роли в национальной безопасности Сингапура, а также послужило толчком для их развития.

Эволюция ВВС Республики Сингапур

В следующем десятилетии ВВС Республики Сингапур (ВВС PC) «первого поколения» приняли на вооружение несколько платформ, включая боевые самолеты F-5E/F Tiger II, который после принятия на вооружение в 1979 году стал первым сверхзвуковым истребителем страны; военно-транспортный самолет С-130 Hercules; и вертолеты Bell 212 и UH-1H Iroquois. Развитие наземной системы ПВО также шло полным ходом. Были закуплены переносные зенитные ракетные комплексы RBS 70 у компании Bofors (в настоящее время Saab Bofors Dynamics), комплексы ближней ПВО Rapier у компании Aircraft Corporation (в настоящее время MBDA), войсковые зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-23B I-HAWK (Improved Homing All the Way Killer) у компании Raytheon, в состав которых вошли мобильные трехкоординатные радары большой дальности AN/TPS-43 от Westinghouse Defense и радары малой дальности Basic Giraffe компании Ericsson (в настоящее время Saab).

ВВС PC с 1985 по 2005 год провели большую работу по повышению своих возможностей, приобретая новые платформы, например, многоцелевые истребители F-16A/B Block 15 Fighting Falcon, и позднее более продвинутые многозадачные их варианты F-16C/D Block 52/52+, топливозаправщики KC-135R Stratotanker, патрульные самолеты Fokker 50, многоцелевые вертолеты Aerospatiale AS332 Super Puma и AS532UL Cougar, ударные вертолеты AH-64D Apache и транспортные вертолеты CH-47D и CH-47SD Chinook.

Самолеты A-4S Skyhawk и F-5E/F Tiger II прошли глубокую модернизацию, проведенную компанией Singapore Aerospace Industries (в настоящее время ST Engineering Aerospace), после чего получили новые обозначения A-4SU Super Skyhawk и F-5S/T Tiger II. ВВС также повысили свои разведывательные возможности с первым самолетом дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С Hawkeye, наземной трехкоординатной радиолокационной станцией дальнего действия AN/FPS-117 D-диапазона (1-2 ГТц), а также за счет покупки разведывательных беспилотников Scout и Searcher у израильской компании Israel Aerospace Industries (IA1).

Модернизация боевой авиации

Учитывая, что самолеты A-4SU Super Skyhawk к 2000 году эксплуатировались уже почти 30 лет и быстро приближались к концу своего срока эксплуатации, было принято решение найти им замену в рамках программы NFRP (Next Fighter Replacement Programme). Управление оборонной науки и технологии DSTA (Defense Science and Technology Agency) в декабре 2003 года отобрало трех кандидатов: Boeing F-15E, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale.

Платформа F-15E была выбрана в сентябре 2005 года для адаптации под требования ВВС PC с последующим получением обозначения F-15SG. Заказ на 12 самолетов с опционом еще на 8 был выдан в декабре этого же года. Опцион был переведен в твердый контракт в октябре 2007 года, когда министерство подписало контракт еще на 12 дополнительных самолетов. Кроме того, необъявленные заказы увеличили число этих самолетов до 40, отдельные партии по восемь самолетов были получены после 2012 года.

Адаптация платформы F-15SG под требования ВВС PC включает: многорежимный вариант радара Raytheon AN/APG-63(V)3 с АФАР, обновленный комплект радиоэлектронного подавления, а также усовершенствованные сенсорные системы и навигационное оборудование, включая продвинутый контейнер целеуказания Lockheed Martin AN/AAO-33 Sniper, контейнер с навигационной аппаратурой TIGER Eyes и радиотеплолокационную систему поиска и сопровождения. Нашлемная информационная система Joint Helmet-Mounted Cueing System (JHMCS) обеспечивает повышенный уровень владения обстановкой и захват целей вне линии визирования, тогда как тактический канал передачи данных Link 16 позволяет самолету передавать данные для наведения другим воздушным боевым средствам.


На истребителе F-15SG установлены двигатели F110-GE-129A от General Electric с тягой по 129 кН при максимальном форсаже.


Новый зенитный ракетный комплекс Aster 30 SAMP/T сформирует основной компонент системы ПВО дальнего действия

«Хотя самолет находится на этапе серийного производства, промышленные и технологические тенденции указывают на то, что технологически усовершенствованный двигатель позволит уменьшить количество капитальных ремонтов, выполняемых за все время эксплуатации, на один; мы рекомендовали остановить закупку запасных двигателей и купить улучшенный вариант, но только тогда, когда он позже станет доступен для заказчиков», — сказано в докладе Управления DSTA в 2016 году.

«В случае запасных двигателей общее снижение расходов за жизненный цикл достигло более 10 миллионов долларов, — отмечается в докладе, — также было сэкономлено более 900 тысяч на запасных частях и на техобслуживании самолетов за счет пакетной цены для обеих позиций».

В сентябре 2005 года Сингапур также запросил по программе продажи оружия и военной техники иностранным государствам, в основном для оснащения самолетов F-15SG, 200 ракет AIM-120C Advanced Medium-Range Air-toAir Missile (AMRAAM) класса «воздух-воздух» средней дальности и шесть ракет для боевой подготовки CAT; 200 ракет «воздух-воздух» малой дальности AIM-9X Sidewinder и 24 ракеты CAT; 50 высокоточных бомб Мк 82 GBU-38 Joint Direct Attack Munition (JDAM) с боевой частью BLU-111; 30 бомб AGM-154A-1 Joint Standoff Weapon (JSOW) с боевой частью BLU-111; и 30 авиабомб AGM-154C JSOW.

Совсем недавно было заявлено, что 2000-фунтовая бомба GBU-31JDAM была также квалифицирована для сброса с истребителя F-15SG, первый сброс был совершен во время учений ВВС США «Combat Hammer» на полигоне в штате Юта в мае 2017 года. Во второй половине 2017 года во время учений сингапурских ВВС под названием «Forging Sabre» бомба была впервые применена по наземной цели.

Сингапур приобрел 913 комплектов рулей и систем наведения KMU-556В/В JDAM для 2000-фунтовых бомб Мк-84, 100 взрывателей FMU-152A/B и 300 комплектов лазерного наведения DSU-40 Precision Laser Guidance Set наряду с соответствующими запчастями, материально-технической поддержкой и обучением в рамках контракта стоимостью 63 миллиона долларов. Являясь одним из самых крупных высокоточных боеприпасов воздушного запуска в арсенале сингапурских ВВС, бомба GBU-31 повышает возможности истребителя F-15SG по уничтожению крупных или хорошо укрепленных объектов.

ВВС Сингапура регулярно заказывают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы у сингапурского научного сообщества, включающего такие структуры, как Управление DSTA и национальные лаборатории DSO National Laboratories, а также у местной оборонной промышленности в рамках проектов модернизации.

ВВС начали работу по продлению срока эксплуатации своих 20 многоцелевых истребителей F-16C и 40 истребителей F-16D Block 52/52+. В сентябре 2013 года министр обороны Сингапура раскрыл планы по «модернизации их авионики и продлению срока службы».

В 2015 году Минобороны объявило о том, что планируемая модернизация парка F-16 будет идти с акцентом на новую РЛС с активной фазированной антенной решеткой (модель не называется, но предполагается, что это радар AN/APG-83 SABR (Scalable Agile Beam Radar) компании Northrop Grumman), который «увеличит дальность обнаружения самолета F-16 и позволит захватывать и сопровождать одновременно несколько целей на больших дальностях и даст возможность в любую погоду атаковать наземные цели более точными боеприпасами, например, лазерными бомбами Laser JDAM».

Детали не раскрываются, но ранее американское Управление военного сотрудничества объявило о том, что Сингапур запросил для модернизации своих самолетов F-16C/D оборудование на 130 миллионов долларов. В это имущество вошли 12 устройств GPS/инерциальных навигационных систем Northrop Grumman LN-260, 50 нашлемных информационных систем Boeing JMHCS, 90 запросчиков-ответчиков BAE Systems AN/APX-126 и 92 многофункциональные системы распределения информации Link 16 MIDS-LVT (Multifunctional Information Distribution System-Low Volume Terminal).

В Управлении заявили, что Сингапур также запросил ряд систем вооружения, учебные боеприпасы и сопутствующее оборудование, включая 20 бомб малого диаметра Boeing GBU-39/B Small Diameter Bombs (SDB), 10 инертных бомб Mk 82 и 3 инертные бомбы Mk 84 массой 2000 фунтов, 8 комплектов рулей KMU-572/B и KMU-556/В и 150 рельсовых направляющих LAU-129 для пуска ракет.

В Управлении военного сотрудничества министерства обороны США также отметили, что предполагаемая сделка включает дополнительное требования помимо предыдущего запроса, сделанного в январе 2014 года, в который вошло несколько крупных модернизаций стоимостью до 2,43 миллиарда долларов.

Особой стоит отметить системы Link 16 MIDS-LVT, которые позволят сингапурским истребителям F-16 обмениваться информацией с истребителями F-15SG без задержки, а также улучшить свое взаимодействие с зарубежными партнерами.


Основными боевыми платформами сингапурских ВВС являются F-15SG и F-16C/D Block 52 52+. На фото истребитель F-1SSG (слева) и истребитель F-16C

Кроме того, предлагаемые бомбы GBU-39/B SDB — благодаря меньшей массе и размерам — позволят нести истребителю F-16 больше высокоточного вооружения и повысят их возможности при атаке наземных целей.

Основные технологии, предложенные в предыдущем запросе, включают 70 радаров с АФАР, а также несколько моделей высокоточных бомб — CBU-105 (D4)/B Sensor Fuzed Weapon, GBU-38 JDAM, GBU-50 и GBU-49 Enhanced Paveway II, ракеты «воздух-земля» TGM-65G Maverick — для их тестирования и интеграции. Некоторые из этих бомб были уже испытаны. В августе 2014 года бомба GBU-49 Enhanced Paveway II, снаряженная штатной боевой частью, была сброшена сингапурского истребителя F-16 в северной Австралии во время учений австралийских ВВС «Pitch Black».

«Модернизация F-16 продлит срок их службы до 2030 года, — говорится в заявлении министерства обороны. — Истребители F-16 после модернизации помимо прочих усовершенствований получат новые сенсоры и вооружение».

Ожидается, что Сингапур закупит истребители следующего поколения к 2030 году. Возможно, что страна склоняется к покупке F-35 Lightning II Joint Strike Fighter (JSF) с целью поддержания превосходства сингапурских ВВС над своими потенциальными противниками, а также повышения уровня взаимодействия с Соединенными Штатами и другими региональными партнерами.

Страна официально присоединилась к программе JSF в 2004 году. По сообщениям, Сингапур внес взнос в размере 50 миллионов долларов, что позволило ему получить привилегированный доступ к разработкам с целью оценки соответствия самолета F-35 своим особым требованиям.

В конечном счете, может быть закуплено до 75 самолетов на замену устаревшим истребителям F-5S/T Tiger II, а также истребителям F-16C/DS, когда закончится срок эксплуатации. Не ясно, какой вариант F-35 купит Сингапур, хотя представители Пентагона, связанные с программой JSF, предполагают, что страна посматривает на вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B.

Хотя Сингапур публично не заявлял о своих требованиях к истребителю следующего поколения, его позиция заключается в полном контроле над своими основными платформами вооружения. Например, исходные программные коды для F-35, — позволяющие контролировать доступ к компьютерам, каналам передачи данных, системам радиоэлектронной борьбы, а также интеграции нового вооружения — засекречены. Учитывая, что сингапурские ВВС имеют большой опыт эксплуатации самолетов F-16 с технологиями РЭБ израильской разработки, вполне возможно, что страна выберет закупку израильской версии F-35I Adir.

На вопрос может ли в ближайшем будущем принято решение о поставках, министр обороны заявил, что его министерство «не торопится принимать на себя обязательства по закупке».


Несколько многоцелевых транспортных вертолетов CH-47SD получили систему спутниковой связи и системы повышения выживаемости. Сингапурские ВВС также заменят свои шесть вертолетов CH-47D более новыми платформами CH-47F

Вертолетная революция

Основу парка вертолетов сингапурских ВВС составляют вертолеты Super Puma, Cougar и Chinook. Как и боевая авиация, эти рабочие лошадки за последние годы прошли несколько модернизаций.

Вертолеты Super Puma получили расширенный комплект авионики и пакет функциональных систем компании ST Engineering Aerospace; летные испытания обновленных машин прошли в 2006 году. Предположительно модернизации заключались в установке полностью «стеклянной» кабины с электронной системой индикации пилотажно-навигационных параметров EFIS (Electronic Flight Instrumentation System) с четырьмя многофункциональными дисплеями с цифровой движущейся картой, с системой предотвращения столкновения с наземными препятствиями, тактическим дисплеем, метеорологическим радиолокатором, телекамерой и инфракрасной камерой переднего обзора. Кабина полностью совместима с очками ночного видения. Другие усовершенствования включают систему управления Multi-Mission Processor от ST Aerospace и обзорную оптико-электронную станцию Kollsman FLIR.

По меньшей мере, три вертолета Super Puma были переделаны в поисково-спасательную конфигурацию, после чего получили индекс "Ready 10". В 2003 году модернизацией этих специализированных платформ занималась компания ST Engineering Aerospace, тогда на левом борту была установлена ИК-система переднего обзора, прожектор Spectrolab SX-16 Nightsun мощностью 1,8 кВт и мощный громкоговоритель. Кабина также была подготовлена для установки шести носилок.

Вертолеты Chinook получили обновления в виде комплекта модернизации на среднем сроке эксплуатации разработки Управления DSTA, в который вошел комплект новой авионики с новыми режимами управления полетом, новые функциональные системы, система позиционирования и информирования о состоянии и новая сдвоенная спасательная лебедка. Управление DSTA также предлагало доработку программного обеспечения цифровой автоматической бортовой системы управления полётом с целью улучшения управляемости и точности зависания, хотя неизвестно, была ли реализована эта модернизация. По данным Управления, первые испытательные полеты модернизированных вертолетов были завершены в 2012 году.

Недавно вертолеты Chinook были оборудованы новой системой предупреждения о лазерном облучении и ракетной атаке, которая визуально похожа на комплекс самозащиты All-in-Small израильской компании EIbit Systems , а также характерный обтекатель антенны спутниковой связи наверху фюзеляжа между двумя пилонами несущих винтов.

В ноябре 2016 года министерство обороны объявило о закупке неназываемого количества вертолетов Н225М Super Puma и CH-47F Chinook в рамках программы модернизации вертолетного парка.

«Вертолеты Н225М и CH-47F отличаются большей грузоподъемностью и дальностью полета по сравнению с машинами нынешнего поколения. Это позволит более эффективно удовлетворить потребности сингапурских вооруженных сил меньшим числом вертолетов и меньшим количеством людских ресурсов». Ранее было отмечено, что поставки новых вертолетов начнутся с 2020 года.

Продолжение следует...
Источник ➝

Точки роста в кризис: Россия на фоне мировой нестабильности


Обвал цен на нефть и эпидемия коронавируса спровоцировали новый мировой экономический кризис. Но действительно ли Россию в обозримой перспективе ждет лишь сплошной экономический упадок или возможен какой-либо рост в отдельных направлениях экономики?

Начнем с того, что мировой экономический кризис заставит многие страны пересмотреть свои экономические стратегии. Последствия снижения цен на нефть покажутся цветочками по сравнению с теми ягодками, к которым может привести карантин из-за коронавируса в том случае, если он растянется на недели и даже месяцы.
Уже сейчас в России многие бизнесы теряют до 80% прибыли.


В наиболее тяжелом положении находятся транспортные перевозки, туристический сектор, сферы общественного питания, досуга и развлечений. Закрытие границ, прекращение авиационного и железнодорожного сообщения, запрет на работу кафе, ресторанов, спортзалов и прочих общественных мест в течение первой карантинной недели очень серьезно ударили по целым отраслям экономики.

К прогнозируемым последствиям относятся закрытие части бизнеса, не способного платить арендную плату и зарплату сотрудникам, увеличение безработицы, ухудшение инфраструктуры. Понятно, что удар по экономике будет измеряться триллионами рублей и оправиться от кризиса будет очень и очень непросто.

Но даже в такой бочке дёгтя мировой нестабильности можно найти и свою ложку мёда. Так, часть бизнесов смогла практически без потерь перейти на дистанционную работу, переведя своих сотрудников на удаленную деятельность. Это обстоятельство в перспективе может дать толчок к дальнейшей цифровизации российских бизнесов. Многие компании поймут все преимущества удаленной работы, в первую очередь финансовые, и после карантина могут и оставить большую часть специалистов на дистанционном режиме трудовой деятельности.

Именно карантин становится катализатором развития онлайн-сервисов, причем не только в коммерческой сфере. То самое «электронное правительство», о котором так любили рассуждать в годы премьерства Дмитрия Медведева, также может стать реальностью: карантин в данном случае станет репетицией перевода значительной части функций государственных и муниципальных органов власти «на удаленку».

Между тем востребованность онлайн-сервисов дает стимул для развития информационно-коммуникационных технологий, для появления новых стартапов в таких сферах, как автоматизация, мобильные приложения, дистанционное ведение дел: от бухгалтерии и юриспруденции до организации общественного питания с доставкой продуктов.

Период карантина может стать отправной точкой и к постепенному переходу значительной части российских учебных заведений на дистанционное образование. Это также откроет новые возможности, точки роста и для системы образования, и для национальной экономики в целом.

Одна из самых пострадавших отраслей – туристическая. Потери в ней исчисляются десятками миллиардов рублей. Но закрытие основных каналов зарубежного туризма способно стимулировать рост внутреннего туризма, а ведь в огромной России столько прекрасных мест, и большинство из тех, кто отдыхал в Италии, Испании или Турции, вряд ли бывали даже в малой части из самых интересных туристических достопримечательностей нашей страны.

Снижение количества импортных товаров, рост цен на них способны выступить в качестве дополнительного стимула для развития отечественного производства, что, собственно, мы уже наблюдали в 2014-2015 гг. во время ввода против России экономических санкций и ответных мер Москвы против продукции враждебно настроенных стран.

Наконец, в России могут подешеветь объекты недвижимости, а ведь проблема чрезмерно завышенных цен на квартиры стоит очень остро и является важным препятствием для многих россиян и российских семей в обретении своего жилья. Правда, многие банки уже воспользовались ситуацией и решили поднять ипотечные ставки. Но всё же снижение стоимости жилья в сочетании с мерами государственной поддержки семей с детьми, такими, как материнский капитал за первенца и списание части ипотечного кредита за третьего ребенка, помогут некоторым семьям, несмотря на кризис, решить свои жилищные проблемы.

Наконец, сама по себе пандемия заставит Россию, как и другие страны мира, пересмотреть свое отношение к системе здравоохранения, к медицинским и биологическим наукам. Ведь мир окончательно убедился, что угроза человечеству может исходить не только от ракетных установок, подводных лодок и самолетов с ядерными ракетами, но и от вирусов, и учиться этим вирусам противостоять – задача не менее важная, чем развивать армию и флот.

Картина дня

))}
Loading...
наверх