Свежие комментарии

  • Семенков Александр
    Е#анутая власть. Дурь чистейшей воды!!! Нужно ОДНО ЕДИНСТВЕННОЕ, - вы закройте все внешние границы, все международные...Партия ковида под...
  • Александр Ляшенко
    Я не погорячился,мной это взято из обсуждаемого плана.Александр Роджерс...
  • Владимир Негода
    вот это и есть современный рабовладельческий строй , рабы содержат за свой счет рабовладельцев !Олигархи приготов...

За белорусского нациста Протасевича ответит Газпром?

Германия решила остановить российские газопроводы из-за инцидента в Минске

За белорусского нациста Протасевича ответит Газпром?
Фото: Толочко Виктор/ТАСС
Материал комментируют:

После инцидента с самолетом Ryanair нельзя исключать никаких санкционных мер, в том числе касающихся транзита российского газа через Белоруссию, заявил глава МИД Германии Хайко Маас.

«Здесь (в ходе неформальной встречи министров иностранных дел стран ЕС в Лиссабоне — Ред.) это тоже затрагивалось, но это скорее средне — и долгосрочная тема. Я сейчас не хочу исключить ничего, но необходимо провести определенные консультации, приобщить информацию и оценить возможности, которые у нас там есть», — сказал Маас журналистам, отвечая на вопрос прессы о возможных санкциях в отношении транзита газа через Белоруссию.

Судя по всему, Маас имеет в виду идущий по территории Белоруссии газопровод «Ямал-Европа».

Они с ума сошли? Это же по ним же ударит в первую очередь. Да и сам Маас всегда казался адекватным человеком…

— Не думаю, что эти слова стоит воспринимать всерьез, — говорит эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Нечто подобное мы наблюдали после ареста Алексея Навального — тогда Германия тоже допустила возможность остановки «СП-2», но дальше разговоров дело не пошло.

Просто ситуация обязывала немцев сделать такое заявление, продемонстрировать максимальную жесткость. Сейчас тоже обязывает.

«СП»: — Речь о газопроводе «Ямал-Европа»? И какие могут применить санкции против него? Остановить транзит?

— Да, транзит газа через Беларусь осуществляется по газопроводу «Ямал-Европа». Первыми «заморозить» его предложили британцы, теперь вот и МИД Германии отозвался. Кстати, на уровне министров иностранных дел стран-членов ЕС эта идея тоже обсуждается: остановить поставки газа по отдельно взятой трубе. Об этом на днях заявил Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Оно и понятно: соответствующее решение должно приниматься на уровне Брюсселя, а не отдельно взятых стран. Германия по большому счету здесь вообще не при делах — точка входа трубы в ЕС находится на польско-белорусской границе.

Но сама идея абсурдна. Кого вы хотите наказать? Белоруссию? Её участок газопровода полностью принадлежит Газпрому. Конечно, какие-то деньги она за транзит получает. Сколько именно — мы не знаем. Но я думаю, что суммы небольшие. То есть в качестве санкций против Белоруссии предлагается заблокировать российский экспортный газопровод, по которому течет российский газ. Полный бред.

«СП»: — Как вообще ситуация вокруг Белоруссии может в реальности отразиться на российских газопроводах?

— Никак не скажется. На Западе не стали приплетать Кремль к задержанию Протасевича. Даже американцы удержались от этого соблазна. Только отдельные невменяемые персонажи продолжают говорить, что экстренную посадку самолета Ryanair в Минске санкционировал Путин, но они не задают тренд. «Северный поток-2» — это вообще другой переговорный трек, а идея ввести санкции против газопровода «Ямал-Европа» — просто глупость.

«СП»: — Чисто теоретически, если «Ямал-Европа» остановят, что это будет означать для Газпрома и для Европы? Каков процент этого газопровода в общем объеме поставок в Европу?

— В «доковидные» времена через Белоруссию экспортировалось где-то 30−33 миллиардов кубов газа в год. Общий объем поставок Газпрома в Европу — 190 с хвостиком. То есть, грубо говоря, где-то 17% приходится на польско-белорусское направление.

По поводу последствий — здесь много нюансов. Мы не знаем, что будет с потреблением газа в Европе, как изменятся объемы поставок Газпрома, удастся ли достроить (а главное — запустить) «СП-2». Если удастся — будет ли он работать на полную мощность? И какие объемы прокачки газа останутся у Украины после 2024 года, когда истечет действующий транзитный контракт? В любом случае отказываться от газопровода «Ямал-Европа» Россия не планировала, это надежный и удобный вариант. Если он будет остановлен, а потребность Европы в российском газе останется высокой, то придется загружать другие направления — ту же украинскую ГТС. Благо, мощностей там хватает, но Россия оттуда хочет поскорее уйти и использовать украинскую трубу только для балансировки поставок.

С Европой тоже все понятно. Потенциальный дефицит российского газа — это высокие цены и трудности с прохождением отопительного сезона.

«СП»: — В этом случае придется ли перегружать транзит через Украину? Или это выгодно России с точки зрения дополнительной загрузки «СП-1» и снятия окончательных ограничений с «СП-2»?

— А смысл останавливать «Ямал-Европа», если это станет дополнительным аргументом в пользу загрузки «СП-2»? Мы же понимаем, что речь идет об опосредованном давлении на Россию — Белоруссия тут просто под руку подвернулась. Но вопрос в том, кому от этого хуже.

«СП»: — Много ли у Газпрома может остаться свободных мощностей из-за третьего энергопакета? Как их реально использовать? А что будет после прекращения контракта с Украиной? А после окончания контракта с Польшей, кстати?

— У Газпрома, как показывает практика, свободных мощностей много не бывает. Не прекращаются попытки искусственно ограничить пропускную способность первой нитки «Северного потока» (это минус 27,5 миллиардов кубов газа ежегодно). По «СП-2» ситуация аналогичная. Украинская ГТС всегда под рукой, но от неё Газпром отказывается добровольно. С газопроводом «Ямал-Европа» тоже все непросто, поскольку транзитный контракт с Польшей в прошлом году закончился, и стороны не стали его продлевать. Сейчас там действует система аукционов, на которых неизменно побеждает Газпром как единственный участник торгов. Но поляки недавно заявили, что после окончания действующего контракта по поставкам российского газа (не путать с транзитным договором) они хотят использовать свой участок «Ямал-Европа» для внутренних целей. Был экспортный российский газопровод — а будет часть ГТС Польши, по которой будет распределяться газ из Baltic Pipe и СПГ-терминалов. Не знаю, стоит ли относиться к этим идеям серьезно, но они прописаны в проектном плане развития газотранспортной системы страны на 2022−2031 годы.

Газпром душат со всех сторон. Его цель ясна — полностью загрузить две нитки «Северного потока», продолжить поставки газа по польско-белорусскому направлению, а Украине оставить самый мизер (10−15 миллиардов кубов в год). Изначально этот план должен был реализоваться в 2020 году, но из-за проволочек со строительством «СП-2» пришлось заключать не самый выгодный для России транзитный контракт с Нафтогазом. Ближе к 2024 году начнется новая битва за транзит. Пока трудно сказать, с какими переговорными позициями к ней подойдет Газпром.

— Идею остановки транзита газа через Белоруссию высказывают политики. Они не осознают, к каким результатам такая мера приведет, — уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.— Остановка транзита через Белоруссию ударит по экономике всей Европы, так как в Европе и так дефицит газа — подземные хранилища опустошены после долгой и морозной зимы. Закачка газа туда началась на месяц позже, чем обычно. И темп закачки очень маленький. Это привело к тому что цены на газ уже очень высокие в Европе. К тому же в Азии цены на газ тоже высоки, и СПГ ушел туда.

Если остановить газопровод через Белоруссию, то дефицит усугубится и цены вырастут еще больше, и подготовка к новому отопительному сезону окажется под угрозой. Кроме того, чтобы ввести общеевропейские санкции против РБ, нужно единогласное решение всех членов ЕС. А тут против санкций в отношении газопровода будет Польша.

«СП»: — Почему это? Ведь Польша больше всех нападает на Лукашенко

— Для Польши остановка газопровода «Ямал Европа» — прямой удар по стране. Во-первых, они много лет ждали пока закончится долгосрочный договор с Газпромом о транзите через польский участок, так как по старому договору Варшава получала за транзит около 5 млн. долларов в год, т.е. очень мало. И вот в 2020 году договор закончился, и Польша перешла на систему аукционов при разыгрывании прав на транзит. Кроме Газпрома на эти аукционы никто не пришел, поэтому тариф остался низким. Но хоть немного больше поляки на транзите зарабатывать стали. А тут их хотят лишить и этих денег. Во-вторых, Польша сама получает большую часть импортного газа именно по газопроводу «Ямал-Европа». Причем поставка идет как напрямую от Газпрома, так и виртуальным реверсом из Германии. Т.е. по факту весь газ берется из транзитной трубы.

«СП»: — А для Белоруссии это буде сильный удар?

 — Если транзит все-таки остановится, то пострадает прежде всего Газпром, а белорусы в меньшей степени. Так как Белоруссия напрямую от транзита денег вообще не получает. Газпром давно выкупил газотранспортную систему Белоруссии и платит за транзит своей дочке — «Газпром-трансгаз Беларусь». А эта компания просто платит налоги в РБ. Налогов, конечно, много. Эта компания один из крупнейших налогоплательщиков республики. Но это, скорее, косвенный доход от транзита. Так что фактически санкции хотят ввести против Газпрома и Польши.

«СП»: — Если газопровод все же остановят, придется перебрасывать дополнительные объемы через Украину? Или через «СП-2», когда он заработает?

—  Если такое все же случится, Газпрому придется перенаправить объемы на Украину. Это возможно технически, но не выгодно экономически, ибо там и так тариф высокий, а за дополнительные объемы прокачки предусмотрен повышающий коэффициент.

Но осенью планируется запустить «СП-2», и белорусские объемы можно будет в большей степени перекинуть туда. Можно усмотреть и выгоды для России. Если белорусский транзит будет остановлен, то Европа столкнется с дефицитом газа потому что Газпром наверняка станет исполнять только контракты, а дополнительные заявки выполнять не будет, так как это дорого

И дальше ЕС станет думать, как поправить ситуацию. А это можно сделать за счет быстрого ввода в эксплуатацию «СП-2» и его 100% загрузки.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх