БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Тихонов
    ни куда они не потекут, в европах ндфл 50-60%. у амеров в 70-е в кризис всякие соросы платили по 93% ндфл.Налоги в России: ...
  • Сергей Росси
    ПОсмотрим, чего загадыватьНакажут ли сына в...
  • Сергей Росси
    Правильно. А вас, баранов, за полярный круг севера осваивать. Вы же с радостью побежите. Вы же только кланяться да из...Три подъезда из п...

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Палаццо Моззи, XIII—XIV вв.

Хвала тебе, о брег, — тебя в долине
Ласкает Арно столько лет подряд,
Степенно покидая славный град,
В чьем имени рокочет гром латыни.
Здесь вымещали гнев на гибеллине
И гвельфу воздавали во сто крат
У твоего моста, который рад
Прибежищем служить поэту ныне.
Сонет Уго Фосколо «К Флоренции». Перевод Евгения Витковского


Музеи мира. А было так, что, когда 26 мая на «ВО» вышел мой материал «Музей Стибберта во Флоренции: рыцари на расстоянии вытянутой руки», нашелся знающий человек, который написал мне, что, кроме этого музея и среди множества всех прочих музеев Флоренции, есть еще один очень интересный музей со средневековым оружием и доспехами – музей Бардини. Получив такую информацию, я тут же связался с администрацией музеев Флоренции и попросил то, что обычно прошу всегда: информацию и фото, либо разрешение использовать фотографии музейных экспонатов с его сайта. Просто замечательно, что из администрации мне ответили, связали с куратором именно этого музея. Последовали довольно длительные переговоры: что, зачем, куда и в каком виде. Хорошо еще, что на английском языке. Итогом стала внушительного виде гербовая бумага (первый раз такое со мной случается!), в которой мне давалось разрешение использовать фотоматериалы музея для статьи на «Военном обозрении».
Так что все, что вы, уважаемые читатели, здесь увидите, использовано на совершенно законном основании и без нарушения чьих-либо авторских прав. Приятно, что в Италии музейные работники относятся к такого рода запросам столь серьезным образом!

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Самый настоящий «антик» — рельеф с гладиаторами-саггитариями из эпохи Древнего Рима. Музей Стефано Бардини во Флоренции

Итак, сегодня мы посетим один из очень интересных, пусть и второстепенных музеев Флоренции. Туристы, и наши российские не исключение, попав в этот город, первым делом идут в Санта-Мария-дель-Фьоре, а затем в галерею Уффицы. На тот же музей Стибберта мало у кого уже сил хватает. И то же самое может быть сказано в отношении музея Бардини. Между тем он стоит того, чтобы его посетить.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Мемориальная доска на фасаде музея Бардини, напоминающая о том, что в это здание входил папа Григорий X

Расположен он на Виа-де-Ренай на углу площади Пьяцца-де-Моззи в районе Олтрарно и является одним из самых богатых так называемых «второстепенных» музеев города.
Необычен он уже тем, что, как и музей Стибберта, это «завещательное наследие» антиквара и самого влиятельного коллекционера Италии Стефано Бардини (1836-1922) муниципалитету города Флоренции.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Оружейный зал находится на первом этаже…

А было так, что в конце XIX века, а именно в 1880 году, он выкупил палаццо, где раньше находилась церковь Сан-Грегорио-делла-Паче, построенную между 1273 и 1279 годами на земле, принадлежавшей банкирам Моцци, по указанию папы Грегория X, чтобы отпраздновать мир между гвельфами и гибеллинами, и превратил его в дворец в стиле Неоренессанса. Причем его здание вместило в себя не только потрясающую картинную галерею, но и лаборатории реставрации гобеленов, которые сам Бардини продавал коллекционерам всего мира. В музее находятся великолепные образцы итальянской мебели XV—XVI вв., картины Донателло, Микеланджело, Поллайоло, Тино да Камаино, прекрасные ковры, старинные струнные и клавишные музыкальные инструменты, и даже… небольшая, но очень интересная оружейная палата.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

В помещениях музея. Лестница на второй этаж

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

И вдоль нее рыцарские гербы прославленных тосканских семейств…

В целом дворец получился довольно эклектичным во всех отношениях: на его строительство пошли камни средневековых и ренессансных построек, в нем устроили резные капители, мраморные камины и лестницы, а также устроили расписные кессонные потолки, причем кессонов в них просто превеликое множество.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Галерея со статуями. Тоже первый этаж. И знаменитые кессонные потолки…

Однако комплекс недвижимости в Бардини реально одним только домом не ограничивается. В него входит еще и парк, который простирается на четыре гектара по склонам холма Бельведер (знаменитый «Сад Бардини») и который недавно был отреставрирован и откуда открывается великолепный вид на город. В нем же находится и вилла Бардини с панорамной лоджией. Словом, Бардини оставил во Флоренции по себе очень хорошую память. Ну а после его смерти в 1922 году музей был унаследован городским муниципалитетом, который теперь является его полноправном хозяином. Долгое время, а именно с 1999 года по 2009 год, музей этот был закрыт на ремонт, но сегодня он открыт для посещения.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Терракоты «мадонны с младенцами»

Теперь давайте немного «посплетничаем» и прежде всего выясним, откуда у него появились деньги на весь собранный им антиквариат. А было так, что он, закончив свое образование в Академии изящных искусств Флоренции в 1854 году, стал получать большие комиссионные в качестве реставратора произведений искусства, а с 1870 года и сам начал их продавать. Работая реставратором, Бардини успешно удалил некоторые фрески Боттичелли с Виллы Лемми, получил заказ на удаление фресок, выполненных по заказу Якоба Саломона Бартольди из Каса Бартольди в Риме. Ну а его реставрация «Святой Екатерины Александрийской» Симоны Мартини, ныне находящаяся в Национальной галерее Канады и выполненная столь мастерски, что она практически неразличима, в 1887 году была названа самым выдающимся примером бесшовной реставрации своего времени.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Каменная резьба эпохи Средневековья

Так что очень многие известные произведения искусства Ренессанса несут на себе отпечаток кисти Бардини. В Национальной галерее искусств, в Вашингтоне, имеется около двадцати работ, переданных в его руки на реставрацию. В частности, Бенедетто да Майано «Мадонна с младенцем», Бернардо Дадди и «Портрет юности» Филиппо Липпи. Музей Метрополитен хранит восемь картин, которыми когда-то владел Бардини, в том числе «Мальчик Веронезе с борзой» и «Коронация Богородицы» Джованни ди Паоло из коллекции Роберта Лемана, а также барочный портретный бюст Фердинандо де Медичи. Связи Бардини с Бернардом Беренсоном привели к тому, что несколько покупок Бардини попали в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне; среди них два североитальянских стилобата, поддерживающие колонну львы и бассейн, купленный у Бардини в 1897 году. Сильно поврежденная мраморная голова кудрявого юноши из коллекции Боргезе, использованная Стэнфордом Уайтом в качестве фигуры для фонтана в доме Пэйна Уитни №972 на Пятой авеню в Нью-Йорк: словом, он не только собирал сам, но и обогатил своими реставрированными работами множество известных музеев всего мира.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Знаменитый голубой фон, «синий Бардини», распятие, резные деревянные сундуки и расписные потолочные кессоны

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Зал с мебелью эпохи Ренессанса. На стене следующего зала один из знаменитых ковров из коллекции Бардини

Надо заметить, что собрание музея, коллекция которого состоит из более чем 3600 художественных произведений, в том числе картин, скульптур, доспехов, музыкальных инструментов, керамики, монет, медалей и антикварной мебели носит весьма эклектичный характер. Поскольку очень много он покупал у местных разорившихся аристократов, то, что к нему в руки плыло, то он и покупал. И что-то понравившееся оставлял себе, а все остальное тщательно реставрировал (что увеличивало ценность этих артефактов в десятки, если не в сотни раз!) и продавал музеям и коллекционерам в Европе и в Америке. Многие известные произведения искусства эпохи Ренессанса несут на себе отпечаток кисти Бардини.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Ну вот мы добрались и до доспехов. Впрочем, перед нами не только они, но и две потрясающих эффигии – надгробные плиты, причем обе очень характерны. Левая показывает нам типичный миланский доспех с увеличенным левым наплечником и копейным крюком справа; а правая – явно более ранняя, чем правая, фигурный щит тарч и кинжал, прикрепленный непосредственно к латной «юбке»

В Национальной галерее искусств в Вашингтоне имеется около двадцати работ, передававшихся ему на реставрацию. В частности, это полотно Бенедетто да Майано «Мадонна с младенцем», алтари и картины Бернардо Дадди и «Портрет юноши» Филиппо Липпи. Музей Метрополитен в Нью-Йорке хранит восемь картин, которыми когда-то владел Бардини, в том числе «Мальчик с борзой» Веронезе и «Коронация Богородицы» Джованни ди Паоло из коллекции Роберта Лемана, а также барочный портретный бюст Фердинандо де Медичи. Несколько покупок Бардини попали в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне; среди них два североитальянских стилобата, поддерживающие колонну львы и бассейн, купленный у Бардини в 1897 году.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции
Тоже эффигия из оружейного зала, причем очень необычная во всех отношениях...

Его же была и сильно поврежденная мраморная голова кудрявого юноши из коллекции Боргезе, использованная архитектором Стэнфордом Уайтом в качестве фигуры для фонтана в доме Уитни Пэйна №972 на Пятой авеню в Нью-Йорк. Словом, он не только собирал артефакты сам, но и обогатил своими реставрированными работами множество известных музеев во всем мире.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

А вот доспех, стоящий на предыдущем фото в нише слева. Это латы XVI века с характерными набедренниками для пышных штанов буффами, украшенные гравировкой. Шлем – бургиньот без баффа и забрала.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Наплечник доспеха украшает гравированное изображение античного воина

Некоторые экспонаты в этом музее просто уникальны. Например, есть там средневековое деревянное распятие и коллекция свадебных сундуков. А еще старинные ковры, в том числе 7,50-метровый, который использовался по случаю визита Гитлера во Флоренцию в 1938 году.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Что-то военное, но что? Шлем… или навершие чего-то такого...

После смерти Бардини, как это очень часто бывает, музей претерпел значительные перестановки, которые совсем не соответствовали его первоначальному виду. Например, там были перекрашены стены. Цвет их не понравился магистрату, и прежний синий цвет заменили на охру. Поэтому, когда началась реставрация помещений музея, было решено восстановить его интерьеры именно такими, какими они были при жизни самого Бардини. Интересно, что другим коллекционерам этот цвет «синий Бардини» как раз, напротив, очень понравился, и они скопировали его в своих домах, которые затем тоже стали музеями, такими, например, как Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне или Музей Жакмар-Андре в Париже. Во время реставрации этот цвет удалось восстановить по сохранившейся под новыми слоями краски старой штукатурке на стенах, а также благодаря письму Изабелле Стюарт Гарднер, в котором Бардини раскрыл секрет своего цвета.

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Пороховница из рога. Закат моды на турниры, и распространение огнестрельного оружия, в свою очередь породили моду на охоты. И соответствующее охотничье оружие. Аркебузы стали богато украшать костью, на пластинах которой гравировали или выжигали изображения сцен охоты. В паре к ним шли пороховницы и натруски, которые часто делали из оленьего рога, в том числе и раздвоенного, чтобы подчеркнуть «натуральность» изделия и показать собственное мастерство в его изготовлении

Интересно, что в 1918 году незадолго до смерти Бардини организовал в Нью-Йорке распродажу части его скульптур и мебели попавших таким образом в американские музеи: Метрополитен в Нью-Йорке и Художественный музей Уолтерса в Балтиморе. Однако и то, что осталось в его доме во Флоренции, было столь велико, что в 1923 году позволило открыть во Флоренции музей его имени. Ну и, конечно, его же наследием остаются прекрасные «сады Бардини».

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Национальным оружием итальянцев эпохи Ренессанса стал кинжал чинкведея – «пять пальцев» (пять долов), которые нередко носили в ножнах за спиной

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Вот такие шпаги с волнистым лезвием XVI в. также присутствуют в коллекции музея

Доспехи и оружие музея Бардини во Флоренции

Резной камин, щиты и первые образцы итальянских пушек. Для книги по истории артиллерии их фотографии в крупном формате имели бы немалую познавательную ценность…


P. S. Автор и администрация сайта сердечно благодарят доктора Антонеллу Нези и куратора музея Геннаро Де Люка за предоставленные информацию и фотографии, использованные в данной статье.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх