Свежие комментарии

Состояние и перспективы танкового парка Франции

Состояние и перспективы танкового парка Франции

В 1993 г. на вооружение сухопутных войск Франции был принят новейший основной боевой танк Leclerc. Машины этого типа до сих пор являются основой ударной мощи армии и будут сохранять такой статус в будущем. Актуальные планы предусматривают продолжение их службы, как минимум, в течение следующих десяти лет.

Прошлое и настоящее


Перспективный ОБТ Leclerc был разработан компанией GIAT Industries (ныне Nexter Systems) и поставлен в серию в начале девяностых годов. Стартовым заказчиком стала армия Франции, а затем начались массовые поставки в Иорданию и ОАЭ. Последнюю партию танков передали заказчику в 2007 г., а в 2008-м производственную линию закрыли за ненадобностью.

За все время производства было построено более 860 танков. На момент прекращения строительства в армии Франции имелось 254 ОБТ и небольшое количество унифицированной техники. При этом удалось выполнить далеко не все планы. Так, изначально армия желала переоснастить четыре полка – по 80 танков в каждом, а также создать резерв из 100 машин. В дальнейшем эти планы серьезно сократили, в основном за счет резерва.

Состояние и перспективы танкового парка Франции

Позже имели место новые сокращения финансирования, из-за которых численность ОБТ в войсках вновь уменьшалась. По открытым данным, в настоящее время на вооружении французской армии числится 222 ОБТ «Леклерк» и 17 бронированных ремонтно-эвакуационных машин Leclerc DNG на танковой базе.
Считается, что такое количество техники достаточно для выполнения поставленных задач и позволяет сохранить расходы на приемлемом уровне.

222 наличных танка закреплены за четырьмя танковыми полками, расквартированными в восточной и центральной части Франции. Это 12-й кирасирский и 501-й бронетанковый полки из состава 2-й танковой бригады, а также 1-й шассёрский и 4-й драгунский полки 7-й танковой бригады.

Поддержание состояния


Вскоре после завершения производства танков министерство обороны приняло план по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию наличных танков. Для сокращения расходов без потерь в качестве работ было предложено использовать новый подход. Он предусматривал выбор «единого поставщика услуг» и выдачу долговременного контракта, оговаривающего проведение всех необходимых мероприятий.

Состояние и перспективы танкового парка Франции

В 2009 г. министерство национальной обороны и компания Nexter заключили договор о «поддержании рабочего состояния» (Maintien en Condition Opérationnelle – MCO) бронетехники. Он предусматривал проведение всех необходимых работ в течение следующих 10 лет.

Стоимость контракта была определена сразу и в дальнейшем не изменялась; она составляла 900 млн евро. Таким образом, на поддержку одного танка в среднем планировалось тратить ок. 3,5 миллиона ежегодно. Фактические расходы по конкретным ОБТ различались ввиду неравномерного расходования ресурса и высвобождения финансирования из-за сокращения количества техники.

Согласно контракту MCO, подрядчик должен был выполнять надзор за эксплуатацией танков «Леклерк» в войсках и оказывать необходимую поддержку. Последняя в основном выражалась в проведении средних и капитальных ремонтов по мере износа техники или поломок.

Состояние и перспективы танкового парка Франции

Контракт MCO не затрагивал вопросы модернизации бронетехники – все эти мероприятия предлагалось осуществлять в ходе отдельных программ с собственными бюджетами. Впрочем, после внедрения в массовую эксплуатацию новые компоненты, такие как комплект AZUR или новые приборы программы SCORPION, тоже должны были входить в сферу ответственности Nexter Systems по линии MCO.

Новый контракт


Контракт MCO от 2009 г. действовал до 31 марта 2021 г. Несмотря на определенные трудности и критику по разным причинам, оригинальный подход оправдал себя, а компания-подрядчик справилась с поставленными задачами. Результаты выполнения работ в течение последних лет устроили заказчика, благодаря чему появился новый контракт.

Сотрудничество Минобороны и Nexter Systems продолжится в рамках нового контракта. При этом речь идет не о продлении существующего MCO, а о новом соглашении с доработанными условиями. Обновленный контракт получил название Marché de Soutien en Service 2 (MSS2).

Состояние и перспективы танкового парка Франции

Соглашение MSS2 рассчитано на следующие 10 лет, его стоимость превышает 1 млрд евро. В среднем, обслуживание и ремонты каждого танка обойдутся в 4,5 млн евро ежегодно.

Общие условия и подходы в рамках MSS2 остаются прежними, но предложено несколько важных нововведений. Так, внедряется новый механизм обратной связи между войсками и исполнителем работ. Он должен упростить и ускорить взаимодействие армии и промышленности.

Ранее средний и капитальный ремонт ОБТ Leclerc осуществлялся только предприятиями из состава Nexter. В соответствии с MSS2, к этим работам будут привлекать армейские подразделения армейской технической службы Service de la Maintenance Industrielle Terrestre (SMITer). Доработаны и усовершенствованы механизмы закупки и поставки запчастей.

Контракт MSS2 имеет большое значение для французской армии. Самые старые танки «Леклерк» уже отметили свое 30-летие, техника последних партий примерно вдвое младше. Таким образом, новый контракт обеспечит поддержание стареющей техники в требуемом состоянии и позволит продлить сроки ее службы. Кроме того, MCO и MSS2 фактически закладывают основу для последующей модернизации.

Состояние и перспективы танкового парка Франции

Проект «XLR»


Недавно Минобороны Франции приступило к реализации крупной программы модернизации сухопутных войск с шифром SCORPION. Она предусматривает сохранение ОБТ Leclerc в строю в течение длительного времени, вплоть до появления следующего танка. При этом наличные машины необходимо оснастить набором новой аппаратуры различного назначения.

Модернизация танка для соответствия стандартам SCORPION получила название Leclerc XLR. Этот проект предусматривает усиление защиты бортовой и кормовой проекций, а также внедрение новых систем предупреждения и средств радиоэлектронной борьбы. Предложены кардинальная модернизация систем управления вооружением и интеграция перспективных средств связи. Собственная броня, силовой блок, ходовая часть и вооружение останутся прежними.

Согласно актуальным планам, в 2020-25 гг. модернизацию до Leclerc XLR должны пройти 200 танков. Также новую защиту и электронику установят на унифицированных БРЭМ Leclerc DNG. Эти меры позволят продолжать эксплуатацию ОБТ и БРЭМ, а также обеспечат их полноценное применение в перспективных контурах управления сухопутными войсками.

Состояние и перспективы танкового парка Франции

В соответствии с ранее утвержденным планом, в прошлом году компания Nexter вместе со своими субподрядчиками начала плановую модернизацию армейских танков по проекту «XLR». В ближайшее время обновленная техника вернется в строй. К середине десятилетия планируется модернизировать ок. 90% наличного парка «Леклерков», а также получить большие количества новой техники программы SCORPION.

Ясные перспективы


Минобороны Франции прекрасно понимает значение основных боевых танков для современной армии и не собирается отказываться от этого класса техники. Уже ведутся работы по созданию перспективного «европейского танка», но в ближайшие 10-15 лет основной ударной силой сухопутных войск будут оставаться существующие машины Leclerc.

Эксплуатацию «Леклерков» в будущем предлагается обеспечивать двумя способами. В первую очередь, за счет ремонтов разной степени сложности будет поддерживаться требуемое техническое состояние, а параллельно проведут модернизацию с получением новых возможностей. Строительство танков возобновлять не будут. Предприятия, ранее занимавшиеся выпуском ОБТ, давно переведены на производство другой продукции.

Таким образом, в ближайшие 10-15 лет танковые войска Франции не будут отличаться большой численностью, но этот недостаток компенсируют высоким уровнем технического развития и широкими боевыми возможностями. Необходимые программы и процессы уже запущены. Их реальные результаты станут известны в ближайшем будущем.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны Франции, Nexter Systems
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх