Миасские мастера: последние из династии карбюраторных «Уралов»

Одна из вариаций "Урала-377М"

6 х 4


Как превратить боевой «Урал» в гражданскую машину? Прежде всего необходимо избавиться от множества военных опций, заметно отягощающих грузовик. Все-таки, в народном хозяйстве главное не живучесть на поле боя и экстремальная проходимость, а грузоподъемность, удобство эксплуатации и экономическая эффективность. Особых проблем с подобной адаптацией у грузовиков, к примеру, семейства ЗИЛ-131 не было, они изначально были унифицированы с народно-хозяйственными машинами 130-го семейства.
А вот «Уралы» 300-й серии не могли похвастаться такой универсальностью.

Первая попытка создать грузовик для мирной жизни состоялась в 1961 году, когда на испытания вышел «Урал-377», минимально адаптированный для гражданских. Прежде всего убрали передний ведущий мост (заменили на ось от МАЗ-500), раздаточную коробку заменили демультипликатором, установили новую грузовую платформу с тремя откидывающими бортами и исключили систему централизованной подкачки колес. Интересно, что «Урал-377» первый среди машин семейства, получил цельнометаллическую кабину, которую впоследствии установили на семейство военных «Урал-375Д» (об этих грузовиках шла речь в предыдущей части). Очевидным недостатком гражданской версии была чрезмерно большая погрузочная высота платформы из-за массивных колес 14.00-20 и расположенным под кузовом запасным колесом. Груз приходилось закидывать на высоту 1,6 метра – даже КрАЗ на тот момент был комфортнее в этом плане.

 



ЗИЛ-375, первый мотор семейства "Уралов"

Грузоподъемность после всех упрощений, естественно, удалось повысить до 7,5 тонны (в военном варианте было 4,5 тонны), но вот кузов был коротковат для такой машины. Длинномеры, нагруженные на «Урал-377», серьезно перераспределяли нагрузку: задняя тележка перегружалась, а передняя ось, наоборот, теряла связь с землей. Здесь сыграло негативную роль облегчение передка за счет удаления тяжелого ведущего моста, да и сама капотная компоновка не способствовала рациональной развесовке груженой машины. Несмотря на эти моменты, в 1965 году, после четырех лет доработок, народно-хозяйственный «Урал» встал на конвейер в Миассе. 












Седельные тягачи на базе "мирного" "Урал-377"

Но армейские корни мирного «Урал-377» не давали покоя. Его также приняли на вооружение Советской Армии. Грузовик, способный буксировать прицеп массой в 10,5 тонны, а в варианте седельного тягача 377С/СН тащить полуприцеп до 19 тонн, очень пригодился в тыловых частях. В частности, на базе «Урала 6х4» строили транспортную машину 9Т254 в составе РСЗО «Град» со специальными стеллажами и ящиками для боеприпасов. А седельные тягачи пригодилось для перемещения армейских полуприцепов-фургонов ОдАЗ-828, на которые монтировали пункты управления полетами авиации «Заявка», управление зенитно-ракетными бригадами «Вектор-2В» и «Сенеж», системы для обработки данных от РЛС «Пори-М», а также комплексы средств автоматизации командного пункта «Основа-1».

В интересах народного хозяйства


«Урал-377» в 1966 году эволюционировал в более совершенную модель с литерой «М». Учитывая сложности с короткой грузовой платформой, решено было удлинить грузовик на 420 мм, а высоту платформы удалось снизить до 1,42 метра за счет новых колес от омских шинников. Диаметр колеса уменьшился сразу на 80 мм, снизилась масса, а ширина выросла, увеличивая пятно контакта с поверхностью. Был интересный эксперимент с бескамерными шинами, которым, как казалось инженерам, не требовались запаски вообще. Здесь была борьба за килограммы массы грузовика – отказались от массивной запаски, поднимающей высоту кузова, и заменили её системой подкачки колес задней оси. А что делать, если прокол бескамерной шины будет на передней оси?






"Урал-377М". Один из вариантов

Миасские мастера: последние из династии карбюраторных «Уралов»









Унылый вариант "Урала-377М"

Все просто – меняете местами дефектное колесо и целое заднее, включаете подкачку и продолжаете движение до ближайшей шиномонтажной мастерской. Хорошо, что такая идея не прижилась ввиду слабости самой шины – в Омске из-за экономии массы сделали её ненадежной. Кроме этого, конструкторы «Урала» поколдовали над передаточными числами демультипликатора, появилась прямая передача, увеличилась максимальная скорость до 88 км/ч, но расход 93-го бензина все равно не лез ни в какие рамки – 73 литра на сотню. Для увеличения грузоподъемности разработали вариант машины с двускатной ошиновкой задней тележки на дорожных колесах 260-508, а проблему с чрезмерным расходом топлива мотора ЗИЛ-375Я4 пытались решить установкой перспективного собственного дизеля «Урал-376». 


Таким мог стать "Урал", если бы не появился завод в Набережных Челнах




Последняя и наиболее совершенная версия машины с формулой 6х4 — "Урал-377Н". Обратите внимание на новые колеса с универсальным протектором

Брутальную внешность армейского «Урала», которую впору записывать в музей автомобильной славы, в конце 60-х годов пытались «исправить» новой стеклопластиковой кабиной, которая, однако, не выдерживала условий эксплуатации и нещадно трескалась. В частности, на кочках колесо могло просто расколоть хрупкое крыло. Собственно, и хорошо – слишком уродливой получилась кабина. После неудачных опытов с нежными омскими покрышками установили новые широкопрофильные О-47А с универсальным рисунком протектора, показавшим почти трехкратное увеличение ресурса. В итоге после долгих испытаний и исследований к 1969 году в Миассе был создан гражданский грузовик, во многом удовлетворяющий потребности народного хозяйства. Но все закончилось, так и не начавшись: в Набережных Челнах решено было строить огромный завод, а в Москве на ЗИЛе заканчивали разработку перспективного бескапотного дизельного грузовика, который мы сейчас знаем как родоначальника семейства КамАЗ. В итоге проекта гражданского «Урала-377М» закрыли, переориентировав усилия заводчан на армейскую технику. Это, кстати, стало серьезной проблемой уже в 90-е годы, когда объем военных заказов снизился, а гражданских машин в производственной гамме было немного.

Колеса, дизели и гусеницы


В конце повествования о семействе «Уралов» нельзя не упомянуть про некоторые эксклюзивные машины, которые либо не вышли за рамки опытных исполнений, либо были выпущены малой серией. Одним из таких стал четырехосный НАМИ-058 с активным полуприцепом грузоподъемностью 8 тонн. На двенадцатиколесной машине установили 4-тактный турбодизель V-8 ЯМЗ-238Н мощностью 320 л. с., обеспечивающий высокую удельную мощность в 12,6 л.с./т. Для сравнения: у активного автопоезда «Урал-380С-862» с бензиновым мотором этот показатель равнялся 7,7 л.с./т. При этом разработка НАМИ расходовала значительно меньше топлива – в среднем на одну треть меньше своих слабосильных бензиновых собратьев аналогичной грузоподъемности.






















НАМИ-058

В открытых источниках приводятся занимательные результаты сравнительного испытательного пробега автопоезда НАМИ-058С-862 с отключенным приводом на полуприцеп и обычного «Урала-375» по пересеченной местности. В общей сложности пробежали по 43 километра, и карбюраторный «Урал» обнаружил средний расход в 116 литров бензина на 100 км при средней скорости 21,7 км/ч. А шестиосный и гораздо более тяжелый НАМИ обошелся 105 литрами солярки на 100 км при сравнительно близкой средней скорости в 22,4 км/ч. В оправдание такому неумеренному аппетиту надо сказать, что обе машины были гружёными, а бездорожье было с жидкой глиной и глубокими колеями. При этом за счет меньшего удельного давления на грунт автопоезд оставлял за собой колеи меньшей глубины, чем младший «Урал», а двенадцать колес позволяли брать 18-градусные подъемы (375-й позволял себе только 11-12 градусов). Итоги испытаний тягача показали всю перспективность данного направления и, хотя машину не планировали в серию, наработки «Урал-НАМИ» стали основой для следующих поколений 8х8.




НАМИ-0157






Гусеничный снегоболотоходный транспортёр «Урал-592»

В 70-х годах на Уральском автомобильном заводе появился гусеничный снегоболотоходный транспортёр «Урал-592», который среди всей линейки «Уральских мастеров» был самым всепролазным. Плавать он, конечно, не умел, но две гусеничные платформы, соединенные с кузовом опорно-поворотными устройствами, обеспечивали машине просто выдающуюся проходимость при максимальной грузоподъемности в 8 тонн. Собственно, машина разрабатывалась в НАМИ как раз для работников нефтегазодобывающей отрасли, где, как известно, дорог немного. Прототипом серийной машины была НАМИ-0157, которую позже унифицировали с агрегатной базой бензиновых «Уралов», а к концу 70-х оснастили знаменитым дизелем КамАЗ-740. Примечательно, что конструкция машины позволяла поворачивать гусеничные платформы независимо друг от друга, заметно повышая маневренность грузовика. Первые «Уралы-592» вышли из ворот Миасского завода в 1981 году и выпускались до развала Союза. В 2000-х годах производство было возобновлено в Екатеринбурге.

Обе вышеописанные машины были уже с дизельными моторами, которые значительно улучшили эксплуатационные свойства грузовиков на базе «Урал-375». И появление камского дизеля под длинным капотом открыло новую эпоху в истории «Уральских мастеров». Чего у машины в итоге стало больше: плюсов или минусов? Как бы то ни было, это тема для другой истории.
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
denisovets.ru, kargoteka.info, autowp.ru, gruzovikpress.ru, trucksplanet.com
Статьи из этой серии:
«Урал-375»: идеал боевой колесницы
«Уралы» 300-й серии: плавающие и пятиосные
Источник ➝

Вирус мутировал, на самоизоляцию перешла почти вся Россия: Главное на 31 марта

Вирус мутировал, на самоизоляцию перешла почти вся Россия: Главное на 31 марта

Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress

Информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом сообщил, что 31 марта был зарегистрирован рекорд по количеству выздоровевших. Количество заболевших также продолжает увеличиваться. Коронавирус мутировал и поражает всё больше лиц среднего возраста. Режим самоизоляции введён в большинстве регионов России.

За сутки в России было зарегистрировано 500 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. В Москве диагноз подтвердился у 387 человек. Впервые COVID-19 выявлен у жителей Астраханской и Магаданской областей.

8 человек в стране умерли: пятеро в столице, по одному в Санкт-Петербурге, Пензенской и Владимирской областях.

"Что касается выздоровевших, то сегодня зафиксирован рекордный прирост. Из больниц выписано 55 человек. За весь период выздоровел 121 человек", - сообщили в информационном центре по мониторингу ситуации с коронавирусом.

Всего COVID-19 подтверждён у жителей 73 регионов России, а именно у 2337 человек. Из новых случаев заражения 40% составляют люди в возрасте от 40 до 65 лет, 35% - от 18 до 40 лет, 20% - от 65 лет и старше, 5% - дети и подростки.

В сводке напомнили, что Госдумой был принят пакет законопроектов, направленных на урегулирование ситуации с коронавирусом в России. Несоблюдение карантина, если оно повлекло смерть двух и более лиц, может обернуться тюремным сроком до семи лет.

Полномочия правительства были расширены. Кабинет министров теперь имеет право вводить режимы повышенной готовности и ЧС. Также у него есть полномочия устанавливать обязательные правила поведения в этом случае.

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил наладить систему оповещений граждан. Те жители России, которые не будут соблюдать карантин, получат сообщение с текстом о нарушении и передаче данных об этом в министерство здравоохранения, Роспотребнадзор и МВД.

51-й регион России перешёл на режим полной самоизоляции.

В Москве и Подмосковье введены новые ограничительные меры. С сегодняшнего дня и до особого распоряжения запрещена работа всех тотализаторов, букмекерских контор, пунктов приёма ставок. Жители столицы с 1 апреля по 1 июля не будут платить за капитальный ремонт жилых домов.

Информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом напомнил, что в России продолжается нерабочая неделя. Её ввели для того, чтобы снизить количество социальных контактов и сдержать распространение коронавирусной инфекции.

"Соблюдайте режим самоизоляции, помогите врачам делать их работу", - попросили в центре.

Картина дня

))}
Loading...
наверх