БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 335 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Левин
    Пашинян заработал дачу на Южном берегу Ледовитого Океана«Дачу в Ростове н...
  • Валерий Каулин
    Да не рассчитывайте Вы на них! Не для того вся эта сволочь кончала Союз, чтобы установить "справедливое общество".Россияне не повер...
  • Андрей Тихонов
    у аменикосов в 70-е в кризис ндфл для абрамовичей и прочего миллержулья составлял 93 %, ни кто не сбежал от своей кор...Россияне не повер...

Тайны подводной войны. Часть вторая

 

Тайны подводной войны. Часть вторая


Одной из самых больших технических сенсаций 1928 года было изобретение берлинского инженера А. Криха, провозглашенное революцией в шифровальном деле. И действительно, долгую и кропотливую ручную расшифровку текста изобретатель предложил заменить работой автоматической шифровальной машины. Идея Криха была феноменально проста. Представьте себе пишущую машинку, у которой знаки на клавишах не соответствуют знакам на буквенных рычагах. Если на такой машине отстукать текст послания, то на бумаге вместо него получится полная абракадабра- хаотический набор букв, цифр и знаков препинания. Но если теперь на такой же машинке отстукать эту самую абракадабру, на бумаге автоматически получится первоначальный текст послания.

Эту простую схему Крих существенно усовершенствовал. Он взял не простую, а электрическую машинку, в которой клавиши и буквенные рычаги соединяются проводами с реле. Разорвав проводники и вставив между ними промежуточное звено-коммутатор,- Крих получил возможность перепутывать провода в любом порядке простой перестановкой штепселей на внешней панели прибора. Главным секретом прибора было не его устройство, а ключ-расположение штепселей, известное только отправителю и адресату.

 
Обычная машинистка, работая на аппарате Криха, переводила текст отправителя в бессмысленный набор знаков. С этим набором, пришедшим по почте, телеграфу или радио адресат проделывает обратную операцию и получает расшифрованную депешу. При этом машинистки, с высокой скоростью выполнявшие работу опытных шифровальщиков, могли не иметь ни малейшего представления ни о ключе, ни о кодах, ни криптографии вообще.

Тайны подводной войны. Часть вторая


Шифровальная машина Криха была успешно испытана в 1928 году во время перелета одного из цеппелинов через Атлантику: радиосообщения с борта дирижабля с недостижимой ранее быстротой расшифровывались германским воздушным ведомством и поступали в печать. В те дни мировая пресса разрекламировала машинку весящую всего 4кг и стоящую всего 1500марок. Гарантия секретности депеш, писали газеты,- полная.

Взяв за основу коммерческую машину Криха «Энигма Г», военные криптографы заменили ее штепсельный коммутатор более совершенной и богатой возможностями системой роторов и шестеренок и получили усовершенствованную машину «Энигма М». Криптографы флота и в эту конструкцию внесли ряд усовершенствований, еще больше повысив надежность шифросвязи. К тому же флот в отличии от армии и авиации всю административную переписку передавал наземной связью. При первой же возможности прокладывал кабельную связь и пользовался радио, лишь когда не было никаких других возможностей. Но и тут принимались все меры предосторожности.

Тайны подводной войны. Часть втораяКак известно, английский флот в течении всей войны использовал всего один шифр, в который периодически вносились изменения. Немцы подошли к этому вопросу значительно серьезнее и использовали более десяти разных шифров. К примеру, надводные рейдеры фюрера при действиях в Северных морях и на Балтике применяли шифр под кодовым названием Гидра, в акваториях Средиземного и Черного морей использовали шифр-Гидра. У подводного флота фашисткой Германии были свои шифры. Если лодка терроризировала союзные коммуникации в Атлантике, то ей предписывалось выходить на связь шифром Тритон, а в случае перехода в Средиземное море менять код на шифр Медуза и т.д. Каждый месяц большинство шифров менялось, а мелкие детали в них менялись каждые сутки. Кроме того, по короткому сигналу, который трудно было засечь станциям радиопеленгования, можно было в любой момент сменить шифр. Скажем, сигнал, составленный из греческих букв альфа-альфа, предписывал использовать шифр Нептун, сигнал бета-бета – шифр Тритон и т.д.

Криптографы фашистского флота позаботились и о том, чтобы защитить свою систему шифросвязи, даже если корабль с «Энигмой» и всеми прилагавшимися к ней инструкциями попадет в руки противника. Инструкции и шифрограммы печатались на бумаге, которая имело уникальное свойство –в течении считанных секунд растворяться в воде, что должно было гарантировать их уничтожение в случае потопления или захвата корабля. А если эти документы все же попадали в руки противника, он смог бы читать шифровки немцев не более месяца, пока введение новых кодовых таблиц не отбросило бы его к исходной позиции. 

Короче говоря , есть казалось бы , веские основания считать немецкую систему шифросвязи практически недоступной для взлома. А если так, то успешность борьбы союзников с подводными лодками в Атлантике оказывается поистине загадочной. Ведь радиолокация и радиопеленгация сами по себе недостаточны для эффективной противолодочной борьбы.

Простые расчеты показывают, что для непрерывного освещения всей поверхности Северной Атлантики при тогдашних технических возможностях надо было постоянно держать в воздухе 5-7 тысяч бомбардировщиков. Для обеспечения круглосуточного дежурства эту цифру пришлось бы увеличить до 15-20 тысяч машин, что было совершенно невозможно. В действительности союзники могли выделить на решение поставленной задачи не более 500 бомбардировщиков, т.е. в 30-40 раз меньше. Это предполагает наличие какой-то весьма эффективной системы, позволяющей сужать поле поиска до уровня, при котором могли проявится преимущества радаров, установленных на этих сравнительно немногочисленных самолетах.

Сеть радиопеленгаторных станций позволяла с достаточной точностью определять в океане координаты, в которых подводные лодки, находившиеся в надводном положении, обменивались радиограммами между собой или отправляли донесения в береговой штаб. Более того, была даже возможность восстанавливать маршруты подводных лодок. Однако, данные радиопеленгации не позволяли предсказывать дальнейшие перемещения подводных лодок, и заранее узнавать, где они собираются подняться на поверхность. Меду тем, многие командиры докладывали, что их подводные лодки подвергались атакам с воздуха через считанные минуты после перехода в надводное положение; получилось, что самолеты союзной авиации заранее знали район всплытия и поджидали там субмарину. Более того союзники подозрительно быстро обнаруживали и уничтожали суда снабжения, а конвои союзников резко меняли курс и обходили места где их поджидали фашистские лодки.

Тайны подводной войны. Часть вторая


Некоторые офицеры из штаба Денница не раз докладывали начальству, что противник либо разгадал германские морские коды, либо в штабе имеет место предательство и шпионаж. «Мы снова и снова проверяли наши инструкции по секретности, стараясь по возможности получить полную гарантию, что врагу не удастся распознать наши намерения,- вспоминал Денниц после войны,- Мы без конца занимались проверкой наших шифров чтобы убедиться в их полной непроницаемости…» И каждый раз все сводилось лишь к ужесточению мер секретности: сокращению числа лиц , допускаемых к шифропереписке, введению еще более строгих мер безопасности в ставке командующего подводными силами. Что касается шифров, то здесь ведущие эксперты «единодушно отрицали умение противника читать радиограммы посредством их дешифрования, и основываясь на этих намерениях начальник военно-морской разведки неизменно отвечал всем сомневающимся, что шифры абсолютно надежны.

И все-таки невозможное оказалось возможным- англичане раскололи коды фашистского флота. Этот факт был одним из наиболее тщательно скрываемых англичанами секретов Второй мировой войны. Первые сведения о том, как это удалось сделать, стали известны лишь в середине 70-х годов после выхода в свет книг французского офицера Бертрана и английских офицеров авиации и флота Уинтрботема и Бизли. Но об этом в следующей части….

Продолжение следует

Использованная литература:
Буш Х. Подводный флот Третьего рейха. Немецкие подлодки в войне, которая была почти выиграна. 1939-1945 гг.
Дениц К. .Десять лет и двадцать дней.
Иванов С. U-boot. Война под водой //Война на море №7.
Смирнов Г. История техники // Изобретатель-рационализатор №3 1990.
Блэйр К. Подводная война Гитлера (1939-1942). «Охотники».
Бирюк В. Секретные операции ХХ века 
 
Автор Эдуард Решетников

 

http://topwar.ru/65466-tayny-podvodnoy-voyny-chast-vtoraya.h...

Картина дня

наверх