Свежие комментарии

  • Первухин Олег Константинович
    Да это же наглядный образец умного бизнесмена. Он досконально изучил все криминальные схемы, заложенные в нынешних за...Депутат из "Едино...
  • Виктор Жаров
    "Тот, кто дал Путину право выступить первым" - а что, так можно было? И кто эти "права" вообще выдает?«Мудрый ход»: как...
  • Ирина Попова
    идиотизм...Народ объединяетс...

«Золотые доспехи» Карла I

«Золотые доспехи» Карла I
Карл I. Кадр из кинофильма «Кромвель» (1970)
«Воин, надевающий доспехи, не должен хвастать, как тот, кто их снимает после победы».
(Третья книга Царств 20:11)

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Сегодня мы продолжаем знакомство с самыми замечательными образцами доспешного ремесла минувших дней, собранных в различных музеях мира. И наш путь лежит в Лондонский Тауэр – знаменитую «Белую башню», на нижнем этаже которой можно увидеть прекрасные доспехи короля Карла I. Ну, того самого, что закончил жизнь под топором палача, но вот доспехи после себя оставил просто замечательные.

«Золотые доспехи» Карла I
Доспехи «в три четверти», похожие на королевские, носили в то время очень многие. Это была своего рода военная «униформа». Вот, например, в каких доспехах щеголял Генри Риотсли, третий граф Саутгемптона. Изготовлены они были во Франции в 1598 году. Вороненая сталь доспехов была украшена гравировкой и позолотой с изображением веток и листьев лавра, змей, птиц и даже насекомых! Фотография из книги Кристофера Граветта «Рыцари: история английского рыцарства 1200–1600» М.: Эксмо, 2010. С. 296.

«Золотые доспехи» Карла I
А вот так они выглядят, будучи сняты с экспозиционного манекена. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Правда, хотя доспехи эти традиционно ассоциируется именно с Карлом I, изначально они были сделаны для его старшего брата Генриха.
Возможно, что подобные позолоченные доспехи раньше носил один из придворных Генриха, голландский принц Морис Нассау, изображенный в них на портрете, написанном в честь его победы в 1600 году над испанцами при Ньюпорте. И возможно, также, что они стали попыткой сэра Эдварда Сесила, бывшего командующего кавалерией в Нидерландах и близкого друга Генриха, добиться его расположения, то есть это был его заказ. Но, к сожалению, принц уже умер, когда их наконец-то доставили в 1613 году.

Когда-то считалось, что эти доспехи носил Карл I в битве при Нэсби в 1645 году, но на самом деле они были отправлены из Гринвичского дворца в Лондонский Тауэр еще за год до этого сражения в 1644 году вместе с другими доспехами. Как бы там ни было, но в 1660 году они были выставлены в Тауэре в линейке конных фигур, которая сегодня называется «Линейкой королей», именно как доспехи Карла I.

Начнем с того, что это отнюдь не рыцарские латы. Это типичный кирасирский доспех, так называемый «доспех в три четверти», то есть не имеющий латного прикрытия для ног.

«Золотые доспехи» Карла I
Еще один латный доспех, принадлежавший Джону Смайту. Изготовлен в Аугсбурге в 1585 году, но в Гринвиче его усовершенствовали. Особенностью его шлема типа бургонет является предличник, складывающийся аналогично туристическому питьевому стаканчику – так называемый фоллинг-бьюфф («складывающийся буфф). В экспозиции Тауэра выглядит весьма впечатляюще и к тому же снабжен колесцовым пистолетом, что лишь подчеркивает совершенство его латных перчаток. Фотография из книги Кристофера Граветта «Рыцари: история английского рыцарства 1200–1600» М.: Эксмо, 2010. С. 287

«Золотые доспехи» Карла I
А вот так этот доспех выглядит снятым с манекена… Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Так что конструктивно это была всадническая «броня» по моде того времени, когда короткие набивные штаны со штанинами в форме «тыквы» уступили место по-прежнему объемным, но вытянутым в длину штанинам-дыням. Естественно, что их (как и все под ними!) также требовалось прикрывать доспехами. Поэтому из моды тут же вышла латная юбка, а затем и выгнутые по форме штанов-тыкв набедренники с разрезом посредине.

«Золотые доспехи» Карла I
«Доспехи Карла I» 1612 г. Вид спереди. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Теперь набедренники и юбка превратились в одно целое – спускающееся до колен две панцирные детали – кюис или тассеты.

«Золотые доспехи» Карла I
«Доспехи Карла I» 1612 г. Вид сзади. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

И вся это «полевая броня» покрыта изумительной по сложности гравировкой и вдобавок еще и позолотой. Он состоит из закрытого шлема, горжета, кирасы из передней и задней частей, кюле – пластины, защищавшей то, что ниже спины, пары тассетов, наголенников и башмаков-сабатонов, наплечников и наручей, и латный перчаток. То есть это именно полный, а не «трехчетвертной доспех», но явно для боя на копьях не предназначавшийся, поскольку копейного крюка у него нет.

«Золотые доспехи» Карла I
Шлем. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Закрытый шлем имеет козырек с прорезями для глаз, забрало и невысокий гребень. В задней части гребня находится характерная трубка для плюмажа, увенчанная тремя геральдическими лилиями, которые прикреплены к шлему. Также к нему крепится бевор (предличник) или буфф, прикрывающий шею и подбородок. Бевор крепится к шлему на крючках, хорошо заметных на фотографии, где он показан сбоку. Крючок, запирающий забрало, находится справа.

«Золотые доспехи» Карла I
Шлем. Вид сбоку справа. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Пластины горжета состоят из передней и задней деталей. Нижний край окаймлен 26 заклепками, а верхний – 14 заклепками. По обе стороны от задней пластины есть ремни для крепления наплечников. Нагрудник сделан цельным и имеет довольно острое ребро посредине. Нижний край имеет выступающий наружу фланец, служащий для поддержки тассетов. Сбоку на шее имеются ремешки, которыми нагрудник кирасы крепится к ее спинке.

Наплечники симметричной формы. Каждый из них состоит из основной пластины с четырьмя пластинами сверху и шестью снизу. Основная плита окаймлена заклепками накладки. Четыре верхние пластины соединяются ремнями и скользящими заклепками. Шесть нижних пластин соединяются на трех внутренних ремнях.

«Золотые доспехи» Карла I
Полдрон – пластина наплечника, перекрывающая доспехи на груди и на спине. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Правый и левый тассеты состоят из 14 пластин, которые перекрывают друг друга снизу-вверх, и каждая повторяет форму бедра. Полосы прикреплены друг к другу обычным способом, то есть при помощи кожаных ремней и внешних скользящих заклепок.

«Золотые доспехи» Карла I
Отворот наколенника в форме сердца. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Наголенники прикреплены к сабатонам с помощью штифтов и шпилек. Каждый наголенник состоит из двух пластин, которые соединяются рельефными шарнирами и штифтами вверху и внизу. Боковые края лицевой пластины окаймлены заклепками накладок. На задней пластине расположены шпоры с шестиконечными звездочками. Башмаки-сабатоны с квадратным носком состоят из девяти пластин.

«Золотые доспехи» Карла I
Наголенник и его шарнирное крепление к сабатону, а также крепление шпоры. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

«Золотые доспехи» Карла I
Устройство налокотника. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

«Золотые доспехи» Карла I
Латная перчатка. Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Доспехи полностью позолочены, на поверхности нанесен тонкий узор из цветов и листьев, выполненный гравировальным инструментом и долотом, а также при помощи готовых фигурных штампов. Сложный и плавный линейный орнамент покрывает центральную часть пластин, в то время как «жесткий», упрощенный и повторяющийся узор заполняет вспомогательные детали и узкие пластины.

Декоратор создавал линейный декор поэтапно. Сначала он наносил тонкие изогнутые линии, чтобы получить «стебли». Первичный стебель обычно начинался в нижнем правом и левом углах пластины. Эти два стебля дают вторичные извилистые побеги и в конечном итоге встречаются в центре пластины. Лучше всего это видно на нагруднике и спинке. Затем каждый цветок, фрукт и лист наносились на поверхность с помощью набора фигурных штампов. Потом использовали штамп, чтобы сделать листья. Наконец, в самую последнюю очередь на поверхность металла с помощью небольшого кругового штампа наносились точки. Пластины окаймлены двойными линиями, между которыми проходят узкие полосы простого растительного орнамента. В общем, несмотря на то, что работа выполнялась заранее приготовленными штампами, она была исключительно трудоемкой.

«Золотые доспехи» Карла I
Гравировка и золочение... Королевский Арсенал. Лондонский Тауэр

Золочение осуществлялось с помощью ртутной амальгамы, что, безусловно, мастерам, которые этим занимались, века убавило. Но зато золотое покрытие, выполненное таким образом, отличается большой прочностью. В связи с чем они и сохранилось до наших дней в достаточно хорошем состоянии.

«Золотые доспехи» Карла I
Доспехи Карла I и рядом для сравнения фигура типичного английского «железнобокого». Фото Королевского Арсенала. Лондонский Тауэр

Интересно посмотреть, сколько весили эти доспехи, так сказать, «частями», то есть отдельными их элементами.

Прежде всего, нужно отметить, что высота их была невелика – всего 169 см, то есть рост у Карла I был не слишком большим.

Но сами доспехи при этом весили совсем немало: 33,2 кг.

Правая перчатка: 0,578 кг.
Левая перчатка: 0,59 кг.
Горжет: 1,09 кг.
Правая поножа и сабатон: 1,39 кг.
Левая поножа и сабатон: 1,44 кг.
Левый тассет: 1,59 кг.
Правый тассет: 1,66 кг.
Левый тассет (верх): 2,22 кг.
Правый тассет (верх): 1,86 кг.
Левый наплечник и вамбрас: 2,95 кг.
Вес задней панели: 4,23 кг.
Вес кирасы: 4,45 кг.
Вес шлема: 4,9 кг.

Очевидно, что перечислено здесь не все, но такой уж список, представленный в Арсенале Тауэра.

Английский историк Клод Блэр обнаружил также документальные свидетельства стоимости этих доспехов, равной 450 фунтов стерлингов.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх