Свежие комментарии

  • Надежда Благова (Калинина)
    Оскорблять никого нельзя. Но получается так, что человек слышит то, что хочет слышать в словах, обращенных к нему. По...ПО ЗАКОНАМ ГОР. З...
  • Владимр Семкин
    С этого начинаются революцииКогда народ разъя...
  • Семенков Александр
    Если полиция и власти не наведут порядок с мигрантами, тогда, боюсь, как бы этот порядок не пришлось наводить простом..."Защищал родных":...

Танки. В борьбе за первородство!

Танки. В борьбе за первородство!
«Танк» австралийца Ланселота Элдина Де Моля
«Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство»
Книга Бытия 25:31

Что было до самых первых танков? А было вот что: в феврале 1915 года капитан Мюррей Суэтер показал морскому министру Уинстону Черчиллю тележку на гусеничном ходу фирмы «Диплок», в которую была запряжена… лошадь. Того «машинка» заинтересовала, и тогда Суэтер вместе с главой фирмы Брамой Диплоком составили проект «сухопутного корабля» на гусеницах, а 4 марта 1915 года представили его «Комитету сухопутных кораблей». И эта машина – вот ведь ирония судьбы какая – была в чём-то даже похожа на многоколесный танк Пороховщикова. Только вот двигалась она на гусеницах, а не на пулеметно-бомбометных колесах-барабанах.

Речь в проекте шла о боевом транспортном средстве, способном перевозить «окопную штурмовую группу из 50 человек с пулеметами и боеприпасами». То есть изначально она задумывалась как бронетранспортер, а не как танк. Техническую сторону проекта разрабатывал инженер полковник Р. Э. Б. Кромптон уже от имени «Комитета сухопутных кораблей». В его проекте было две гусеничные тележки, расположенные одна за другой, над которыми находилась платформа длиной 12 м. Вес машины был около 25 тонн, а вооружена она была 12-фунтовым орудием.
Броня имела толщину 8 мм (0,31 дюйма) спереди и по бокам и 6 мм (0,24 дюйма) сверху. Два двигателя «Роллс-Ройс» мощностью 46 л. с. каждый обеспечивали этой машине движение. Сначала заказали 12 таких «транспортеров», но в итоге построили только лишь один, получивший название «Педрайл» (по названию фирмы-производителя). Её пытались превратить в самоходный огнемет, но потом отказались и от этой идеи. И в итоге, после испытаний в 1917 году, этот странный «танк» был утилизирован.

Танки. В борьбе за первородство!
Машина «Педрайл» на испытаниях 1917 года

Однако самый первый английский танк, как это ни странно, не был создан в Англии. Не был он создан и англичанином, хотя и подданным английской короны. А вот чтобы рассказать об этом человеке, нам придётся перескочить сразу через несколько лет, когда Первая мировая война уже завершилась и именно в Англии была создана Британская Королевская комиссия по наградам изобретателям, претендовавшим на то, чтобы считаться «родителями танков». Во главе комиссии стоял опытный судья Саргант, а всего комиссией были расследованы претензии двенадцати человек относительно изобретения танков. Выводы и рекомендации комиссии были представлены 27 ноября 1919 года.

В отчёте комиссии было сказано, что

«при оценке ценности изобретения танков для целей [наших] рекомендаций мы принимали во внимание не только тип танков, которые вступили в строй во время битвы на Сомме, но и любые модификации или их улучшения, которые можно справедливо считать результатом нормального развития внутренних возможностей исходного изобретения.»

Однако далее было написано, что

«мы не принимали во внимание какие-либо особые или исключительные изобретения, которые впоследствии могли быть применены и в итоге привели бы к существенной дополнительной полезности уже имеющихся машин.»

То есть, попросту говоря, комиссия решила считать так: если ты предложил нечто такое, что привело к появлению Mk. I, то тебе честь и хвала – ты среди «отцов танка». А вот если предложил поставить вращающуюся башню на танк «Уиппет», то… извините, ты всего лишь «причастное лицо» и не более того, а значит, и награда тебе не полагается.

Танки. В борьбе за первородство!
Гусеничное шасси конструкции Де Моля

В первую очередь члены Комиссии зафиксировали своё мнение о том, что

«общая идея использования такого средства ведения войны, как «танк», была преобразована в практическую форму в первую очередь благодаря восприимчивости, смелости и энергии г-на Уинстона Черчилля.»

То есть отдали должное его роли в появлении танков на свет. Кроме того, Комиссия посчитала важным отметить, что сам он никаких претензий на то, чтобы считаться «отцом танка», не предъявлял, поскольку

«г-н Черчилль очень правильно придерживался мнения, что все его мысли и время принадлежат государству и что он не имеет права требовать себе присуждения какой-либо компенсации, даже если бы и хотел это сделать.»

То есть комиссия посчитала необходимым отметить его патриотическую гражданскую позицию.

Затем было решено, что У.Г. Вильсон У. Триттон получат совместно 15 000 фунтов стерлингов за «разработку и производство практической формы нового и эффективного оружия, известного как «танк». При этом было подчёркнуто, что, когда танки вышли на поле боя, недостатки их конструкции, которые были к тому же ещё и быстро устранены, явились следствием неадекватных технических заданий со стороны правительства, а не были связаны с какими-либо конструктивными недоработками Триттона или Вильсона.

Сэр Юстас Теннисон д'Энкур, председатель «Комитета по сухопутным кораблям», и генерал-майор E.Д. Суинтон получили по 1000 фунтов стерлингов каждый за работу по «отстаиванию общей концепции, разработке технических требований и надзору за проектом».

Альберт Коллинсон Несфилд и лейтенант Роберт Фрэнсис Макфай получили по 500 фунтов стерлингов за свои концепции и идеи.

Одновременно Комиссия отклонила требования подполковника Фредерика Льюиса Мейтленда Бутби, коммодора М.Ф. Суэтера, майора Томаса Джерарда Хетерингтона на том основании, что важные услуги, которые они оказали, входили в сферу их военной службы. Также в получении вознаграждения было отказано и полковнику Р.Э.Б. Кромптону и его помощнику г-н Люсьен Альфонс Легро, поскольку, хотя они «преданно и очень усердно трудились» над поставленными перед ними задачами, «им хорошо платили в качестве инженеров-консультантов, и они не изобрели и не открыли ничего такого, что в конечном итоге было включено в конструкцию британских танков».

Танки. В борьбе за первородство!
Газета «The Times», 28 ноября 1919, p.12. Список награждённых за создание танка

Комиссия рассмотрела также и претензию Ланселота де Моля и была к нему более благосклонной.

«Мы считаем, – отметили члены комиссии, – что ему принадлежит величайшая заслуга в том, что он создал и довел до практической формы еще в 1912 году блестящее изобретение, которое предвосхитило и в некоторых отношениях превзошло то, что фактически было введено в действие в 1916 году. И не его вина в том, что его изобретение опередило свое время, не было оценено по достоинству и было отложено, потому что тогда не возникло повода для его использования. Мы очень сожалеем, что не можем порекомендовать ему какую-либо награду. Но в таких случаях мы обязаны придерживаться общего правила, согласно которому заявитель должен показать причинную связь между своим изобретением и любым аналогичным, которое используется правительством.»

Танки. В борьбе за первородство!
Особенностью шасси Де Моля было то, что поворот машины осуществлялся без торможения одной из гусениц, а за счёт изгиба самой гусеничной ленты. Подобную схему поворота англичане впоследствии использовали на шасси танков «Тетрарх» и САУ «Алекто». То есть Де Моль в 1912 году предлагал сделать то, что британские конструкторы сделали только в 1943 году!

Так что Комиссия признала разработку де Моля блестящей и даже заявила, что она превосходит фактически разработанные машины, но из-за узких своих полномочий смогла присудить ему лишь выплату в размере 987 фунтов стерлингов (около 50 000 фунтов стерлингов на 2019 г.) на покрытие своих расходов. В 1919 г. он стал почётным ефрейтором, а в начале 1920 года было объявлено, что он стал командором Высочайшего ордена Британской империи (КБИ). Во время церемонии вручения награды 28 июля 1921 года в бальном зале Дома правительства штата Новый Южный Уэльс лорд Форстер, седьмой генерал-губернатор Австралии, так нервничал, что уронил крест, прежде чем повесить его на грудь де Моля.

Танки. В борьбе за первородство!
Ланселот Де Моль в военной форме

А было так, что в 1912 году изобретатель отправил подготовленные им чертежи в Англию в военное министерство. Год спустя ему сообщили, что его предложение отклонено. Несмотря на неудачу, изобретатель не сдался и отправил документы британцам вторично в 1914 и 1916 году. В 1916 году они уже имели на руках свой собственный танк, и ответили, что, мол, Ланселот молодец и всё такое, но в ответ на претензии о плагиате мы можем предложить вам 987 фунтов стерлингов за причинённое беспокойство.

Танки. В борьбе за первородство!
Фотография в паспорте и подпись 7478 рядового Ланселота Эльдина Де Моля, 10-й батальон британских ВВС

Тогда он вступил в действительную военную службу 26 сентября 1917 года и отправился в Англию, взяв с собой модель своего танка. Он смог продемонстрировать его Британскому комитету по изобретениям, который рекомендовал его Совету по танкам. Однако, поскольку танки британской разработки уже использовались на Западном фронте, Де Молю было отказано в третий раз. На действительной военной службе во Франции он находился с 1918 года до конца войны, а в 1919 году подал иск в Британскую королевскую комиссию о награждении изобретателей. Он опять потерпел неудачу, но получил 965 фунтов стерлингов на покрытие расходов и стал почётным капралом. В 1920 году он стал кавалером ордена Британской империи (КБИ). Модель же ходовой части его танка хранится в коллекции Австралийского военного мемориала.

Танки. В борьбе за первородство!
Ещё один экспериментальный танк, так никогда и не построенный в металле: британский танк Мk. VII, специально разработанный для экспедиционного корпуса армии США. Имел одну 57-мм пушку в передней стенке корпуса, два пулемета в спонсонах по бортам и ещё четыре по углам командирской рубки. Возможно, он стал бы массовым и популярным танком, однако янки предпочли Мk. VIII большей длины и с двумя пушками

Ну, в следующий раз дело, скорее всего, дойдёт и до танка Бурштыня…

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх