ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач

 
Риск массированного ракетно-ядерного удара вероятного противника предъявлял особые требования к организации управления войсками и гражданскими структурами. Требовались защищенные командные пункты и особые командно-штабные машины. Интересный вариант специальной техники для командиров и руководителей был создан в рамках проекта ВТС «Ладога».

ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач

Одна из построенных машин "Ладога". Фото Alternathistory.com

 

Особое задание


Заказ на разработку перспективного высокозащищенного транспортного средства (ВТС) появился в самом конце семидесятых годов.
Разработку ВТС поручили КБ-3 Ленинградского Кировского завода. Руководителем проекта стал заместитель генерального конструктора КБ-3 В.И. Миронов. В 1982 г. для продолжения работ по ВТС в составе КБ-3 создали специальное конструкторское подразделение – КБ-А.

К новой машине предъявлялись особые требования. Она должна была основываться на существующих комплектующих и иметь максимальную унификацию с серийной техникой. При этом требовалось обеспечить высокий уровень защиты и возможность работы в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Заказчик требовал организовать эргономичный и комфортный обитаемый отсек с развитым набором средств связи. По сути, речь шла о командно-штабной машине с рядом характерных особенностей для командования высшего уровня.

Перспективный образец получил обозначение ВТС «Ладога». За основу для такой машины взяли отработанное серийное шасси основного танка Т-80. Часть агрегатов танка заимствовалась в исходном виде, тогда как прочие узлы пришлось разрабатывать заново. В рамках проекта «Ладога» предложили и реализовали целый ряд конструкторских решений, ранее не использовавшихся при создании отечественных бронемашин, что позволило получить желаемые результаты.

Особенности конструкции


Базовое танковое шасси сохранило основные детали корпуса, но лишилось подбашенного листа и внутренних агрегатов боевого отделения. Вместо них смонтировали надстройку-рубку для размещения новой аппаратуры и рабочих мест экипажа. Надстройка изготавливалась из броневой стали и обеспечивала определенную защиту. Изнутри обитаемый отсек имел противонейтронный подбой.


ВТС "Ладога" с другого ракурса. Фото журнала "Техника и вооружение"


На «Ладоге» использовался газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Двигатель комплектовался системой сдува пыли с лопаток, что упрощало его эксплуатацию на зараженной местности и последующую дезактивацию. Трансмиссия осталась прежней. На левой надгусеничной полке поместили электроагрегат в виде компактного ГТД и генератора мощностью 18 кВт. Это изделие должно было обеспечивать энергоснабжение систем на стоянке.

Конструкция ходовой части не изменялась и полностью заимствовалась у Т-80. Шестикатковое шасси с торсионной подвеской показывало высокие характеристики подвижности и не нуждалось в улучшении.

Обитаемый отсек разделялся стенкой на два отделения. В носовой части корпуса располагалось отделение управления с двумя рабочими местами, в т.ч. с постом водителя. Доступ в отделение обеспечивался двумя люками в крыше и лазом в основной отсек. Люки комплектовались набором смотровых приборов для вождения днем и ночью.


Интерьер обитаемого отсека, левое переднее рабочее место. Фото Twitter.com/skylancer7441


Основная часть обитаемого отсека, помещенная внутри надстройки, предназначалась для пассажиров в лице представителей высшего командования. Для них предназначалось несколько комфортных кресел, столики и т.д. Посадка в машину выполнялась через люк в задней части левого борта надстройки. Он имел крупную откидную створку и опускаемую аппарель со ступеньками.

В распоряжении пассажиров имелись развитые средства связи разного назначения. По некоторым данным, оборудование «Ладоги» обеспечивало даже управление стратегическими ядерными силами. Также экипаж получил развитые средства наблюдения за обстановкой. Как минимум, один образец ВТС получил мачту с видеокамерами для кругового обзора. Это устройство помещалось на крыше надстройки, а видеосигнал передавался на внутренние мониторы.

Определенный интерес представляли штатные средства внутренней связи. Экипаж ВТС и командование использовали танковое переговорное устройство и шлемофоны. Однако вместо массовых матерчатых шлемофонов использовались специально разработанные, выполненные из хорошей кожи. Они предназначались как для экипажа, так и для перевозимого командования.


Шлемофон для экипажа и пассажиров ВТС. Фото Yaplakal.com


Большое внимание уделялось коллективной защите от оружия массового поражения. Помимо стандартных решений, характерных для отечественной бронетехники, использовались некоторые новые идеи. Так, в зависимости от обстановки, подача воздуха могла осуществляться от фильтровентиляционной установки или из отдельного баллона, установленного на корме надстройки. Внутри и снаружи корпуса устанавливались различные средства для контроля за обстановкой и проведения измерений. В защищенном отсеке имелся запас воды и продовольствия. С его помощью экипаж мог продержаться 48 ч.

По своим габаритам ВТС «Ладога» почти не отличалось от базового основного танка, но масса сократилась до 42 т. Ходовые характеристики остались на том же уровне. Специальная бронемашина могла передвигаться по дорогам и пересеченной местности и преодолевать препятствия. Предусматривалась ли установка оборудования для подводного вождения – неизвестно.

«Ладога» на испытаниях


В первой половине восьмидесятых на ЛКЗ построили первый образец ВТС «Ладога» и вывели его на испытания. Технику проверяли на разных местностях и в разных условиях. Полигонами для техники стали пустыня Каракум, горные массивы Копетдаг и Тянь-Шань, а также некоторые районы Крайнего Севера. Опытная машина успешно преодолевала назначенные трассы и поддерживала требуемые условия внутри защищенного объема.


"Ладога" с б/н 317 в Чернобыле. Фото журнала "Техника и вооружение"


Новый этап испытаний и проверки техники в самых сложных условиях начался весной 1986 г. и был связан с аварией на Чернобыльской АЭС. В первых числах мая «Ладогу» с бортовым номером «317» перебросили из Ленинграда в Киев. Далее машина отправилась к месту аварии. Высокозащищенному транспортному средству и его экипажу предстояло проводить разведку местности, а также показывать возможности техники в условиях радиационного загрязнения.

Эксплуатация ВТС «Ладога» в зоне аварии осуществлялась особым отрядом, включавшим экипаж машины, службы санобработки и дозиметрии, а также врачей и специалистов обеспечения. В некоторых рейсах ВТС к экипажу присоединялись представители руководящих органов.

«Ладога» выполняла достаточно сложные работы. Ей приходилось обследовать различные участки местности, проводя наблюдения и выполняя замеры. Осуществлялась видеосъемка объектов, упрощавшая планирование работ. ВТС действовала как на удалении от ЧАЭС, так и непосредственно на ней, в т.ч. в разрушенном машинном зале.


"Ладога" на площадке парка "Патриот". Фото Парк-отель "Патриот" / vk.com/sssr_hotel


Подобная эксплуатация ВТС «Ладога» продолжалась до начала осени. Затем машина прошла тщательную дезактивацию, и 14 сентября ее отправили обратно в Ленинград. В дальнейшем «Ладога» №317 использовалась в качестве платформы для проведения различных исследований и опытов. После эксплуатации в зоне аварии бронемашина сохраняла хорошее техническое состояние, хотя работа на зараженной местности оставила свои следы.

Малой серией


По разным данным, изделие «Ладога» строилось малой серией. В течение восьмидесятых годов ЛКЗ выпустил не более 4-5 подобных машин, включая опытный образец для испытаний в разных районах страны. К сожалению, подробные сведения о строительстве и эксплуатации такой техники – за исключением борта «317» – пока отсутствуют.

По всей видимости, к дефициту информации привела роль ВТС. «Ладоги» предназначались для обслуживания высшего военного и политического руководства страны, а подобная работа не позволяет публиковать слишком много информации. Время от времени появляются разные отрывочные сведения об эксплуатации или базировании такой техники, но полную картину составить не удается.


Интерьер музейной машины. Вид на переднюю стенку обитаемого отсека и лаз в отделение управления. Фото Facebook.com/daniil.khazratkulov


К радости любителей военной техники, недавно одно из выпущенных ВТС «Ладога» теперь является общедоступным музейным экспонатом. В конце июля бронемашина с бортовыми номерами «104 / 180» прибыла в филиал парка «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.) и вошла в состав его экспозиции.

По тем или иным причинам, музейная «Ладога» на данный момент имеет неудовлетворительное состояние. Отсутствуют некоторые агрегаты, снято внутреннее оснащение обитаемого отсека, имеются многочисленные повреждения как краски, так и самой конструкции. Остается надеяться, что новые хозяева уделят уникальной машине достаточно внимания, и в будущем она будет выглядеть так же, как после выхода из сборочного цеха.

Точные сведения о состоянии и принадлежности прочих выпущенных ВТС «Ладога» пока отсутствуют. Возможно, они появятся в будущем. Также нельзя исключать, что оставшиеся образцы со временем станут музейными экспонатами – как уже выставленная машина «104 / 180».
Источник ➝

Коронавирус способен поставит на якорь американский военный флот


Боеспособность Военно-морских сил США может оказаться под угрозой из-за стремительного распространения коронавируса среди личного состава. За последние 2 дня количество больных на авианосце ВМС США «Теодор Рузвельт» увеличилось с 3 до 25 человек.

Атомный авианосец «Теодор Рузвельт» типа «Нимиц» находится в составе ВМС США с октября 1986 года. Штатная численность экипажа корабля составляет 3200 человек, плюс к тому еще 2480 человек – в авиационных подразделениях (на авианосце может разместиться 90 самолетов и вертолетов).


Во вторник 24 марта исполняющий обязанности министра Военно-морских сил США Томас Модли официально заявил о том, что на борту авианосца три члена экипажа заболели COVID-19. Прошло два дня. Количество заболевших моряков увеличилось до 25 человек – в восемь раз.

Не исключено, что в реальности заболело куда больше военнослужащих. Просто командование ВМС США в любом случае будет стараться преуменьшить статистику заболеваемости, чтобы не выставлять напоказ проблемы на флоте. Ведь потенциальные противники США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а именно Китай и Северная Корея, внимательно наблюдают за любыми процессами в американских ВМС.

«Теодор Рузвельт» - не единственный корабль ВМС США, где фиксируется вспышка заболевания. Так, заболевшие коронавирусом моряки появились на большом авианесущем десантном корабле LHD-4 «Boxer». Его экипаж насчитывает 1200 человек и все они сейчас под угрозой заражения.

Есть заболевшие и на эсминце серии «Арли Бёрк» DDG-114 «Ральф Джонсон» - корабле, только в 2017 году спущенном на воду и насчитывающем 340 человек экипажа. На боевом корабле прибрежной зоны LCS-4 USS «Coronado» также есть заболевшие. Все перечисленные корабли находятся на базах ВМС США на западном побережье страны.

В Пентагоне признаются, что не совсем понимают, что делать в условиях распространения эпидемии на кораблях ВМС США. Корабль – замкнутое пространство, шансы заразиться там очень высокие, в то же время очень сложно бороться с эпидемией, если она застала экипаж во время плавания в открытом море.

Пока американское военное ведомство запросило из бюджета США более 8 млрд долларов. Эти деньги пойдут, в том числе, на оснащение медицинских частей кораблей аппаратами искусственной вентиляции легких, закупку тестов на COVID-19 и оборудование специальных карантинных боксов на бортах кораблей.

В любом случае, коронавирус уже сейчас сказывается на боеспособности американских военно-морских сил, особенно тех кораблей, что находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не исключено, что из-за карантинных мероприятий большая часть американских кораблей вскоре окажется на стоянках на военно-морских базах, а экипажи будут «заперты» без права выхода на берег до спада эпидемии.


К слову, в не менее опасной ситуации оказались военнослужащие Сухопутных войск и Военно-воздушных сил США, которые несут службу в составе американских войск в Европе. В настоящее время общая численность американских военнослужащих в Европе составляет примерно 72 тысячи человек.

Еще неделю назад командующий Европейским командованием (EUCOM) США генерал Тод Уолтерс отчитался о 35 случаях заражения коронавирусом в составе американских войск, дислоцированных в европейских странах. Самая тяжелая ситуация с коронавирусом, кстати, наблюдается в Италии, Испании и Германии, где дислоцируется большое количество американских военных и расположены ключевые базы армии США в Европе.

Сейчас именно Соединенные Штаты находятся на первом месте в мире по числу заразившихся коронавирусом. При этом, как сообщает Всемирная организация здравоохранения, темпы распространения коронавируса в США значительно ускорились. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эпидемия охватывает не только гражданское население, но и личный состав вооруженных сил.

Картина дня

))}
Loading...
наверх