БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • odyssey2006 odyssey2007
    Я что-то не понял. Администрация президента воспитывает фашистов ?Выкормыши крысино...
  • Александр Лайтадзе
    Наглость мигрантов будет возрастать до тех пор, пока не будут объективно и жёстко преследовать за любые правонарушени...Убить за ягоду: М...
  • Юрий Кушнарев
    вам путин уже ответил много раз по разным поводам - у них рыночная экономика,поэтомы методы регулирования нужны рыноч...НЕФТЯНИКИ ДОПРЫГА...

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Вообще этот бой предшествовал тому, о котором было написано в предыдущем материале серии.
Морские истории. Бой в Бискайском заливе: погода против стволов и торпед


Морские сражения. Правильный бой наоборот


И он может служить, пожалуй, некоторым оправданием немецким морякам, которые потерпели такое оглушительное поражение от британских коллег в декабре 1943 года, тем более, что участники с немецкой стороны были почти в том же составе.

Морские сражения. Правильный бой наоборот


Это время в первую очередь было замечательно тем, что Германия и Великобритания не на шутку сошлись в вопросах взаимной морской блокады.

Германия испытывала огромную нехватку некоторых видов стратегических материалов, которые доставлялись в рейх так называемыми судами-«блокадопрорывателями», которые везли из стран Юго-Восточной Азии и Японии такие грузы, как вольфрам, олово, хром, каучук. Экипажи этих судов творили чудеса изворотливости, дабы миновать патрули союзников в Индийском океане, меняли названия и флаги, как перчатки, но действительно, доставляли в Рейх столь важные материалы.

Морские сражения. Правильный бой наоборот


9 октября 1943 года в французский Брест пришел из Японии блокадопрорыватель «Мюнстерланд», который вез груз хрома, олова и каучука. Сложно сказать, чем руководствовалось немецкое командование, но был отдан приказ идти в порты Германии.
Видимо, в 1943 году немцы не решились на транспортировку столь ценного груза по железной дороге, так как авиация союзников уже начала зверствовать.

Впрочем, решение более чем странное, ибо буквально через два месяца морской авиацией был потоплен блокадопрорыватель «Альстеруфер», с которого и началась наша предыдущая история.

Итак, «Мюнстерланд» вышел из Бреста через Ла-Манш в направлении Германии. Прикрывали пароход прилично. Ближнее прикрытие состояло из 6 тральщиков и двух сторожевиков, а дальнее из пяти миноносцев «Тип 1939» или как их еще называли по имени верфи, «Эльбинг».

Морские сражения. Правильный бой наоборот


Тральщики и сторожевые катера особой угрозы для противника не представляли, а вот пять «Эльбингов» - это уже пришлось бы поковыряться более крупным кораблям. Ибо каждый миноносец «Тип 1939» имел водоизмещение 1750 тонн, мог ходить со скоростью 33 узла и был вооружен четырьмя орудиями 105-мм и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Экипаж каждого миноносца состоял из 206 человек.

Итого 20 стволов калибром 105-мм и 30 торпед в залпе. Немного, если честно. Командовал этим отрядом корветтен-капитан Франц Колауф.

Морские сражения. Правильный бой наоборот


В отряде были миноносцы Т-22 (флагман), Т-23, Т-25, Т-26 и Т-27.

К тому времени британцы, успешно взломавшие коды «Энигмы», были прекрасно осведомлены обо всем происходящем. И как только у них сложилась четкая картинка того, где находится блокадопрорыватель с кораблями охранения, они отправили на перехват конвоя оперативно сформированный отряд своих кораблей.

Вообще честнее было сказать – спешно сформированный. Кораблей у Британии все еще не хватало.

Потому в Плимуте было срочно собран отряд кораблей и отправлен на перехват. Его назвали «Соединение 28» и состоял он из крейсера, двух эскадренных миноносцев и четырех эскортных миноносцев.

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Крейсер – легкий крейсер ПВО «Харибда» (HMS «Charybdis»), тип «Дидо» модернизированный, был спущен на воду в 1940 году. Водоизмещение 6 975 тонн. Скорость 32 узла. Экипаж 570 человек. Вооружение: восемь 114-мм орудий, одно 102-мм орудие, два трехтрубных торпедных аппарата.

Эскадренные миноносцы «Рокет» и «Гренвилл» принадлежали к разным типам этих кораблей.

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Эсминец «Рокет», «R-класс». Водоизмещение 2 425 тонн. Скорость 36 узлов. Экипаж 200 чел. Вооружение: четыре 120-мм орудия, два четырехтрубных торпедных аппарата

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Эсминец «Гренвилл» - это вообще бывший лидер эскадренных миноносцев типа G, с началом войны деклассированный в эсминцы. Водоизмещение 2003 тонн. Скорость 35,5 узла. Экипаж 175 чел. Вооружение: пять 120-мм орудий, два четырехтрубных торпедных аппарата.

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Эскортные эсминцы типа «Хант» («Лимбурн», «Тэлибонт», «Стивенстоун» и «Уэнслидейл»). Это были корабли крупнее, чем знаменитые шлюпы «Черный лебедь», но меньше эсминцев. Идеальные патрульные корабли. Водоизмещение 1340 тонн, скорость 27,5 узла, экипаж 147 человек. Вооружение четыре орудия 102-мм.

Итого против 20 немецких орудий 105-мм и 30 торпед в залпе британцы имели 8 орудий 114-мм, 26 орудий 102-мм, 22 торпеды в залпе.

Однозначно преимущество в огневой силе было на стороне британских кораблей. Плюс в плане информированности британцы были на шаг впереди немцев.

Правда, минусом у британцев было то, что корабли в составе соединения не работали раньше совместно. А командир соединения, спешно назначенный на должность командира крейсера, капитан 1 ранга Волкер вообще был подводником, и не имел опыта командования соединением надводных кораблей.

В общем – «я его слепила из того, что было».

Но план британцев, который опирался на более совершенные радары, был довольно логичен. Обнаружить немецкие корабли первыми, «Харибдис» и эсминцы отвлекают миноносцы эскорта, а «Ханты» пытаются добраться до транспорта с его непосредственным охранением.

Крейсер и два эсминца действительно могли связать «Эльбинги» боем, а у «Хантов» были все шансы справиться с тральщиками. Тральщики типа «М» вооружались двумя орудиями 105-мм и вряд ли бы оказали достойное сопротивление миноносцам.
Морские сражения. Правильный бой наоборот


22 октября «Мюнстерланд» и ближнее охранение вышли из Бреста. В 21.45 4-я флотилия миноносцев встретила конвой и заняла позицию к северо-западу от него.

Морские сражения. Правильный бой наоборот


Примерно в это же время британские корабли вышли из Плимута на перехват немецкого конвоя.

На основании выводов, сделанных в предыдущем материале, сразу делаем акцент на погоде. Было облачно, видимость просто прекрасная, волнение около 2 баллов.

В 23.15 британцы перехватили переговоры немецких кораблей и почти одновременно немцы получили информацию от береговых РЛС в Шербуре о том, что к ним идут британцы. Колауф приказал усилить наблюдение, и в 0.25 немецкие акустики засекли шум винтов британского отряда. Колауф объявил боевую тревогу и начал маневрировать, стремясь сблизиться с британцами максимально не выдавая своего присутствия.

Очень сложно сказать, почему так получилось, что немцы первыми установили контакт с неприятелем. Есть информация, что британцы вели поиск немецких кораблей с помощью не совсем доведенных до совершенства РЛС сантиметрового диапазона. Остальные локаторы были отключены, поскольку у немцев уже были датчики, способные обнаруживать излучение дециметровых РЛС,

В 0.37, на траверзе островов Ле-Сет-Иль, радар Т-23 обнаружил британское соединение, которое двигалось со скоростью 13 узлов в составе кильватерной колонны.

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Миноносец Т-23


Колауф отвернул свои корабли на юго-восток и занял просто прекрасную позицию между британскими кораблями и берегом. Британские корабли находились на фоне более светлого горизонта, а немецкие миноносцы — на темном фоне побережья. Кроме того, немцев дополнительно маскировал небольшой шквал с дождем, налетевший к тому времени.

Британцы обнаружили немцев только в 1.25. «Лимбурн» перехватил разговоры немцев и поднял тревогу, а в 1.30 радар «Харибды» показал противника в 13 километрах, но визуального контакта не произошло.

Тем не менее, обе группы кораблей быстро сближались.

В 1.35 «Харибда» выстрелил в сторону немцев, которые согласно показаний радара были уже в 8 километрах, осветительным снарядом. Однако тот разорвался несколько раньше, над облаками, и если кого и подсветил, так это британские корабли.

Колауф отдал соответствующие приказания, которые были выполнены с немецкой точностью. В 1.43 немецкие корабли совершили «поворот все вдруг» на 180 градусов и с максимальной скоростью начали удаляться на юг.

В момент разворота Т-23 и Т-26 согласно приказа разрядили свои торпедные аппараты в сторону британских кораблей.
В 1.46 свои аппараты разрядили Т-22 и Т-27, а в 1.50 это сделали (с небольшой задержкой) на Т-25.

И все 30 немецких торпед оказались в море.

У британцев дело обстояло так: примерно в 1.46 на «Харибде» снова выстрелили осветительным снарядом, поскольку противник так и не был обнаружен визуально. Немцев обнаружить не удалось, поскольку они уже удирали на максимальной скорости на юг, зато были обнаружены две торпеды, которые шустро шли к «Харибде».

Руль на крейсере переложили, дали полный ход, но все было поздно: в 1.47 торпеда ударила в борт крейсера в районе торпедных аппаратов. Одно из котельных отделений и отделение динамо-машин оказались затопленными. Корабль частично был обесточен, получил крен в 20 градусов на левый борт и остановился.

«Гренвилл», «Уэнслидейл» и «Лимбурн» тоже начали запускать осветительные ракеты, и выяснилось, что в море полно торпед. У британцев началась суматоха, поскольку к такому обороту они оказались не готовы. Началось маневрирование с целью уклонения, причем, довольно хаотичное.

Морские сражения. Правильный бой наоборот

Британский эскортный миноносец "Лимбурн"

В 1.51 торпеда из второй волны снова попадает в «Харибду». Крейсер продержался на плаву недолго и в 1.55 ушел на дно, прихватив с собой 464 члена экипажа вместе с командиром.

В 1.52 торпеда нашла «Лимбурн», который маневрировал недалеко от «Харибды» и оторвала ему носовую часть. Погибло 42 человека, корабль начал погружаться с креном на правый борт. «Лимбурн» оказался обесточен, потому его командир, коммандер Фелпс, заместитель Волкера, ушедшего на дно вместе с «Харибдой», не смог передать командование дальше. И начался полноценный нормальный такой флотский бардак в условиях паники.

То, что сделали британцы потом, не назовешь красивым поступком. Корабли просто начали отход на север, совершенно плюнув на своих товарищей, оказавшихся в воде. Паника…

Самым спокойным офицером оказался командир «Гренвилла», лейтенант-коммандер Хилл, который принял командование на себя. Хилл собрал уцелевшие корабли, провел разведку района, и, убедившись в отсутствии радиолокационных контактов, повел корабли обратно.

Только в 3.30 британские корабли начали спасательные работы. «Харибды», понятное дело, на поверхности воды уже не было, а вот «Лимбурн» еще держался.

Всего из воды было спасено 210 человек, 107 с крейсера и 103 с эсминца.

«Лимбурн» пытлись взять на буксир и увести на свои базы, это даже почти получилось, но приближающийся рассвет, а с ним и Люфтваффе вынудили Хилла отдать приказ о потоплении корабля. «Рокет» всадил в «Лимбурна» торпеду и на этом служба эсминца закончилась.

А немцы? А немцы спокойно так присоединились к конвою и спокойно довели «Мюнстерланд» до Сен-Мало. Совершенно без потерь, да еще и претендуя на награды. Вполне, кстати, справедливо, ибо крейсер, миноносец и 506 человек личного состава – это довольно блестяще проведенный бой.

Разбор боя, который был устроен командиром дивизиона Колауфом привел к следующим результатам: первая торпеда, поразившая «Харибду», была с Т-23, вторая – с Т-27. Торпеда, попавшая в «Лимбурн» могла принадлежать как Т-22, так и Т-26, так что попадание засчитали обеим экипажам. Для поддержания боевого духа и всего прочего.

И конечно, никого не обошли в плане наград. Тут командование Кригсмарине в жадинах не ходило никогда. Командир 4-й флотилии корветтен-капитан Франц Колауф был награжден Рыцарским крестом. Командир миноносца Т-23 капитан-лейтенант Фридрих-Карл Пауль был награжден Германским крестом в золоте. Остальным тоже досталось.

Вообще стоит отметить, что несмотря на то, что преимущество в радарах однозначно было на стороне британцев (крейсер все-таки выше эсминца), использовать они его не смогли. Вообще, немецкие моряки продемонстрировали более высокую степень подготовленности и реализации преимущество.

Конечно, совершенно неопытный в таких операциях командир британского соединения и не сыгранность экипажей дали немцам шанс. Но немцы его не упустили и использовали на все 100%. Все было красиво: быстрое обнаружение, расчет, точный торпедный залп и уход, пока противник разбирается с торпедами. То есть, налицо высокий уровень подготовки экипажей и владения техникой.

Британцы же выглядели очень бледно. Операция была спланирована более чем поспешно, да и преимущество свое в орудийных стволах британские моряки не смогли реализовать. До этого даже дело не дошло, два выстрела осветительными снарядами с «Харибды» - это все, что сделали орудия британского отряда.

Да, спустя каких-то два месяца британский флот возьмет реванш в Бискайском заливе, когда два крейсера, «Глазго» и «Энтерпрайз» обратят в бегство 11 немецких эсминцев и миноносцев, потопив три из них.

Но предшествовало этой победе британцев вот такое поражение. И, если в случае с немецкими кораблями в Бискайском заливе, еще можно было как-то все списать на непогоду, которая имела место быть, то в случае боя в Ла-Манше увы, но британцам оправдать себя было нечем.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх
,,