Свежие комментарии

  • Vladimir Ovchinnikov
    Почитайте биографию Мантурова и всё будет ясно.Слабый рубль: плю...
  • Борис Баженов
    Если мирный договор - то обязательно с указанием прав России, как гаранта и посредника. Например - право подавлять ог..."Северное направл...
  • сергей отказ от доллара и срочно
    а вед решит проблему просто но этим прозападным правителям это не нужно , ведь там их особняки и деньги а здесь они п...Слабый рубль: плю...

От ЦПШ до университетов. Как учили в Российской империи

От ЦПШ до университетов. Как учили в Российской империи

Согласно данным проведенной в 1920 году в РСФСР переписи населения, 60% такового ни читать, ни писать не умели. Согласитесь, это как-то не очень сочетается со звучащими в последнее время утверждениями о том, что при царе-батюшке Россия имела чуть ли не самую лучшую и, главное, доступную систему образования в мире. Так как же все обстояло на самом деле?

В достаточно ожесточенном споре тех, кто утверждает, что большевикам досталась абсолютно неграмотная страна, и их оппонентов, с пеной у рта доказывающих обратное, истина, как водится, лежит где-то посередине. Для доказательства этого утверждения позволю себе привести всего лишь одну конкретную цифру: по данным опубликованного до революции научного труда «Население России за 100 лет (1813-1913)» в конце ХІХ века грамотой не владели примерно 63% призванных на службу в Российскую императорскую армию, а в 1913 — около 33% новобранцев. От более чем половины – к трети, прогресс, согласитесь, впечатляющий.

Произошел он по большей части оттого, что именно на начало ХХ века в империи пришелся реальный, как принято говорить сегодня, «прорыв» в области народного образования. При этом доступное для всех сословий обучение как таковое появилось только после отмены крепостного права.
До сего момента крестьянство (составлявшее абсолютное большинство населения страны) неграмотным было практически поголовно. Вот поэтому я и буду рассматривать систему образования России с того самого момента, когда она стала представлять из себя хоть что-то действительно массовое.

Прежде всего отмечу, что данным вопросом в стране занимался целый ряд как государственных ведомств, так и, говоря опять-таки в современных терминах, неправительственных организаций. Первым среди тех, кто «сеял разумное, доброе, вечное», было, конечно же, Министерство народного просвещения. А вот на втором, как бы это ни шокировало некоторых умников, считающих церковь вечным гонителем образования и форпостом мракобесия, стоял Синод Русской православной церкви. Занимались народным образованием также ведомства императрицы Марии, «Императорское человеколюбивое общество» и прочие подобные организации.

Несколько особняком стояли учебные заведения специализированные: военного и морского министерств, министерства финансов и внутренних дел. Вот с них-то я и начну. Итак, будущих защитников Отечества готовили (по нисходящей) в военных академиях, офицерских училищах, юнкерских училищах, кадетских корпусах а также военных гимназиях и прогимназиях (вторые стояли на ступень ниже первых). Еще одним видом специализированных учебных заведений можно считать коммерческие училища и институты. Название происходит не оттого, что за обучение в них надо было платить по коммерческим ценам (платным в империи было практически все обучение), а потому, что учили там именно будущих коммерсантов. Примерный аналог будущих советских торговых техникумов и институтов.

К учебным заведениям, относившимся к ведомству церкви, принадлежали не только духовные академии, семинарии и училища, но еще и такой, чуть ли не самый распространенный вид учебных заведений, как воскресные и церковно-приходские школы. В тогдашних воскресных школах занимались вовсе не только дети и изучали там не одно лишь Священное писание. Начальную грамотность (на уровне читать-писать) они тоже давали и приравнивались к начальным училищам. Церковно-приходские школы (ЦПШ) были путем к грамотности для абсолютного большинства малоимущего и неимущего населения Российской империи — ведь они были бесплатными и общедоступными.

Наиболее распространенным средним учебным заведением в России была гимназия. Вот там как раз платить за обучение было необходимо и по карману такое удовольствие было далеко не всем даже в городе. О селянах и говорить не приходилось. Гимназии делились на мужские и женские, государственные и частные, классические и реальные. Последние не давали возможности поступить в университет, поскольку в них не изучался такой важнейший предмет, как латынь. Впоследствии они были преобразованы в реальные училища, делавшие упор на прикладных и точных науках. Высшее образование после них можно было получить либо техническое, либо торговое.

Для совершенно уже неимущей публики из деревень и с рабочих окраин, помимо ЦПШ, имелись еще и другие заведения, относимые к системе начальных народных училищ – земские школы, к примеру. Образование там шло в один-два класса и длилось от 2 до 4 лет. Существовали училища ремесленные (к примеру, железнодорожные). Отдельным видом учебных заведений были различные женские курсы и несколько институтов благородных девиц. Вообще говоря, с образованием слабого пола в России для всех, кроме представительниц дворянства, дело обстояло плохо.

Также отдельное место в образовательной системе занимали заведения, готовившие кадры для нее же самой. К таковым можно отнести учительские семинарии и школы, а также институты. Последние, кстати говоря, тоже были сугубо мужскими. Наконец, венцом народного образования Российской империи были высшие учебные заведения – университеты, коих на всю страну насчитывалось примерно с десяток, и институты, которых, конечно, было больше. Что характерно, институты технологические относились к министерству народного просвещения, а остальные принадлежали тем ведомствам, для которых готовили кадры.

Все это, конечно, достаточно общая картина, рисуя которую я наверняка что-то упустил. Не судите строго. Как вы уже, возможно, поняли, система образования в Российской империи была сложна, запутанна и противоречива. Главными ее недостатками были прежде всего удручающая сословность, порождавшая практически полное блокирование в обществе социальных лифтов и ужасающая бедность: большая часть учебных заведений, где за науку не драли три шкуры, существовала на всяческие пожертвования и благотворительные взносы.

Проект реформы, по которой хотя бы начальное образование в России должно было стать всеобщим, Государственная дума «жевала» лет семь, до 1912 года. По нему нечто подобное нормальной системе обучения детей должно было появиться в европейской части империи году к 1918-му, а на окраинах – к 1920-му. Впрочем, Государственный совет этот проект, внесенный после рассмотрения Думой, благополучно похоронил. В том же 1912 году Николай ІІ, которого нынче кое-кто величает чуть ли не «царем-просветителем», изволил «высочайше начертать», что имеющихся в стране университетов с империи «предостаточно»…

Российская империя, безусловно, располагала далеко не худшей в мире и не такой уж отсталой системой народного образования. Однако стать страной всеобщей грамотности, самой читающей в мире и обладающей мощнейшими научными кадрами, Россия смогла только лишь после установления советской власти.
Автор:
Александр Харалужный
Использованы фотографии:
Википедия / Земская школа
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх