Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    гады...Маски давно сброш...
  • Сергей Росси
    Нет.Самый важный - битва с пидарасамиПутинский пакет з...
  • Andrew Kley
    Только "пятую колонну" не нейтрализовать, а уничтожить!Александр Роджерс...

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Не слишком хорошо сохранившееся изображение всадника из археологического музея города Фетхие. Тем не менее, видно, что в руках он держит не меч, и не копье, а дубинку! Кто он, конник-дубинщик?

Осторожно работай
Своею киркой, камнетёс!
Подрубай хрупкий пласт,
Чтобы он на тебя не обрушился.
Ведь бывает же так —
Все идёт хорошо,
А потом вдруг лавина
На голову рушится.
(Поэтические переложения стихов Алкея, Ф. Антонов)


Античная цивилизация. В нашем цикле знакомства с античной культурой вышло уже пять материалов: «Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация», «Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация», «Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор», «Античная керамика и оружие» и «Минойские Помпеи»: таинственный город на таинственном острове. Многие спрашивали, когда будет продолжение. Вот оно!

Тема возникла спонтанно, только из-за того, что наконец-то была открыта граница с Турцией, и отдыхать туда уехали моя дочь вместе с зятем. Отдыхать так, как в этом годы отдыхали (пусть и по необходимости) многие россияне, то есть в Сочи, в Анапе и в Крыму, в тесноте и давке, купаясь наполовину в море, наполовину в моче, никто из нас не любит. Для меня с женой в этом году планировалась поездка или с проживанием в Гданьске, чтобы осмотреть Мальборк, Торунь и другие польские города, или подальше от жары – на пароме по северным странам.
А то пишу, пишу про викингов, а не в одном из их музеев не был… Но не срослось. Зато срослось у нее, а это в смысле получения интересной информации практически одно и то же. Она же у меня тоже кандидат наук, доцент, автор множества научных статей и ряда книг, в том числе и грантированных РГНФ. Вот и в этот раз путешествие было запланировано туда, где много всего древнего и интересного: в район древней Ликии, где находится множество гробниц. Городок, где они остановились, называется Олюдениз. Это одновременно и самый известный пляж в Турции.

Там уютно и не очень жарко. Взяли они машину напрокат и отправились, слегка «поджарившись» на пляже, по разным интересным местам. А места там и впрямь оказались очень интересными, потому, что это земли древней Фригии и Лидийского царства, того самого, которым правил легендарный Крёз. И вот о них, а также вооружении фригийских всадников и необычных барельефах на которых изображены конники с дубинками в руках мы вам сегодня и расскажем…

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Вот этот отель и территория вокруг него

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Интересно, что по ней ходят вот такие забавные мохнолапые куры!

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Хорошая кухня на отдыхе… Ну как без этого? Зато после вот такого завтрака сразу просыпается любознательность и желание побывать на всех древних развалинах и во всех музеях…

Начнем с Фригии, поскольку на территории Малой Азии она возникла первой, сразу же после распада великой Хеттской державы, и заняла практически всю территорию современной Турции. Но откуда появились фригийцы? Геродот писал, что из Македонии во время Троянской войны, но есть мнение, что случилось это значительно раньше, а сами фригийцы сыграли важную роль в крушении Хеттского царства. Могли они принадлежать к «народам моря»? Безусловно, но точно выяснить это не представляется возможным. Фригийцы упоминаются в ассирийских, урартских и древнееврейских источниках под названием «мушки», но и это опять же не вполне точно, а предположительно.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Карта Фригии и Лидии

Столицей царства был город Гордион, производное от имени царя Гордия. По античной легенде, царство бригов (отсюда и фриги, фригийцы) осталось без правителя, и они обратились к оракулу: кого же выбрать царем. И оракул ответил, что царем будет тот, кто первым встретится им на дороге по пути к храму Зевса, причем человек этот обязательно должен сидеть на повозке. И такой человек посланцам действительно встретился, им оказался простой крестьянин Гордий, имевший всего лишь двух волов. Сделавшись царем Фригии, он поставил в центре ее столицы свою повозку, благодаря которой получил власть, причем опутал ярмо ее сложнейшим узлом, связанным из кизилового лыка. По преданию, тот человек, который сумел бы распутать этот гордиев узел, должен был стать властителем всей Азии. И как мы хорошо знаем, Александр Македонский, оказавшийся в Гордионе в 334 году до н. э., не стал связываться с этим трудным делом, а попросту его разрубил!

Богатство Фригии давали золотые рудники и аллювиальное золото, которое намывали в устье реки Пактол, протекавшей в землях Ликии. Наивысшего своего могущества Фригийское царство достигло при царе Мидасе, том самом, что превращал в золото все, чего касался, и вдобавок имел ослиные уши. Кстати, от своего дара он избавился, искупавшись в реке Пактол, в которой смыл с себя волшебные чары, отчего она и сделалась золотоносной.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Гробница Мидаса. Это типичный тумулус, который строился сначала как подземная погребальная камера, которая затем перекрывалась сверху ложным куполом или сводом из каменных блоков, после чего засыпалась землей так, что над местом погребения образовывался холм. Диаметр «Холма Мидаса» 300 м, в его высота — 50 м. Раскопали ее в 1957 году, а в 1960-м сделали доступной для обозрения. Археологи Турции периодически находят курганы и древние захоронения, принадлежавшие фригийской знати, а в них – золотые украшения, предметы культа богини Кибелы и различные артефакты


Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Вход в гробницу Мидаса

О фригийцах также известно, что они занимались хлебопашеством, разводили скот и коней, почему и имели первоклассную по тому времени конницу, пользуясь которой, успешно воевали с Ассирией и Урарту. Но… гибельным для их страны стало нашествие киммерийцев. Римский историк Страбон писал, что киммерийцы грабили страну более двадцати лет, а это значит, что там было что грабить. Во всяком случае, гробница царя Мидаса сохранилась до наших дней. Кстати, греки завидовали фригийцам и их богатствам и… сочиняли про них разные позорящие их стихи. Писали, что фригийцы рабы в душе, неспособные за себя постоять. В комедиях греков постоянно встречаются рабы-фригийцы, и знаменитый раб Эзоп – тоже из Фригии!

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Золотые украшения из погребений вокруг Фетхие. Археологический музей города Фетхие

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

А вот и сам музей

Возможно, это связано с тем, что греки знали о гибели фригийского царства, а кроме того, им был непривычен и неприятен сам вид фригийцев, которые, в отличие от греков, носили широкие штаны, похожие на шаровары, высокую войлочную шапку-колпак, которая делалась из овечьей шерсти, а на тело надевали длинную тунику – и все это по-восточному яркое, расшитое цветными узорами, совсем не такое, как у греков.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Подобные скульптуры могла оставить только выдающаяся цивилизация прошлого

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Скальные гробницы ликийской знати находятся прямо на окраине города Фетхие

Главное, что дошло до нас через тьму веков из элементов фригийской культуры, — знаменитый фригийский колпак, ставший одним из символов Великой французской революции, хотя, скорее всего, его принесли с собой именно киммерийцы, одевавшиеся подобно скифам и имевшие на голове характерные кожаные шапки или башлыки.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Человек, одетый во фригийский костюм. Терракотовая статуэтка, найденная на Кипре. Лувр, Париж

Затем среди областей, входивших в состав Фригии, благодаря месторождениям золота выделилась Лидия и стала богатым и независимым государством. О ее царе Крёзе была сложена даже поговорка: богат как Крёз. При нем, а это была уже середина VI века до н. э., Фригия получила статус автономной области, но полностью подчинялась Лидии. Ну а сама Лидия находилась впоследствии под властью Персидской державы, затем принадлежала Македонии, Селевкидам, потом галатам, Пергамскому царству, Митридату Понтийскому и Риму.

Неподалеку от города Фетхие находится много интересных мест, связанных с историей античности. Например, город Патар.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

В нем сохранился театр эллинистического периода, большая часть которого еще совсем недавно была занесена песком. Сохранившиеся надписи говорят о том, что в начале I века до н.э. его перестроил некто Полиперхон, жрец Аполлона. На наружной поверхности скены до сих пор видна надпись, гласящая, что проскений (пристройка к скене в виде колоннады или же портика) построен человеком по имени Квинтий Велий Тицион в 147 году н.э., то есть уже в римское время, а украшен статуями и мраморным покрытием «в честь богов августа, в честь богов города Патара и в честь императора Антонина Пия» его дочерью, Вилией Прокулой. В театре было 38 рядов, на которых могло разместиться шесть тысяч человек


Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

На улицах Патара

А ведь город этот был сравнительно небольшой. И, тем не менее, имел столь впечатляющий театр!

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Плитка пола, конечно, современная!

Кроме золота, здесь добывали цинк, выращивали ценный шафран, разводили лошадей, ну и, конечно, занимались виноделием и маслоделием.

Имея много лошадей и золота, лидийские правители, естественно, имели и хорошее войско: конницу из местных аристократов и наемную пехоту из малоазийских греческих городов. Как и Фригия, Лидия пострадала от очередного нашествия киммерийцев, но сумела от него оправиться и значительно расширить свою территорию, так что она стала занимать практически всю малоазийскую область Фригийского царства. Киммерийцев удалось изгнать, и для Лидии наступила эпоха расцвета, связанная с правлением царя Крёза (562—547 годы до н. э.). Он покорил греческие города в Малой Азии и заставил выплачивать Лидии дань. Однако конец и самого Крёза, и его государства был печален. В 546 году до н. э. Лидийское царство завоевал персидский царь Кир. С тех пор оно, как уже отмечалось выше, находилось под владычеством персов, македонян, сирийцев и римлян.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Есть там и заброшенный, причем очень старый город, Каякей, где раньше жили греки. Но потом греки переселились к себе, а в их домах жить так никто и не стал. Церкви, дома – все находится в запустении, но туристам ездить сюда очень нравится

Тем не менее, свою роль Лидия в Древнем мире сыграла большую. Именно лидийцы начали чеканить первую монету из электрона, а затем из серебра и золота, и этими ее монетами охотно пользовались и греки, и персы.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

А еще там очень живописные и красивые места

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Многие люди специально приезжают в Олюдениз полетать на парапланах

Ну а нас, однако, поскольку мы находимся на «Военном обозрении», должны интересовать, конечно же, воины Фригии и Лидии и прежде всего их знаменитые конники.

Интересно, что В. Вуксик и З. Грбазик, авторы книги «История боевой элиты 650 г. до н.э.», основываясь на большом количестве изученного археологического материала, выполнили прекрасный рисунок — реконструкцию фригийского конного воина V века до н.э. На нем шлем в виде фригийского колпака, щит-пельта, который, кстати, сами греки как раз и заимствовали у фригийцев, в руке двулезвийный боевой топор. Доспехом всадника является чешуйчатая кираса, стянутая по бокам ремешками, но с наплечниками, аналогичными применявшихся на греческих тораксам.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Фригийский всадник. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.41

Но вот что интересно, в археологическом музее города Фетхие выставлены каменные барельефы, изображающие всадников с дубинками в руках. Может быть, это погребальные камни, украшавшие могилы усопших, которых они как раз и изображают. Однако что-то тут явно не так… Конечно, увесистая деревянная дубинка вполне может быть оружием всадника, в особенности если его противниками являются пехотинцы с короткими мечами. Но все-таки это довольно странное для кавалериста оружие. Поэтому нужно обратиться к поясняющей надписи. Турки – народ обстоятельный, все подписи у них в музеях двуязычные, вторая обычно на английском.

Читаем ее и узнаем, что на само деле это «стелы обета», также называемые Какасбос, которые занимают важное место в культурном богатстве Кибиры — северо-западного региона Ликии. То есть если человек давал какое-то обещание богам, то он заказывал вот такой барельеф. На постаменте такой стелы написаны причина обетования, имя человека, его давшего, и имя бога, которому давался обет. Но самое интересное, что всадник с дубинкой — не кто иной, как… Геракл. Его в этом районе почитали как конного бога Какасбоса!

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

В музее Фетхие таких барельефов много. Например, есть такой… Обратите внимание на султанчик на голове у коня

Мне захотелось узнать об этих барельефах побольше, и я нашел даже две магистерские диссертации по этой теме. Одну в Квебеке на французском языке (!) и диссертацию Сли Кандаса, обучавшегося по специальности «Археология и история искусства» в Билькентском университете в Анкаре и защитившего ее в сентябре 2006 г. Написана она была на английском. Я ее прочитал ее и узнал следующее.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

На этом барельефе лицо всадника сохранилось очень хорошо! Никогда бы не подумал, что так мог выглядеть Геракл!

Оказывается, этот самый Какасбос был местным божеством жителей Северной Ликии, Западной Памфилии и Писидии. На рельефах его обычно изображали в виде фигуры верхом на лошади, и он либо поднимает большую дубину, либо несет ее на плече. Есть детали, которые отличают этого бога от других богов, которые также были связаны с лошадьми (например, Посейдона, Аполлона), в частности, это его главный атрибут – дубинка. Бог обнажен или одет в тонкий хитон или хламиду, хотя есть и барельефы, где он показан в доспехах. Некоторые фигуры носят лорику, хотя рассмотреть ее из-за эрозии довольно-таки трудно.

Некоторые фигуры изображены в шлемах и в военной обуви. Интересно, что только фигуры, идентифицированные как Какасбос, изображались одетыми в панцири, а у других богов этого нет. Возможно, образ бога, одетого в латы, был заимствован у римских конных скульптур и явно отождествлялся с воином-мужчиной.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

А вот на этом барельефе все детали, включая лицо, намечены довольно-таки грубо

Да, но при чем здесь Геракл? Дело в том, что традиционный образ Геракла в античном изобразительном искусстве представляет нам героя, известного своей силой и мускулистой внешностью. Иконографически объединенный с Гераклом Какасбос имел больше шансов стать визуально запоминающимся. Важен, безусловно, и образ коня героя. Здесь следует подчеркнуть, что, кроме Востока, Анатолия, Малая Азия, никогда не была страной высокорослых лошадей, и та же проблема сохранялась и в материковой Греции. И именно по этой причине греческая конница так и никогда и не играла серьезной роли в военном деле, по крайней мере, до прихода на ее земли македонских царей. Известно, что Филипп II, недовольный местными лошадьми, импортировал коней из Скифии, надеясь таким образом улучшить их породу. Потом уже Александр Великий реорганизовал свою конницу, пополнив ее и новыми лошадьми из Фракии.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Дубинка увенчана поистине впечатляющим «яблоком», прямо булава Ильи Муромца!

Дубина занимает в основном две разные позиции: либо она в руке и поднята, либо лежит на плече божества. Все надписи на стелах, принадлежащих второй группе, были посвящены Гераклу, поэтому этот тип ассоциировался только с ним. Только один всадник одет в одежды, закрывающие все тело. Большинство же других богов-всадников, идентифицированные как Геракл, Какасбос, одеты в короткополую одежду типа хитона, опоясанного разными способами, с плащом-хламидой, застегивающейся либо на груди или на правом плече. Панцирь с птеригами иногда встречается на Какасбосе и Геракле, причем лорика сквамата – доспех, использовавшийся в Римской империи, типа чешуйчатого панциря на тканевой или кожаной основе, с нашитыми на нее стальными или бронзовыми пластинками, скрепленными проволокой или шнуром друг с другом в горизонтальные ряды, появляется трижды. Несколько раз она сопровождается шлемом, а вот наиболее распространенной тип обуви – это римские калиги, римские военные сандалии из кожи на ремешках и с кожаной подошвой.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

И этот. Здесь на барельефе заметно конское убранство, но вот детали одежды всадника видно очень плохо

Что касается датировок, то известные нам образцы датируются II—III веками, но нумизматические и эпиграфические свидетельства позволяют предположить, что этот культ существовал в этом районе и раньше.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Стела, посвященная Какасбосу, III—IV века н.э. Музей Фетхие, инв. №2.11.79.1481

Вот как важно, будучи в Турции, не только наслаждаться морем, солнцем, и вкусной едой, но и интересоваться артефактами из местных музеев. Есть шансы узнать немало по-настоящему интересного!

P. S. Кстати, длина пляжа в том же Патаре –-- 21 км. И это прекрасное место, но вот купаться здесь можно только до восьми часов вечера. Позднее нельзя: черепахи каретта-каретта выходят на сушу откладывать яйца. Специальные наблюдатели ночью при свете фонариков находят их кладки по следам и отмечают специальным ограждением. Турки заботятся о своей природе.

Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках

Один из местных пляжей. Да, это вам не Сочи и не Анапа…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
«Минойские Помпеи»: таинственный город на таинственном острове
Античная керамика и оружие
Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор
Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1
Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх