Свежие комментарии

  • Владимр Семкин
    Автор не держи нас за лапшу, кто будкт строить олигарх или миссионер шойгу со стройбатом, или гастробайтеры или китай...Новое освоение Си...
  • Konstantin Петров
    ВОЗ это внеправительственная контора, живущая на деньги спонсоров. А кто платит, того и облизываютМир Хаксли станов...
  • Прохожий по жизни
    Перспективный мужик.Средневековая бес...

ЗАЧАСТИЛ В РОССИЮ. ИЛОН МАСК НАЧНЁТ РАБОТАТЬ НА РОСКОСМОС

Зачастил в Россию. Илон Маск начнёт работать на РоскосмосФОТО: HANNIBAL HANSCHKE, KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS

Американский миллиардер, глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск за месяц приглашён уже на второй по счёту форум, проходящий в России. Роскосмос заинтересован в выступлении американского "гуру технологий" на глобальной конференции по исследованию космоса GLEX в Санкт-Петербурге. Означает ли это, что мы начинаем с миллиардером большую дружбу, и если да, то каковы опасности?

Надо признать, что выступление Илона Маска на прошедшем в целом ряде городов России онлайн-форуме "Новое знание" наделало много шума.

Во-первых, Маск, по его словам, был приглашён на конференцию пресс-секретарём президента Дмитрием Песковым. И разумеется, с санкции главы России.

Во-вторых, Маск был очень благодарен за приглашение и в ходе выступления крайне позитивно отзывался о России, её языке, учёных, научных достижениях и молодёжи.

В-третьих, Маск назвал "замечательной" идею строительства в нашей стране завода Tesla, чем спровоцировал появление целого ряда предложений от глав регионов.

Возникшая, казалось бы, на пустом месте теплота, да и само согласие главы Tesla и SpaceX принять участие в форуме не на шутку перепугало западные СМИ и экспертов. Они принялись утверждать, что развитие Tesla в России невозможно по экономическим и инфраструктурным причинам и что аудитория якобы жадно внимала "американскому гению", тайным фанатом которого является "признавший своё поражение" глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Наконец, некоторые представители западной аудитории были возмущены тем, что Маск пошёл на контакт с "токсичной" Россией. А теперь перед нами очередное приглашение, которое направила Илону Маску наша страна.

И снова Илон Маск?

Глобальная конференция GLEX (Global Space Exploration Conference) пройдёт в Санкт-Петербурге с 14 по 17 июня 2021 года. Её организуют госкорпорация Роскосмос совместно с Международной федерацией астронавтики (IAF) при содействии Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Известно, что GLEX-2021 пройдёт на территории Таврического дворца – одного из ярчайших памятников архитектуры и истории города на Неве.

Из программы конференции следует, что в рамках форума состоятся пленарные заседания, посвящённые 60-летию полёта Юрия Гагарина, а также технические сессии "Исследование Луны", "Международное сотрудничество в освоении космоса", "Исследование Марса" и целый ряд других. Сам форум также приурочен к 60-й годовщине первого полёта человека в космос.

Форум будет проводиться с широким международным размахом. Замгендиректора Роскосмоса по международному сотрудничеству Сергей Савельев сообщил, что в конференции примут участие специалисты из 59 стран, будет представлено 576 докладов.

Мы направили несколько приглашений в адрес наших американских коллег, включая главу NASA Билла Нельсона, главного исполнительного директора компании SpaceX Илона Маска и владельца аэрокосмической компании Blue Origin Джеффа Безоса,

– подтвердил Савельев.

В данный момент GLEX-2021 – одна из главнейших конференций в области освоения космоса в этом году в мире. Пусть ни глава NASA, ни Маск, ни Безос пока своего участия не подтвердили, но мы понимаем, что присутствие главы Blue Origin и Amazon, как и директора NASA, неспособно наделать столько шума, как участие Илона Маска.

Ведь Безос пока только продолжает ни шатко ни валко строить свою ракету New Glenn, посадочный модуль для высадки на Луну Blue Moon и собственный аналог русского ракетного двигателя РД-180. Реальных достижений у его компании сейчас нет никаких. Участие главы NASA – скорее, момент политический. Если конференция международная и касается тем освоения космоса, то господина Нельсона туда не позвать просто не могли.

И совсем другое дело – Илон Маск, недавно уже принявший участие в другом форуме, организованном властями России. Аудитория, и правда, встретила его овациями, которые сложно представить себе в адрес Безоса или Нельсона. Маск говорил о любви к Константину Циолковскому, уважении к Сергею Королёву и Юрию Гагарину, о любви к русскому языку и энергии русской молодёжи. Кроме прочего, именно SpaceX стала лидером в США по постройке кораблей, которые уже летают к МКС, – это и грузовик Dragon, а также Dragon-2 (Crew Dragon) с экипажем на борту. SpaceX уже возвращает на Землю первую ступень своих носителей Falcon и намерена создать первые плавучие космодромы.

Однако на фоне пусть пока лишь внешнего расширения отношений России и Илона Маска самому миллиардеру есть за что обижаться на американские власти, а также на NASA, ВВС США и своих конкурентов.

Как и почему Маска обижают в США? И при чём тут русские?

У США в данный момент нет серийного ракетного двигателя, способного заменить русский РД-180. Есть только прототипы. РД-180 Илон Маск по праву называл и продолжает называть лучшим. Сейчас благодаря усилиям SpaceX США отказываются от покупки для своих астронавтов "билетов" на полёты на русских "Союзах". Однако заместить РД-180 на собственных ракетах-носителях Atlas они пока неспособны. Как же тогда летают ракеты Илона Маска, спросите вы? Давайте по порядку.

Русские РД-180 используются на американских ракетах Atlas V корпорации United Launch Alliance (ULA), созданной совместно компаниями Lockheed Martin и Boeing. На первую ступень Atlas V ставится просто один русский РД-180, тогда как более-менее схожего эффекта для своей ракеты-носителя Falcon SpaceX добивается компоновкой сразу нескольких двигателей Merlin – на "соколе" Маска – сразу девять маршевых двигателей Merlin 1D+, которые используют керосин в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя, как и русский двигатель.

Однако характеристики "мерлинов" далеки от того, что показывает русский космический "мотор": тяга РД-180 в вакууме составляет 423,4 тонна-силы, а у Merlin 1D+ – всего 78 тонна-силы. Важно отметить и то, что РД-180 сконструирован для многоразового использования, тогда как ULA просто топит в океане каждый новый русский двигатель вместе с первой ступенью, а SpaceX тем временем уже изобрела способ возвращения первой ступени своей ракеты на плавучую платформу.

С 2018 года в США началась настоящая война за право создания аналога РД-180. SpaceX уже получала финансовую поддержку от властей США на свои разработки грузовиков Dragon и других космических новинок. В то же время компания неожиданно проиграла тендер на создание аналога русскому РД-180. Победителем вышла та самая ULA. Тогда она пообещала построить свои ракеты-носители вместе с двигателями к 2021 году (теперь мы знаем, что этого не случилось), а SpaceX уверяла, что может успеть раньше, и подала в 2018 году на конкурентов в суд.

В иске SpaceX отметила, что тендер на 2,3 млрд долларов по созданию американского аналога двигателя РД-180 должен быть объявлен вновь из-за нарушения контрактных правил со стороны ВВС США, вследствие чего эти 2,3 млрд долларов были распределены нечестно. Так, наибольшую долю финансирования получила ULA – 967 млн долларов. Компания Blue Origin Джеффа Безоса получила 500 млн долларов, а корпорация Northrop Grumman – 791,6 млн. SpaceX же не получила вообще ничего, хотя считает себя лидером по разработке космических технологий.

SpaceX отмечает, что ВВС США нарушили контрактные условия по пяти пунктам, не предоставив компании Илона Маска возможности конкурировать с победителями конкурса. Хотя сам Маск пока лишь изготовил прототип двигателя Raptor, который обладает характеристиками, схожими с РД-180.

Дальше в США Илона Маска продолжили "прижимать" уже как инвестора. Это именно его два года назад американские регуляторы назвали аферистом за манипулирование фондовым рынком. Он был оштрафован и изгнан из Совета директоров Tesla на три года. Его также обвиняют в широком манипулировании стоимостью биткойна: сначала Маск "запустил" курс криптовалюты "в космос", заявив о возможности покупки за неё машин Tesla, а затем отказался от своих заявлений, обрушив курс.

Что нам с этого? И в чём риски?

Вместе с тем как на Западе, так и в России за последние годы сформировался настоящий культ Илона Маска. Фанаты называют его "гением" и считают учёным, а не маркетологом или бизнесменом. Шутка ли – построить реально летающие к МКС корабли, запустить сотни спутников стартапа Starlink для создания всемирного спутникового интернета, а также "научить" обезьяну играть в компьютерные игры силой мысли при помощи чипа, вживлённого в её мозг. Впрочем, дальше стартапа это и не пошло, так что пока оставим это на совести Маска как маркетолога и бизнесмена.

Другой вопрос – электромобили Tesla и пресловутый проект Hyperloop. Если уж Маск с воодушевлением отозвался о перспективах Tesla в России, не захочет ли он потом снабдить нашу страну ещё и этим видом "транспорта будущего"? Возможно, от этой перспективы он не откажется.

Hyperloop – это проект создания сверхбыстрых поездов, движущихся в вакуумной трубе. Действительно, скорость движения такого поезда может превышать 1000 км/ч, и это уже быстрее, чем самолёт. Сейчас Hyperloop в тестовом режиме реализуется в виде отрезков пути не более чем в несколько километров и в США, и в Европе. В реализации проекта есть проблемы: не до конца устраняется набегающий встречный поток, хотя Маск уже предлагал направить его под состав, чтобы образовать воздушную подушку и сэкономить на энергии для движения. Тем не менее проект остаётся довольно дорогим, вследствие чего пока создавать "гиперлупы" по всему миру по лицензии Маска считается экономически нецелесообразным.

Вместе с тем наша страна – гигант по площади, который не может обойтись без высокоскоростных железных дорог. И "загиперлупить" наши расстояния – это интересная идея для Илона Маска. Вот только создаваться проект будет за наши с вами деньги, Маск ведь не станет строить железные дороги нового поколения в России за свой счёт? Он намерен извлекать прибыль.

Отсюда очевидно, что в вопросах транспортной инфраструктуры проекты должны быть нашими собственными. Технология нам вполне понятна, необходимы лишь инвестиции и испытания образцов, а не приглашённые для этого из США "Илоны Маски". Однако плюсы могут быть от сотрудничества в космической сфере. Тем более что Маск не так легко уживается с американскими властями.

Подведём итог

Важный момент состоит в том, что Илон Маск не высказывает своих политических взглядов. По этой причине Кремль не увидел ничего предосудительного в том, чтобы пригласить его на "путинский" форум в мае. Среди высказываний и твитов Маска вы не найдёте осуждения России за "аннексию" Крыма, "агрессию" на Украине, "отравление" Навального или Скрипалей. Зато найдёте там записи на русском языке.

Форум "Новое знание" позиционировался властями России как возврат подрастающего поколения к концепции знаний в качестве основы будущей деятельности. А знания имеют не только национальный характер, хотя наша страна по праву может гордиться и великими учёными, и изобретениями. Знания – это часто и обмен ими, и Илон Маск неплохо вписывается в эту концепцию.

Освоение космоса – это тоже дело всего человечества, а не только задача, простите, американцев. Маск никогда и не преподносил освоение космоса как монополию США. Оттого и приглашение главы SpaceX на форум GLEX – это очередной признак открытости России к сотрудничеству, от которого наша страна никогда не отказывалась.

Западная общественность, конечно, продолжит оценивать участие Маска в связанных с Россией проектах либо как "гуру приехал вас учить", либо как "ничего из этого не выйдет". Просто там не могут понять, почему их "американский гений" так и не стал инструментом американской же политической пропаганды. А ещё боятся, как бы Маск не нашёл с Россией общих точек соприкосновения.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх