БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Бесполезно возмущаться. В каждой области деятельности человечества имеется своя терминология, и она, как правило, заи...Visa поступает, к...
  • Alex Немо
    А русские слова использовать слабо? Ну блин задолбали уже пакостители русского языка! Вы дебилы совсем не пон...Visa поступает, к...
  • Семенков Александр
    Урежте ЗП депутатам ГД и членам СФ, а так же всем чиновникам и топ-менеджерам госкорпораций до средней по стране. Сра...Какая индексация ...

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Танк Рено FT-17 времён Первой мировой войны на первом этаже Музея Армии во Дворце инвалидов в Париже
Разными путями военные и инженеры приходят к созданию совершенной военной техники. Случается, что она появляется слишком поздно и не участвует в боях. Разве что её создание даёт определённый опыт…

«Лучше сделать один раз вовремя, чем два раза правильно».
Поговорка менеджеров и инженеров

Танки мира. Не так давно у нас на ВО публиковался материал про французский танк Рено FT-17. Не знаю, насколько это было вовремя, но вот объём использованной в нём информации был явно не слишком-то велик. Поэтому в данной публикации мы попробуем углубить эту тему во второй раз. Дело в том, что танк, любой танк, это прежде всего вездеходное шасси. А имея такое шасси под руками, военным тут же хочется поставить на него пушку калибром побольше. А всё потому, что проблема перемещения артиллерии для поддержки любого наступления через траншеи на Западном фронте была определена французской армией как центральная ещё в 1915 году, и вот тут-то и оказалось, что решить её можно только при помощи всё тех же танков. Вернее, достаточно тяжёлых орудий, установленных на шасси танков. Ну а как это происходило в случае с танком Рено, мы вам сегодня и расскажем.
..

Нужда – лучший в мире заказчик!


А было так, что неспособность колёсных транспортных средств на конной тяге пересекать ничейную землю поля боя стала очевидной очень быстро, равно как и то, что только гусеничные машины позволяют это сделать. Тогда Министерство боеприпасов и Верховное командование французской армии изучили практически все возможные варианты перемещения артиллерии с помощью гусеничных машин. В результате был сделан вывод, что пригодных для этого шасси имеется только два: «Рено» FB и «Шнейдер» CD. Танк, а по сути, САУ «Сен-Шамон» имел скорость на поле боя всего лишь 2,5 км/ч, поэтому его посчитали малопригодным для быстрого реагирования на изменение тактической обстановки.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Вот так выглядела самая первая САУ на базе FT-17. Трудно представить себе нечто более нелепое…

Зато производство лёгкого танка «Рено» FT в 1917 году открыло возможность решения проблемы транспортировки лёгких полевых орудий на шасси именно этого танка. К маю 1918 года уже велись исследования по использованию безбашенных танков FT, оснащённых лёгкими пушками, такими как 75-мм полевое орудие Mle 1897 и 105-мм гаубица Mle 1913. В конце августа 1918 г. Верховная Ставка французской армии одобрила эти исследования и потребовала немедленно выдать готовый образец такой машины. И уже 3 сентября 1918 года была выпущена спецификация для САУ на базе FT-17 с 75-мм полевой пушкой Mle 1897, экипажем из 4 человек (водитель плюс расчёт) и боезапасом в 100 снарядов, при общем весе 5-6 тонн. По этой спецификации были построены три прототипа будущей самоходки. Причём целью было создание такой САУ, которую можно было бы применять и в качестве орудия контрбатарейного огня, и как противотанковое орудие на поле боя.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Вид спереди

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Место водителя и стеллаж для снарядов

Когда иная простота бывает хуже воровства!


Первая выпущенная САУ была разработана фирмой «Рено» и испытана в августе 1918 года, после чего передана на официальные испытания на полигон французской армии в Бурже 18 сентября 1918 года. Машина была выполнена крайне минималистичной. Орудие могло вести огонь только через кормовую часть САУ, а ствол перемещаться в вертикальной плоскости от -4° до +24°, что ограничивало максимальную дальность действия 75-мм орудия. Подробности того, как работало устройство наведения по азимуту, неизвестны. Водителю нужно было покидать машину перед стрельбой, а местом для размещения двух человек орудийного расчёта была пара незащищённых сидений. В ящиках над моторным отсеком хранилось 40 снарядов. Хотя самоходная установка оказалась достаточно устойчивой орудийной платформой и соответствовала требованиям проходимости и мобильности на плохой почве, плохая эргономика и боекомплект меньшего размера, чем это было указано в спецификации, привели к тому, что французская армия от этой САУ отказалась.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Модель с передним расположением орудия

Фирма «Рено» также поставила на шасси танка FT 105-мм гаубицу. Но об этой версии известно ещё меньше, чем о первой.

Неудача с САУ фирмы «Рено» привела к тому, что командование армии потребовало от «Венсенского арсенала» создать установку, способную нести 150 снарядов (полдня стрельбы) и использовать для монтажа орудия на танковом шасси морскую тумбовую установку Gramme для 75-мм пушки. Передняя часть шасси FT была удалена, а орудие установлено на усиленном полу. Водитель был перемещён в центр машины аналогично неудачному прототипу танка «Рено» FT-75 BS. У артиллерийского расчёта имелась незащищённая скамья в задней части шасси. Опытный образец имел угол поворота 360° и угол возвышения от -8° до +40°, хотя на углах выше +10° орудие должно было стрелять через заднюю часть машины. Боекомплект 120 снарядов. Первый и единственный прототип был завершён 9 октября 1918 года.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Транспортировка расчета на САУ STA

Третья модель – самая лучшая


Последней разработкой САУ FT являлась «section Technique de l'artillerie» (STA) – гораздо более продуманная конструкция, в которой двигатель был размещён в центральной части корпуса, а задняя часть открыта таким образом, чтобы освободить место для расчёта орудия, которое было установлено для стрельбы над передней частью машины. Угол поворота пушки от -5° до +41° при наведении на 11°. САУ могла нести боезапас до 90 снарядов.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Расчёт ведёт огонь из пулемёта «Гочкис» по воздушной цели

Эта САУ, по всей видимости, была построена компанией «Рено» и отправлена в Бурж в конце октября 1918 года. На более поздних модификациях САУ STA заднюю платформу расширили, добавили откидные опоры, предотвращавшие раскачивание машины во время стрельбы, и пулемёт «Гочкис» для самообороны.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Вид САУ спереди

Одной из проблем эксплуатации САУ с скорострельными орудиями была трудоёмкость доставки к ним боеприпасов. Компания «Рено» это учла и выпустила прототип гусеничной машины для транспортировки боеприпасов с грузовым отсеком 1,5 м х 1,05 м х 0,9 м. По сравнению с танком FT была увеличена длина гусениц. Но произведён был только один прототип, так как оказалось, что уже существующие «Рено» FB и «Шнейдер» CD могли перевозить гораздо больше боеприпасов.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Первый вариант FT-75 BS

Как два генерала одну САУ не поделили…


Ну а дальше начались генеральские дрязги. Генерал – генеральный инспектор артиллерии, выступил против этих САУ, поскольку, по его мнению, буксировка орудий гусеничными тракторами являлась лучшим решением. Ему удалось убедить главнокомандующего генерала Петена, выступившего против производства пробной партии из четырёх САУ, которые Министерством боеприпасов были предложены 6 ноября 1918 года. Однако у САУ были и сторонники. Генерал Сент-Клер Девиль, генеральный инспектор по артиллерийским вооружениям, решительно поддержал идею самоходной артиллерии в декабре 1918 года. Петен решил конфронтации избежать и приказал провести дополнительные испытания подготовленного прототипа. Но так как к этому времени война уже закончилась, а танк FT стали считать почти что устаревшим, то и выпуск САУ STA на его базе посчитали делом нерациональным.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Танк FT-75 BS идёт через лес

Другая попытка: пушка в корпусе


Впрочем, известна и другая попытка вооружить танк FT-17 более крупнокалиберным орудием, и вот она-то была более успешной.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Вид на танк FT-75 BS справа

Известно, что в 1918 году танк FT-17 выпускался как с пулемётом, так и с 37-мм пушкой. Причём отмечалось, что, хотя 37-мм пушка была вполне способна поражать лёгкие укрепления, для атаки более солидно укреплённых позиций ему требуется орудие большего калибра. Генерал Этьен, «отец французского танкового корпуса», уточнил, что машина «огневой поддержки» должна быть разработана на базе FT, но с 75-мм пушкой «Blockhaus Schneider» (BS), которую изначально разрабатывали в качестве крепостной пушки ближнего действия, а затем начали ставить на танки «Шнейдер» CA1. Несмотря на то, что 75-мм пушка BS имела небольшую дальность поражения, её размеры, маленький вес и высокая скорострельность делали её привлекательной в качестве вспомогательного орудия и на танках FT.

ТТХ этого орудия были следующими:

Калибр 75 мм
Длина ствола L / 9,5
Углы неведения по вертикали от -10° до +30°
Горизонтальный угол наведения 60°
Вес снаряда 5,55 кг
Начальная скорость 200 м/с
Максимальная дальность стрельбы 2 100 м
Эффективная дальность 600 м

В начале 1918 года были построены и испытаны два разных прототипа. В первом образце механика-водителя посадили на возвышение в центре танка, а пушку установили напротив очень низко в передней части танка. В результате из-за ограниченного обзора с места водителя эта машина управлялась с трудом. А двум артиллеристам обслуживать орудие в тесной передней части машины оказалось попросту невозможно. В итоге проект отклонили.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Видна на FT-75 BS слева

Вторая модель удалась, но оказалась ненужной!


Второй прототип был построен организацией «Champlieu» и представлял собой полную переделку стандартного танка FT с заменой башни на неподвижную рубку. Выяснилось, что увеличение веса ограничивалось 200 кг (по сравнению с танком FT) при наличном боекомплекте в 35 снарядов. Эта машина была принята на вооружение как «Рено» FT-75 BS, а в середине мая 1918 года заказано около 600 машин. Планировалось, что каждая рота танков FT должна иметь один FT-75 BS в качестве машины поддержки, причём примерно половина заказа должна была заменить вышедшие из строя танки «Шнейдер» CA1. Первый серийный FT-75 BS был завершён в конце июля 1918 года.

Однако до перемирия в ноябре 1918 года было поставлено всего 75 машин BS, и, насколько известно, ни одна из них не участвовала в боевых действиях. После перемирия заказы были резко сокращены, и в 1919 году их было произведено всего 29.

Ещё раз о танке «Рено» FT-17…
Эти танки дожили до того, что стали трофеями немцев в 1940 году!

Многие из FT-75 BS после Первой мировой войны были отправлены французским подразделениям в Северной Африке и Сирии (Левант). Некоторые участвовали в боевых действиях во французских колониях. Два танка были обнаружены союзниками в Тунисе в 1942 году после операции «Факел» и вторжения в Северную Африку.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Использованы фотографии:
Landships
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх