Свежие комментарии

  • Владимр Семкин
    Автор не держи нас за лапшу, кто будкт строить олигарх или миссионер шойгу со стройбатом, или гастробайтеры или китай...Новое освоение Си...
  • Konstantin Петров
    ВОЗ это внеправительственная контора, живущая на деньги спонсоров. А кто платит, того и облизываютМир Хаксли станов...
  • Прохожий по жизни
    Перспективный мужик.Средневековая бес...

Проект ядерной ракеты «воздух-воздух» AIM-68 Big Q (США)

Проект ядерной ракеты «воздух-воздух» AIM-68 Big Q (США)
Макетный образец ракеты AIM-68
С конца пятидесятых годов на вооружении ВВС США состояла ракета «воздух-воздух» MB-1 / AIR-2 Genie. Она несла ядерную боевую часть, но не имела средств наведения, что ограничивало боевые возможности. В начале шестидесятых стартовали работы по самонаводящейся ракете для истребителей, способной нести специальный заряд. Их результатом стало изделие AIM-68 Big Q.

Название без ошибок


Ракета MB-1 / AIR-2 создавалась для борьбы с советскими бомбардировщиками, способными нанести удар по континентальной части США. Один такой боеприпас с БЧ мощностью 1,5 кт мог уничтожить или повредить сразу несколько вражеских самолетов, и благодаря этому несколько истребителей были способны отразить целый налет. Однако ракета не отличалась высокими летными характеристиками и особым совершенством конструкции, что накладывало существенные ограничения и приводило к рискам.

Также на вооружении состояла управляемая ракета GAR-11 Falcon более поздней разработки. Она имела ограниченную дальность полета, сопоставимую с Genie, а также отличалось относительно слабой (0,25 кт) боевой частью. Потенциал GAR-11 тоже был ограничен.

В связи с этим в 1963 г. в Лаборатории вооружений ВВС США (US Air Force Weapons Laboratory – AFWL) на базе Киртланд (шт.
Нью-Мексико) стартовали работы по созданию перспективной ракеты «воздух-воздух» с ядерной БЧ, повышенными летными характеристиками и полноценной головкой самонаведения. В будущем такое оружие могло бы заменить «Джини» и «Фэлконы», повысив потенциал авиационной составляющей ПВО.

На стадии предварительной проработки проект получил рабочее обозначение Quetzalcoatl. Однако вскоре выяснилось, что далеко не все участники проекта могут правильно написать или выговорить имя ацтекского божества Кетцалькоатля. Вследствие этого ракете придумали менее сложные названия-прозвища Quirky («Ловкий») и Big Q – «Большой Q».

В марте 1965 г. ВВС присвоили проекту индекс ZAIM-68A. Он указывал на необходимость продолжения работ с возможностью принятия ракеты на вооружение. При успешном завершении работ индекс лишился бы литеры «Z». В некоторых материалах фигурирует обозначение AIM-X, указывающее на тот факт, что Big Q так и не приняли на вооружение.

Технические особенности


Целью проекта Big Q являлось создание перспективной авиационной ракеты «воздух-воздух», совместимой с современными и перспективными истребителями. Изделие должно было получить твердотопливный двигатель, ГСН и специальную БЧ ограниченной мощности. Требовалось увеличить дальность полета, чтобы исключить возможность поражения ядерным взрывом собственного носителя. В проекте активно использовались наработки по существующим вооружениям и применялись готовые компоненты.

Проект ядерной ракеты «воздух-воздух» AIM-68 Big Q (США)
Схема и конструкция ракеты

Ракету построили на основе цилиндрического корпуса с заостренной головной частью, аналогичного использованному в проекте GAR-1 / AIM-4 Falcon. В головной части имелись Х-образные рули, в центральной и хвостовой – крупные стабилизаторы складной конструкции. Компоновка была стандартной для подобного оружия: ГСН внутри обтекателя, за нею находилась боевая часть, а хвост отдавался под двигатель. Ракета имела длину 2,9 м при диаметре корпуса 350 мм и размахе стабилизатора 860 мм. Масса не превышала 227 кг.

Big Q должна была получить двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель. Первый режим предназначался для первоначального разгона после сброса, после чего использовался маршевый режим с меньшей тягой. По расчетам, ракета должна была развивать скорость более М=4. Обеспечивалась дальность полета порядка 45 миль (ок. 60 км).

Ракета должна была нести комбинированную ГСН с радиолокационным и инфракрасным каналом. Предполагалось, что с таким оснащением изделие сможет работать как по групповым, так и по одиночным целям. Однако ГСН с такими характеристиками пока отсутствовала, и ее предстояло разработать в ближайшем будущем. До появления такого изделия планировали обходиться существующими. Так, опытные Big Q должны были оснащаться только ИКГСН от серийных ракет GAR-2A / AIM-4C.

Значительную часть корпуса занимала ядерная боевая часть типа W30. В связи с ожидаемым повышением точности попаданий в сравнении с AIR-2 было решено использовать БЧ меньшей мощности. Изделие W30 имело небольшие габариты и мощность на уровне 0,5 кт ТНТ. Подрыв выполнялся по сигналу неконтактного взрывателя.

Новую ракету планировалось использовать с истребителями F-101 и F-106. Прорабатывался вопрос применения на перспективном F-4C. В дальнейшем не исключалась возможность интеграции в комплекс вооружений других носителей. Специальная ракета могла бы оставаться на вооружении в течение нескольких десятилетий, несмотря на регулярное обновление авиапарка.

В целом предложенный проект ракеты ZAIM-68A Big Q мог привести к резкому усилению ПВО США и Канады. Истребители могли бы осуществлять пуск с увеличенных дистанций и с повышенной вероятностью поражать назначенные цели – одиночные или групповые. Наличие ГСН и ядерной БЧ делало ракету эффективным средством для отражения массированных налетов. На основе самолетов с «Большим Q» и наземных зенитных средств можно было построить высокоэффективную и надежную систему обороны, способную остановить любое нападение вероятного противника.

Подготовка к испытаниям


В 1964-65 гг. AFWL совместно со смежными организациями организовала и провела исследования в аэродинамической трубе. Уменьшенный макет хорошо показал себя на всех рабочих скоростях, что позволило продолжить разработку полноценной ракеты и начать подготовку к летным испытаниям.

Проект ядерной ракеты «воздух-воздух» AIM-68 Big Q (США)
Истребитель F-106 и его ракетное вооружение. Самое крупное изделие - неуправляемая ракета AIR-2. Ее место могла бы занять новая AIM-68

В мае 1965 г. на полигон White Sands Missile Range доставили опытную ракету Little Q – упрощенный вариант будущего боеприпаса. Она имела штатный корпус и двигатель, но вместо электроники и боевой части были установлены весовые имитаторы. Баллистические испытания со сбросом с самолета-носителя прошли успешно.

Началась подготовка к сборке и испытаниям ракет с частью необходимого оборудования. Такой вариант изделия обозначался как XAIM-68A. В июне 1965 г. компании National Tapered Wing Engineering заказали 20 корпусов для ракет. Опытные изделия должны были получить двигатели от ракет AGM-12 Bullpup и ИКГСН от AIM-4C. Началась подготовка самолета-носителя, которым должен был стать доработанный истребитель F-101B.

Уже в конце того же года Лаборатория вооружений получила часть необходимых комплектующих и приступила к сборке опытных ракет. В ближайшие месяцы планировалось начать испытания. По их результатам, в средней перспективе, ракета AIM-68A могла быть принята на вооружение.

Непредвиденные трудности


Однако оптимизм был излишним. Несмотря на лояльность заказчика, проект с литерой «Z» имел не самый высокий приоритет. Кроме того, присутствовали проблемы при разработке новых комплектующих для ракеты. Доработка опытного самолета-носителя тоже оказалась сложнее и дороже, чем считалось ранее. Наметилось отставание от заданного графика. Достаточно быстро оно стало исчисляться неделями, а затем и месяцами.

В июне 1966 г., не видя реальных достижений, ВВС США решили приостановить работы по Big Q. В течение следующих двух месяцев перспективы проекта оставались неясными, а уже в августе было принято принципиальное решение о его закрытии. До этого момента AWFL так и не успела подготовить и провести полноценные летные испытания. Опытные упрощенные ракеты XAIM-68A не совершили ни одного полета, не говоря уже о AIM-68 в полной комплектации.

ВВС отказались от «Большого Q» по двум причинам. Во-первых, их не устроила растущая стоимость программы при отсутствии существенных результатов. Второй причиной стало изменение приоритетов командования. ВВС США решили увеличить финансирование разработки и развертывания межконтинентальных баллистических ракет, а кроме того, наметились заметные траты на операции в Юго-Восточной Азии. В связи с этим под сокращение попал целый ряд перспективных проектов, а некоторые вообще закрыли – в т.ч. ZAIM-68A.

Отказ от проекта AIM-68 отменял планы по замене ракет AIR-2 Genie. Последние пришлось сохранить на вооружении, но для этого понадобилась модернизация. Имеющееся оружие получило новые двигатели, что позволило незначительно увеличить дальность полета. Впрочем, и по результатам такого обновления «Джини» по своим характеристикам не могли соперничать с более новым «Большим Q» – естественно, в его проектном виде.

Невыполненные планы


Согласно планам начала шестидесятых годов, во второй половине десятилетия на вооружение ВВС США должна была поступить новая ядерная ракета «воздух-воздух» с головкой самонаведения и повышенными летными характеристиками. Это позволяло отказаться от устаревшей AIR-2 и усилить ПВО более совершенным образцом. Однако проект Big Q / AIM-68 столкнулся с серьезными трудностями, и командование решило остановить его развитие.

На вооружении истребителей ПВО так и остались более старые образцы – AIR-2 и GAR-11 / AIM-26 с менее высокими летными и боевыми характеристиками. Такое вооружение оставалось в арсеналах до конца восьмидесятых годов и было списано вместе с последними носителями. Новые ядерные ракеты «воздух-воздух» в США больше не разрабатывались. Дальнейшее развитие ПВО шло иными путями.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
US Air Force / AFWL
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх