Последние комментарии

  • valentina Гринева19 августа, 6:23
    Вы и вправду верите, что все нами просранное теперь вам вернут?Дмитрий Стешин: Надеюсь, «майдану» готовят сюрприз
  • Владимир Чернышов19 августа, 6:22
    "Для меня же самое грустное в этой истории – факт окончательной интеграции КПРФ во властные структуры." Есть и другая...Михаил Поляков. КПРФ вышла на митинг протеста. Против протестующих против Кремля
  • valentina Гринева19 августа, 6:21
    Правильно!   Ни одна революция не призвана улучшать жизнь народа!    Любая революция организуется из ВНЕ,  для ОГРАБЛ...Дмитрий Стешин: Надеюсь, «майдану» готовят сюрприз

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 2

 
Первая статья находится здесь.

1968 год стал переломным годом как для войны во Вьетнаме, так и для «тропы». Ещё за год до этого, в 1967-м, вьетнамцы силами Вьетнамской народной армии провели серию мощных наземных атак против Южного Вьетнама с территории Лаоса – так называемые приграничные сражения 1967-го года.
Они показали, что по «тропе» можно перебрасывать довольно крупные силы и снабжать их в объёме, достаточном для ведения общевойскового боя. Хотя эти бои вьетнамцами были проиграны, им удалось добиться перемещения американских войск на нужные для вьетнамцев участки – последние вынуждены были пойти на крупную передислокацию для отражения северовьетнамских нападений на юг, и оголили кое-какие территории.
 

ЦРУ по результатам этих событий пришло к выводу, что впереди крупная атака со стороны северовьетнамцев, но подробностей никто не знал.

«Тропа» к тому времени серьёзно разрослась. 

Если в 1966 году в её составе было 1000 километров автомобильных дорог, то к началу 1968 года – более двух с половиной, причём примерно одна пятая этих дорог была пригодной для передвижения автомобилей в любой сезон, включая сезон дождей. Вся «тропа» была разбита на четыре «базовых района», с огромной сетью замаскированных бункеров-складов, блиндажей, стоянок, мастерских и так далее. Количество войск на «тропе» исчислялось десятками тысяч человек. Выросла мощь ПВО тропы. Если поначалу в её составе были почти исключительно пулемёты ДШК и оставшийся от французской эры хлам, то к 1968 году многие участки и логистические базы на «тропе» были прикрыты плотной сетью зенитных батарей, их число в некоторых из «базовых районов» исчислялось сотнями. Правда, на тот момент это были в основном 37-мм пушки, но при атаках с малых высот они представляли для американцев серьёзную угрозу. Медленно, но верно начиналось «просачивание» на тропу орудий калибром 57 миллиметров, опасных и для самолётов на средних высотах. 

Последние поступали вместе с радиолокаторами наведения и приборами управления артиллерийским зенитным огнём, что делало их куда эффективнее, чем даже старые пушки больших калибров.

Сама «тропа» к тому моменту «проросла» через Камбоджу. Принц Нородом Сианук, правивший этой страной с 1955 года, в определённый момент поверил в неизбежность победы коммунизма в Юго-Восточной Азии и в 1965 году разорвал дипломатические отношения с США (реально — по массе причин). С этого момента Вьетнам получил разрешение использовать территорию Камбоджи для доставки припасов аналогично тому, как использовал территорию Лаоса. «Тропа», проходя по территории Камбоджи, позволяла доставлять людей, оружие и материалы прямо в «сердце» Южного Вьетнама. Американцы, прекрасно знавшие про этот маршрут, называли его «Тропа Сианука», хотя для Вьетнама и лаосская, и камбоджийская части «тропы» являлись частью единого целого.

По мере того, как американские бомбёжки тропы росли, росли и потери сторон на ней – всё больше и больше вьетнамцев и лаосцев гибло под американскими бомбами, всё чаще вьетнамские зенитчики сбивали какой-нибудь американский самолёт. Нёс потери и американский спецназ на тропе.

Таким образом, уже к началу 1968 года тропа представляла собой крайне серьёзный логистический маршрут, но американцы и представить себе не могли, насколько всё серьёзно и масштабно.

30 января 1968 года Вьетнам начал полномасштабное военное наступление на юг, вошедшее в американскую военную историю как «Tet offensive» — «Тетское наступление», по названию праздника Тет, вьетнамского Нового года. Если на большинстве участков фронта атаковали бойцы Вьетконга, то на город Хюэ наступала регулярная армия. В ходе наступления использовались танки и артиллерия.

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 2

Американские морские пехотинцы в ходе боёв за Кхе Сан, "наступление Тет"


Тяжёлые бои стоили сторонам огромных потерь. Хотя США и Южный Вьетнам одержали сокрушительную победу на поле боя, радоваться им особо было нечему: было понятно, что нанесённые северянам потери не заставят их отказаться от продолжения войны, а вот на общественное мнение США наступление оказало просто сокрушительное воздействие. Картинка огромных масс северовьетнамцев и вьетконговцев, орудующих в Южном Вьетнаме как у себя дома буквально поразила воображение американской публики. Одним из итогов этого наступления и последующих его продолжений («мини-Тет» в мае 1968-го, и наступление 1969-го) стало избрание президентом США Ричарда Никсона с его политикой «вьетнамизации» войны, которая в итоге привела к поражению американцев и их союзников. 

Сокрушительным «сюрпризом» для военных США и ЦРУ стало не только само наступление, но и то, какие огромные массы войск, боевой техники и боеприпасов позволяет перебросить «тропа». 


Переброска БТР-40 по тропе.


С этим надо было срочно что-то делать.

В 1968, почти одновременно с Тетским наступлением, США начали операцию Igloo White, готовившуюся до этого два года. Содержанием операции было разбрасывание на «тропе» сетей сейсмодатчиков, созданных на базе морских радиогидроакустических буёв. Первоначально разброс вели переоборудованные противолодочные самолёты «Нептун» из состава ВМС, позже, из-за риска потерь, их заменили специально дооснащённые разведчики-истребители RF-4 Phantom и транспортные С-130. Данные с датчиков собрали специально дооборудованными самолётами ЕС-121. Чуть позже их сменили малогабаритные OQ-22B Pave Eagle.


ЕС-121


Часто встречается оценка операции как безуспешной, но это не так: на самом деле сенсоры давали массу информации, а применяемые тогда американцами компьютеры уже могли эти массивы данных обрабатывать. Верным будет сказать, что операция оказалась не настолько успешной, как того американцам хотелось бы. Но возможности их по атакам «тропы» операция расширила. Главным образом это касалось обнаружения хорошо замаскированных и движущихся по ночам и в сложных метеоусловиях колонн грузовиков.

Теперь нужно было иметь силы и средства для их атаки. Применявшиеся ранее тактические самолёты, как реактивные в приграничных с Южным Вьетнамом районах, так и поршневые «Скайрейдеры» и «Каунтер Интрудеры» в Северном Лаосе, просто не могли технически уничтожать грузовики в нужном количестве.

Это могли делать уже успешно испытанные над тропой «Ганшипы» АС-130. Но их нужно было переоборудовать из транспортных «Геркулесов» С-130, а этих самолётов не хватало. Первый «боевой» «ганшип» на базе С-130 был получен аж в середине 1968 года. Так как самолёты нужны были срочно, американцам опять пришлось пойти на полумеры, впрочем, удачные.

Параллельно с программой АС-130 американцы к середине 1968 года смогли перебросить во Вьетнам пару экспериментальных тяжелых ударных самолётов АС-123 Black Spot – транспортных С-123 Provider, оснащённых дополнительными РЛС, системами ночного видения, компьютеризованной прицельной системой для сброса бомб и, для одного из пары самолётов, – систему обнаружения электромагнитных всплесков, возникающих при работе системы зажигания бензинового двигателя (а все грузовики на «тропе» были бензиновыми).


АС-123 Black Spot


Одновременно с этим была запущена программа переделки в «Ганшипы» устаревших поршневых транспортных самолётов С-119, имевшихся в большом количестве.

Усилия увенчались успехом уже к началу следующего года. АС-123 позволили «обкатать» поисково-прицельное оборудование, которое потом стало применяться на АС-130, АС-119К с автоматическими пушками и системами ночного видения сразу же стали применяться над тропой и «закрыли собой» брешь в оснащении американских ВВС, которую не успел закрыть АС-130. К 1969-му и АС-119К и АС-130 стали появляться над «тропой» всё в больших и больших количествах.

Счёт уничтоженных грузовиков резко пошёл на тысячи. 



AC-119K Stinger


Американцы, верные себе, сводили «ганшипы» в эскадрильи специальных операций и использовали с баз в Таиланде. Так все АС-130А были сведены в 16-ю эскадрилью специальных операций.

Если в 1966 году А-26, летавший с тайской авиабазы, мог уничтожить под сотню грузовиков за месяц, да ещё и рекорд поставить, то теперь, с появлением «зрячих» «Ганшипов» и сети датчиков, дающих им ориентировочные зоны, где был смысл искать противника, сотня грузовиков уничтожалась за ночь парой или тройкой самолётов. «Ганшипы» превращали дороги на «тропе» в подлинные «тоннели смерти». Сегодня невозможно точно оценить нанесённые ими потери – американцы завысили число уничтоженных ими грузовиков в разы. Но в любом случае речь идёт о тысячах машин в год – каждый год. За одни только месяц боевого применения один АС-130 обычно уничтожал несколько сотен автомобилей и несколько тысяч человек. «Ганшипы» стали настоящим «бичом божьим» для вьетнамских транспортных частей, и каждое утро, когда на контрольных постах, которые вьетнамцы выставляли между перегонами на «тропе», считали вышедшие с рейса грузовики, то недосчитывались обычно десятков машин. Крылатая смерть собирала страшную жатву каждый день…

Привлекались «ганшипы» и к уничтожению многочисленных зенитных батарей. Летая совместно с RF-4 Phantom, «Ганшипы» AC-130, пользуясь внешним наведением со стороны «Фантомов», массово уничтожали по ночам средства ПВО на тропе, после чего орудовали на тех дорогах, по которым на позиции могли бы быть переброшены новые пушки.

Несмотря на экстремальный успех «Ганшипов» в уничтожении грузовиков, главной точкой приложения усилий их полёты не были. В воздухе американцы непрерывно наращивали бомбовые удары для полного разрушения инфраструктуры «тропы», причём наращивали и долю ковровых бомбометаний с бомбардировщиков B-52. Количество боевых вылетов над Лаосом после 1968 года стабильно превышало десять тысяч в месяц, количество бомбардировщиков в одной атаке, как правило, было больше десяти, иногда составляя несколько десятков машин. Следы этих бомбардировок земля Лаоса несёт на себе до сих пор и будет нести ещё десятки, а местами сотни лет.

Обычно, когда разведка определяла примерное расположение «базы» вьетнамцев (а её можно было найти только «примерно», все структуры на тропе тщательно маскировались и убирались под землю), район её расположения накрывался или серией массированных авиаударов, или «коврами» со стратегических бомбардировщиков. Количество бомб при таких налётах в любом случае исчислялось тысячами, а накрываемая полоса была несколько километров в поперечнике. Возможное наличие вблизи гражданских лиц в расчёт не принималось. После нанесения удара на место выдвигался спецназ, в задачу которого входила фиксация результатов атаки.

То же самое делалось против мостов и переправ, перекрёстков, участков дорог на склонах гор и всех более-менее важных объектов.

С 1969 года американцы приняли решение начать бомбардировки и камбоджийской части тропы. Для этого сначала наземная разведка выявила районы нахождения основных перевалочных баз вьетнамцев на камбоджийской территории, после чего ограниченным количеством офицеров Пентагона была спланирована серия операций «Menu» («Меню»).

Смысл её был в следующем. Каждая выявленная база на камбоджийской части тропы получала кодовое имя, например, «завтрак», «десерт» и т.д. (отсюда и название серии операций – «Меню»), после чего проводилась одноимённая операция по её уничтожению. Необходимо было в абсолютной тайне, не беря на себя никакую ответственность и ничего не сообщая прессе, стирать эти базовые районы с лица земли мощными ковровыми бомбовыми ударами. Поскольку санкция Конгресса на такое применение ВВС США отсутствовала, то в детали операции был посвящён минимум людей. Единственным ударным средством, использовавшимся над Камбоджей, были были стратегические бомбардировщики В-52 Stratofortress.


Над Лаосом, 1966 год.


17 марта 60 бомбардировщиков стартовали с авиабазы ВВС США «Андерсен» на острове Гуам. В их полётных заданиях были указаны цели в Северном Вьетнаме. Но при приближении к вьетнамской территории 48 из них были перенацелены на Камбоджу. В ходе первого удара по камбоджийской территории он сбросили на базовый район 353 с американским кодовым название Breakfast («Завтрак») 2400 бомб. Потом бомбардировщики возвращались несколько раз, и когда удары по району 353 окончились, количество бомб. сброшенных на него, достигло 25000. Надо понимать, что район 353 был полосой в несколько километров длиной и такой же шириной. Ориентировочное количество мирного населения в районе на момент начала бомбёжек оценивается как 1640 человек. Неизвестно, сколько из них смогло выжить.

В дальнейшем такие рейды стали регулярными и проводились до конца 1973 года в обстановке абсолютной секретности Стратегическое авиационное командование ВВС США выполнило 3875 налётов на Камбоджу и сбросило с бомбардировщиков 108 823 тонны бомб. Более ста килотонн.

Сама операция «Меню» закончилась в 1970 году, после чего началась новая операция «Freedom Deal» — «Сделка свободы», имевшая тот же характер. В 1970 году в Камбодже произошёл государственный переворот. К власти пришло правое правительство во главе с Лон Нолом. Последнее поддерживало действия американцев в Камбодже, причём не только в воздухе, но и на земле. По мнению некоторых современных исследователей, массовые убийства камбоджийцев в ходе американских бомбардировок породили в конечном счёте ту поддержку красных кхмеров в сельской местности Камбоджи, которая позволила им позже захватить в стране власть.

Секретная воздушная война над Камбоджей оставалась тайной до 1973 года. Ранее, в 1969 г., произошло несколько утечек в прессу по этому поводу, но тогда они не вызвали никакого резонанса, как и протесты в ООН со стороны правительства Сианука. Но в 1973 майор ВВС Хэл Найт написал в Конгресс письмо о том, что ВВС без ведома Конгресса вели тайную войну в Камбодже. Найт не возражал против бомбёжек, но был против того, что они не одобрены Конгрессом. Это письмо вызвало политический скандал в США, повлекло за собой несколько сломанных карьер, а во время импичмента Никсона ему пытались вменить эту войну как ещё одну статью, по которой он должен был быть отправлен в отставку, но в итоге именно этот пункт обвинения ему предъявлен не был.

Правительство Северного Вьетнама, заинтересованное в сокрытии факта пребывания вьетнамских войск в Камбодже, никогда и никак не комментировало эти удары.

Массированные (в том числе ковровые) бомбардировки «тропы», рейды штурмовиков и «ганшипов» с тайских авиабаз, поисковые операции спецназа на тропе продолжались всю войну и только после 1971-го года пошли на спад, а прекратились полностью только с выходом США из войны. Не прекращались и попытки постоянно внедрять различные инновации, так, например, специально для охоты на грузовики помимо «ганшипов» был создан штурмовой вариант тактического бомбардировщика В-57 – В-57G, оснащённый системой ночного видения и пушками калибра 20 мм. Это было весьма кстати, потому, что с 1969 года все А-26 были окончательно изъяты из ВВС из-за опасений за прочность фюзеляжей.


B-57G.


К тому моменту ПВО «тропы» достигло существенной мощи. Будучи неспособной сбивать американцев в больших количествах, ПВО тем не менее сорвала немало атак на базовые районы и грузовики. Пулёмёты ДШК и 37-мм пушки дополнялись 57-мм орудиями, часто это были советские С-60, составлявшие основу ПВО Северного Вьетнама, или их китайские клоны «Тип 59», позже к ним добавились 85-мм зенитки, а ещё чуть позже – 100-мм КС-19 с радиолокационным наведением. А с 1972 года у вьетнамцев наконец-то появилось средство для защиты колонн грузовиков – ПЗРК «Стрела». В начале 1972 года вьетнамцы оказались в силах выделить для защиты тропы ЗРК С-75, резко усложнивших для американцев их бомбардировки. 11 января 1972 года разведка США зафиксировала переброску ЗРК на «тропу», но американцы продолжали действовать по инерции. 29 марта 1972 расчёт ПЗРК «Стрела» над «тропой» смог сбить первый АС-130. Его экипажу удалось выпрыгнуть с парашютами, и позже лётчиков эвакуировали вертолёты. 

А 2 апреля 1972 года ЗРК С-75 продемонстрировал новую грань реальности в небе над Лаосом — ракетой был сбит ещё один АС-130, и на этот раз никому из экипажа выжить не удалось. После этого «ганшипы» над тропой больше не летали никогда, но удары тактической реактивной авиации продолжились.

В целом из тысяч уничтоженных на тропе грузовиков на долю «ганшипов» приходятся внушительные 70%.
В свою очередь, огонь вьетнамской ПВО с земли привёл к потере сотен американских самолётов и вертолётов. Только к концу 1967 года это количество составляло 132 машины. В это число не входят те машины, которые, будучи повреждёнными огнём с земли, смогли потом «дотянуть» до своих. Давая оценку этому количеству сбитых летательных аппаратов, стоит помнить, что «тропа» не была включена в единую ПВО Северного Вьетнама и что большую часть войны её защищали предельно устаревшие малокалиберные зенитные пушки, что-то более-менее современное туда начало поступать ближе к середине войны, а ЗРК – под самый её конец. 

Отдельно стоит упомянуть воздушные операции ВМС против «тропы». Они носили ограниченный характер. Палубная авиация ВМС атаковала совместно с ВВС объекты на тропе в ходе упоминавшихся ранее операций «Steel Tiger» и «Tiger hound», в зоне их проведения над центральной и южной частями Лаоса. В дальнейшем, когда эти операции были объединены в общую «Commando Hunt», совместные с ВВС удары по упомянутым районам продолжились. Но у ВМС было ещё одно «проблемное» место – дельта реки Меконг.

Река Меконг берёт своё начало в Камбодже и уже оттуда течёт во Вьетнам и далее в море. И когда поток грузов для Вьетконга пошёл через Камбоджу, то река Меконг сразу же была включена в эту логистическую сеть. Грузы для партизан доставлялись до реки разными способами, после чего грузились на лодки разных типов и доставлялись во Вьетнам. Важность речных маршрутов особо возрастала в сезон дождей, когда обычные дороги становились непроходимыми, часто даже для велосипедистов.

ВМС, естественно, принимали меры. В 1965 году они в ходе операции «Market time» они пресекли снабжение Вьетконга по морю, затем силами довольно многочисленных и хорошо вооружённых речных флотилий начали «давить» речные маршруты.

Помимо речных бронекатеров, американцы использовали плавбазы речных сил, переоборудованные из старых танкодесантных кораблей, которые могли обеспечивать действия как катерков, так и нескольких вертолётов. Чуть позже, после появления лёгких штурмовиков OV-10 Bronco, ВМС начали использовать над рекой и их тоже. Катера и эскадрилья VAL-10 «Black pony» надёжно блокировали движение лодок по реке в светлое время суток, но ночью это было невозможно сделать.

Ответом ВМС стали собственные «ганшипы» — тяжёлые ударные самолёты. В 1968 году четыре противолодочных самолёта P-2 Neptune были переоборудованы в ударный вариант. На самолёты установили систему ночного видения и РЛС аналогичные тем, что применялись на палубных штурмовиках А-6, добавили антенны РЛС на законцовках крыльев, установили шесть встроенных в крыло 20-мм автоматических пушек, один автоматический гранатомёт калибра 40 мм и подкрыльевые узлы подвески оружия. Магнитометр был демонтирован, и вместо него была установлена кормовая орудийная установка со спаренными 20-мм автоматическими пушками.


AP-2 Neptune



Кормовая стрелковая установка — против лодок, как ни странно.


В таком виде самолёты вылетали на поиск лодок и вели патрулирование над прилегающими к реке Меконг районами «тропы». Основным районом «патрулирования» была граница Южного Вьетнама с Камбоджей.

С сентября 1968 по 16 июня 1969 года эти самолёты выполнили около 200 боевых вылетов, примерно по 50 на машину, что составляло 4 самолёто-вылета в неделю. В отличие от ВВС, самолёты ВМС базировались только во Вьетнаме, на авиабазе Кам Ран Бэй (Камрань). В дальнейшем эти операции ВМС признали неэффективными и «Нептуны» отправились на хранение.

Удары с воздуха по «тропе» продолжались до самого конца войны, хотя после 1971-го года, их интенсивность начала падать.

Последней составляющей воздушной войны США против «тропы» было распыление дефолианта – печально известного Agent Orange. Американцы, начавшие распылять дефолиант во Вьетнаме, быстро оценили выгоды от уничтоженной растительности и над «тропой» тоже. С 1966 по 1968 годы ВВС США испытывали специально дооборудованные самолёты С-123 Provider, доработанные для распыления спреев с воздуха. Самолёты оснащались ёмкостями для распыляемого состава, насосом мощностью 20 л.с. и подкрыльевыми распылителями. Существовал клапан экстренного слива «груза».

С 1968 по 1970 год эти самолёты, принятые на вооружение как UC-123B (позже, после модернизации UC-123K) распыляли дефолианты над Вьетнамом и Лаосом. И хотя в основном зоной распыления был именно Вьетнам, территориям Лаоса, по которым проходила «тропа», тоже, что называется, досталось. Количество людей, пострадавших от дефолиантов, вряд ли когда-то будет точно посчитано.




Они не знали...


Однако попытки американцев разрушить вьетнамский логистический маршрут даже близко не сводились к воздушной войне.

Конгресс не давал разрешения на вторжение в Лаос или Камбоджу, но у американского командования и ЦРУ всегда были различные обходные пути. Попыток нарушить работу «тропы» наземными силами американцы и их местные союзники предпринимали неоднократно. И хотя участие войск США в этих операциях прямо запрещалось, они всё же там бывали.

Наземные бои за «тропу» носили достаточно жестокий характер, хоть и начались позже, чему удары с воздуха. И именно в этих боях американцам удалось добиться серьёзных успехов.

Продолжение следует…
Автор:
Александр Тимохин
Использованы фотографии:
primeportal.net, dc3dakotahunter.com, Smithsonian Channel, military.com, nationalmuseum.af.mil, worldatlas.com
Статьи из этой серии:
Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 1
Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх