Закупки сделаны, закупок больше нет — не освоено 35% средств на нацпроекты

Промежуточные итоги реализации майских указов президента

15 ноября — последний день размещения тендеров на закупки в рамках реализации национальных проектов. Между тем, выполнение указов президента России Владимира Путина по-прежнему буксует: по данным Счетной палаты, освоено всего 65 процентов запланированных бюджетных средств. Федеральные чиновники ищут, кто в этом виноват и предлагают пути решения проблемы. Подробности — в материале ПАСМИ.

Что успели — то купили

После 15 ноября органам исполнительной власти запрещено расходовать бюджетные деньги, выделенные на реализацию национальных проектов.

Такое распоряжение еще в конце сентября издал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

“Дмитрий Медведев пытается навести порядок в вопросе абсолютно бесконтрольного расходования бюджетных средств «под конец года», когда министерства и ведомства по привычке выставляют на конкурсы/аукционы лоты со сроками исполнения или поставки «3-5 рабочих дней», разбрасывая неизрасходованные остатки доведённых бюджетных лимитов между подконтрольными структурами”, — так прокомментировал инициативу главы правительства телеграм-канал “Майский указ”.

Но следует отметить, что для нацпроектов все-таки сделано послабление — ведь для иных нужд сроки расходования бюджетных средств ограничены 1 октября

На медленном старте 

Возможно, полтора месяца исполнителям нацпроектов подарили после неутешительных данных Счетной палаты. Мониторинг выполнения поручений Владимира Путина ведомство Алексея Кудрина вело с начала года.

Так отчитываясь за первые три месяца 2019 года, аудиторы констатировали, что  потрачено всего 12,8% из предусмотренных на нацпроекты 1,7 трлн рублей, а проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» вообще не получил никаких средств.

Отчеты за второй квартал оптимизма также не добавили — за полгода было освоено 32,4%выделенных госсредств. Наиболее низкое исполнение зафиксировано по нацпроектам „Повышение производительности труда и поддержка занятости“ (17,7%), „Безопасные и качественные автомобильные дороги“ (12,2%) „Экология“ (11,6%) и „Цифровая экономика“ (8,3%).

Лучше поздно, чем никогда

Правда, после публикации данных за первое полугодие объем закупок начал расти. Так, в период с 19 по 25 сентября, по данным “Майского указа”, сумма заказов составила 1 млрд 640 млн рублей, что почти в пять раз больше, чем за предыдущую неделю.  Чуть меньше — 1 млрд 102 млнпотратили за неделю с 26 сентября по 2 октября. Затем телеграм-канал зафиксировал резкое падения объемов тендеров, но с приближением роковой даты 15 ноября исполнительные органы вновь активизировались — с 24 октября по 3 ноября сумма торгов составила 2 млрд 121 млн рублей.

А 12 ноября стали известны данные мониторинга реализации национальных проектов за 10 месяцев. По информации Счетной палаты, расходы бюджета на исполнение нацпроектов составили 65,12% от запланированных. Лидером стал проект «Демография», расходы по которому исполнены на 83,4%.

Справка ПАСМИ:
После своего переизбрания в мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил стратегические задачи развития страны до 2024 года. Поручения главы государства касались нескольких направлений, в том числе развития экономики, инфраструктуры, строительства дорог, улучшения образовательной системы.
Для решения этих задач правительство разработало
12 национальных проектов, — это планы развития страны на ближайшие пять лет. Затем к ним был добавлен комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.Общая стоимость национальных проектов оценивается в 25,7 трлн рублей. Большую часть этих денег предполагается изыскать в федеральном бюджете.

70-процентную отметку преодолели еще четыре национальных проекта — «Здравоохранение» (74,8%), «Культура» (74,3%), «Наука» (72%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (70%).

Еще по четырем программа расходы были исполнены более чем наполовину: это «Образование» (68,3%), «Жилье и городская среда» (65,3%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (62,6%) и Комплексный план (57,3%). Аутсайдерами стали  «Экология» (27,1%) и «Цифровая экономика» (16,2%).

Региональный фактор 

Отчитались по освоению средств на нацпроекты и регионы, их показатель даже несколько выше федерального. По данным на 1 ноября, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ достигли 730 млрд рублей, что составляет 67% от предусмотренной суммы в почти  1,1 трлн рублей.

По данным Счетной палаты, больше всего регионы потратили на мероприятия в рамках нацпроектов «Демография» (217,7 млрд рублей),  «Безопасные и качественные автомобильные дороги»(144,3 млрд рублей), «Образование» (76,5 млрд рублей), «Жилье и городская среда» — (66,1 млрд рублей), «Здравоохранение» (58 млрд рублей).

Кстати, расходы региональных бюджетов, как и федерального, серьезно выросли во второй половине года: в январе—июне они составляли 285,9 млрд рублей, а на 1 октября — 625,9 млрд рублей. За октябрь расходы субъектов на нацпроекты выросли еще на 17% по сравнению с сентябрем.

Лидерами по расходам на нацпроекты ожидаемо стали Москва (82 млрд рублей), Московская область (60 млрд рублей) и Санкт-Петербург (40 млрд рублей). Правда, столица вышла на первое место только по абсолютным значениям: вклад Москвы в нацпроекты составил всего  3% от расходов бюджета города. Для сравнения Подмосковье потратило около 9% бюджета, Санкт-Петербург — 6%.

Аутсайдеры по расходам — тоже предсказуемо — стали регионы с наименьшей численностью населения — Магаданская область (1 млрд рублей), Еврейская автономная область (0,8 млрд рублей) и Чукотский автономный округ (0,6 млрд рублей).

Кивают на соседа 

Пока расходы на нацпроекты хоть и медленно, но росли, в высоких кабинетах пытались найти причины неудач в выполнении майских указов Владимира Путина и виновных в этих неудачах. 

Так, в начале августа Дмитрий Медведев заявил о необходимости привлечения к ответственностилиц, допустивших нарушение сроков реализации национальных проектов. Он поручил профильным министерствам  объяснить причины срыва сроков национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» в регионах, ускорить их реализацию и наказать виновных. 

А в октябре темпы реализации национальных проектов вызвали резкое недовольство у спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Глава Совфеда заявила, что без ускорения работы нацпроекты будут сорваны, и предложила дать больше денег губернаторам.

Срыв сроков выполнения майских указов Путина стал предметом острой дискуссии между главой Счетной палаты Алексеем Кудриным и министром экономического развития Максимом Орешкиным. Кудрин назвал главным препятствием для качественной реализации национальных проектов «сложную иерархию уровней» управления. По его мнению, новые нацпроекты приходится претворять в жизнь через старые федеральные программы.

В ответ глава МЭР заявил, что работе чиновников мешает работать Счетная палата, которая требует от них большой объем отчетов.  В качестве примера он привел двойного агента времен “холодной войны” Кима Филби, который заваливал агентов британской МИ-6 письменной работой, чтобы у тех не оставалось времени на противодействие советским разведчикам. Орешкин предложил Кудрину поискать таких «шпионов» в рядах Счетной палаты, потому что его подчиненных заставляют каждую неделю отчитываться перед СП по нацпроектам.

Между тем, опрос ПАСМИ показал: общественность уверена, что ответственность за срыв нацпроектов лежит, прежде всего, на президенте страны.

Так считает 39% респондентов. 23% опрошенных убеждены, что спрашивать за невыполнение плана стратегического развития страны надо с главы правительства Дмитрия Медведева. Лишь 9%читателей ПАСМИ думают, что наказание должны понести профильные министры, а 28%высказалось за то, что наказать следует всех. В опросе приняли участие свыше 3 тыс. человек

Прозрачность против коррупции

Тем временем, Генпрокуратура выявила 2,5 тыс. нарушений при реализации нацпроектов в части предоставления мер господдержки, строительства социальной инфраструктуры и проведения конкурсных процедур при закупках. Большей частью эти нарушения, по словам генпрокурора Юрия Чайки, касаются проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда».

Чайка напомнил об инициативе Генпрокуратуры о создании реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения. Он предложил  интегрировать этот реестр с единой информационной системой в сфере закупок и попросил Дмитрия Медведева дать поручение ускорить работу по согласованию соответствующего законопроекта.

О хищениях при исполнении нацпроектов говорил на встрече с президентом России глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. По его словам, от разворовывания недобросовестными подрядчикам удалось спасти почти миллиард рублей. Чиханчин уточнил, что речь идет о закупках медоборудования в Подмосковье, а также в Крыму и Севастополе. “Договора с недобросовестными исполнителями расторгнуты, дела переданы в уголовное производство», – доложил руководитель финансовой разведки главе государства.

Он также рассказал, что Росфинмониторинг совместно с Казначейством России запускают систему мониторинга за движением денег в рамках национальных проектов. Программа позволит контролировать выделяемые средства и выявлять недобросовестных исполнителей.

Источник ➝

Что делали поляки в городе Бресте в первый день войны

О том, что происходило в белорусском Бресте 22 июня 1941 года, чаще всего упоминают в связи с героическими событиями обороны Брестской крепости. Однако мало кто знает, что вторгнувшихся немцев поддержало польское меньшинство города, которое восприняло нападение Гитлера на СССР как «карт-бланш» для мести коммунистам.

Немирный Брест

До начала Второй мировой войны основная часть Брестской области входила в состав Полесского воеводства Польской республики. Поляки, будучи «титульной нацией», составляли в этой части Восточных кресов лишь 15% населения (по переписи 1931 года).

Однако это была патриотично настроенная и активная часть жителей. Среди них выделялись «осадники» – бывшие военнослужащие, которым в 1920-х годах правительство Польши стало раздавать землю на востоке страны. После присоединения Бреста и окрестностей к Советской Белоруссии множество поляков ушло в националистическое подполье.

«Идея борьбы поляков на два фронта как против Советов, так и против Германии, имела значительную поддержку среди польского населения Брестской области», – отмечает исследователь Екатерина Савинова.

Польское меньшинство особенно ожесточилось после того, как в феврале 1940 года сотрудники НКВД депортировали из Брестской области во внутренние районы СССР 38 тысяч человек. Судьба ещё 10 тысяч поляков, подвергшихся репрессиями, осталась неизвестна, ходили слухи об их гибели. Эшелоны с тысячами репрессированных, среди которых было немало поляков, продолжали уходить на восток вплоть до 21 июня 1941 года. Помимо «замирения» вновь присоединённого края чекисты решали таким образом жилищный вопрос – семьи новых руководителей Бреста и области нужно было где-то расселять. Всё это объясняет, почему поляки, ещё два года назад оборонявшие Брест от немцев, в 1941 году восприняли их приход доброжелательно.

События 22 июня

Около 8:30 утра в Бресте, куда уже вошли первые немецкие части, началось стихийное восстание антисоветски настроенных элементов. По-видимому, многие готовились к этим событиям заранее, запасаясь оружием. Скорое начало войны ни для кого в Бресте не было секретом – слишком много немецких войск сконцентрировалось за Бугом. О грядущем нападении свидетельствовали в т.ч. перебежчики из немецкого Генерал-губернаторства.

Роль «первой скрипки» в бунте по праву принадлежала полякам, как наиболее «обиженной» советской властью части населения. Своими врагами они считали коммунистов и их жён-«советок», всех остальных «восточников», а также евреев. Первыми под удар попали эвакуирующиеся.

«В городе начинается хаос – неизвестные стреляют с чердаков и балконов. Идёт грабёж квартир бежавших из Бреста «восточников». Стало известно и о том, что банды пытаются нападать и на тех, кто выходит из города», – повествует о событиях 22 июня историк Ростислав Алиев в книге «Штурм Брестской крепости».

На улице Белостокской неизвестные обстреляли из ружей и пулемётов грузовик с семьями чиновников. Огонь вёлся и по легковым автомобилям, на которых партийные деятели пытались уехать из города. Со стороны брестского почтамта прозвучало несколько очередей из ручного пулёмёта – целью нападавших был областной военкомат.

Одновременно с немцами бунтовщики устремились к тюрьме на улице Зигмунтовской, откуда спешно освобождали родственников и друзей. В заключении находилось 4 тысячи человек. Одним из тех, кто вышел на свободу 22 июня, был например, католический священник Казимир Свёнтек (впоследствии кардинал).

Бывшие узники активно помогали оккупантам «охотиться» на сотрудников НКВД, пытавшихся «раствориться» в неразберихе.

Немецкая оккупация с польским акцентом

После занятия фашистами Западной Белоруссии многие местные поляки устроились в немецкие административные структуры. Фактически довоенные польские чиновники возвращались на свои места. Поляки, по свидетельству историка Ежи Туронека, заняли ключевые позиции в городских и уездных управах. Они же командовали силами вспомогательной полиции. Впрочем, другая часть поляков оказывала немцам сопротивление, вступая в Армию Крайову или советские партизанские отряды.

Тимур Сагдиев

 

Источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх