БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 466 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Данцов17 января, 22:05
    государство от всего самоустранилось , его только налоги интересуют чем больше сдерут с народа тем лучше. А остальное..."Задушим в нежных...
  • Lanka Lankina17 января, 19:45
    Абсолютно недопустимая ситуация. Яркая демонстрация её развития - примеры диктата крупнейших IT корпораций USA, лишаю..."Задушим в нежных...
  • Георгий Корнев17 января, 19:33
    Следи за СМИ. Сейчас налог на лиц контролирующих иностранные компании составляет 5.000.000. рублей ( если не ошибаюсь...Без лишних пособи...

Критический рубеж «Адмирала Кузнецова». Справится ли «зонтик» ПВО−ПРО нашего флагмана с отражением звёздного налёта ПКР?

Критический рубеж «Адмирала Кузнецова». Справится ли «зонтик» ПВО−ПРО нашего флагмана с отражением звёздного налёта ПКР?
Источник: Минобороны РФ
Бесспорно, анонсированная в октябре 2016 года управляющим директором тульского АО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) Дмитрием Коноплевым программа переоснащения единственного в составе ВМФ России тяжелого авианесущего крейсера пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов» перспективными корабельными зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Панцирь-М»/«Палица» в очередной раз укрепила нас во мнении о сохранении за действующим флагманом ВМФ РФ в целом и Северного флота в частности статуса одного из наиболее защищённых авианесущих кораблей в современной истории российского флота и военно-морских сил государств-участников Североатлантического альянса.

Корабельные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Панцирь-М» − ещё один шаг к незыблемости последнего противоракетного рубежа ТАВКР «Адмирал Кузнецов»


И действительно, располагающие как помехозащищенными миллиметрово-сантиметровыми многофункциональными ПФАР-радарами сопровождения целей и наведения ЗУР-перехватчиков 1РС2 / 1РС2-1 «Шлем» (с 2 целевыми каналами), так и мультиспектральными турельными инфракрасно-телевизионными оптико-электронными комплексами 10ЭС1-Е (также с 2 целевыми каналами), шесть боевых модулей КЗРАК «Панцирь-М» (в совокупности с 4 корабельными ЗРК «Кинжал») обеспечат сетецентрической системе ПВО−ПРО проходящего модернизацию на 35-м СРЗ «Адмирала Кузнецова» ряд уникальных тактико-технических преимуществ, ранее недостижимых при оснащении авианесущего крейсера корабельными зенитными ракетно-пушечными комплексами предыдущего поколения 3М87 «Кортик» / «Каштан».
..

В первую очередь, это возможность одновременного перехвата 40 средств воздушного нападения противника на дистанции до 20 км и высоте оперирования порядка 15 км с суммарной огневой производительностью порядка 100 целей в минуту, в то время как 8 боевых модулей ЗРАК/ЗРПК 3М87 «Кортик» (в совокупности с 4 «Кинжалами») обеспечивали целевую канальность не более 24 одновременно перехватываемых воздушных объектов (по одному каналу на каждый БМ «Кортик») и огневую производительность не более 85−90 «обрабатываемых» целей в минуту. Меньшая целевая канальность и огневая производительность «Кортиков» (в сравнении с «Панцирями-М») обусловлена наличием в радиоэлектронной архитектуре первых устаревших РЛС наведения с параболическими антенными решетками (обладают лишь одним целевым каналом и менее высокой помехозащищённостью приёмного тракта), а также командных модулей / модулей боевого управления с менее высокопроизводительными БЦВМ.

Во-вторых, минимальная эффективная отражающая поверхность (ЭОП) и максимальная скорость целей, обнаруживаемых, сопровождаемых и захватываемых на «точное автосопровождение» посредством РЛС наведения 1РС2-1 «Шлем», составляют порядка 0,03 кв. м и 1000 м/с соответственно, что предоставит «Панцирям-М» возможность весьма эффективной работы по таким сложным объектам, как малозаметные противокорабельные ракеты большой дальности AGM-158C LRASM, а также дальнобойные 2,3-маховые противорадиолокационные ракеты типа AGM-88E AARGM.

Как известно, максимальная скорость перехватываемых посредством ЗРАК «Кортик» целей не превышала 500 м/с (1,47М на уровне моря), что не обеспечивало «зонтику» ПВО−ПРО «Адмирала Кузнецова» возможности отражения массированного противорадиолокационного удара с задействованием HARMов и их радикально усовершенствованной модификации с индексом AGM-88E AARGM. Что же касается минимальной ЭПР перехватываемых посредством «Кортиков» средств воздушного нападения противника, то она составляет порядка 0,05−0,07 кв. м, чего может быть недостаточно для работы с такими перспективными малозаметными ПКР, как AGM-158C LRASM, норвежская NSM или японская сверхзвуковая ASM-3. В ту же очередь, телевизионно-оптический прицельный модуль «Кортика» может частично компенсировать технологические недостатки РЛС наведения лишь в благоприятных метеорологических условиях, когда коэффициент метеорологической дальности видимости (МДВ) составляет более 2−3 км.

В-третьих, угломестный сектор обзора РЛС наведения 1РС2-1 «Шлем» комплексов «Панцирь-М» составляет от -5 до +82 градусов, что при нормальных метеорологических условиях предоставляет возможность перехвата сложных сверхзвуковых СВН (противорадиолокационных, тактических крылатых и аэробаллистических ракет), атакующих корабль-носитель в режиме отвесного пикирования под углами 75−80 градусов на терминальном участке траектории.

И наконец, в-четвёртых, максимальная скорость полёта зенитных управляемых ракет 57Э6Е в 1300 м/с обеспечит передовому противоракетному детищу тульского КБП возможность осуществления перехвата как атакующих непосредственно авианесущий крейсер высокоскоростных элементов высокоточного оружия противника (на встречно-пересекающихся курсах), так и тех средств воздушного нападения, которые запущены по иным дружественным надводным кораблям в рассматриваемом ордере АУГ (в данном случае успешный перехват 1,5−2-маховой цели может осуществляться вдогон / в заднюю полусферу, на что не способны ЗУР 3М311/-1 комплексов «Кортик/-М»).

У ворот радикальной модернизации. Основные недостатки «Панцирей-М»


Между тем, расслабляться специалистам тульского КБП (разработчик КЗРАК «Панцирь-М»), а также АО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» и АО «РАТЕП» (задействованы в разработке и модернизации РЛС наведения «Шлем»и турельных оптико-электронных комплексов 10ЭС1-Е, а также программно-аппаратном обновлении боевых информационно-управляющих систем «Панцирей» в корабельной и наземной модификациях) ещё слишком рано.

Так, применение штатной радиокомандной системы наведения ЗУР 57Э6 (требующей непрерывного сохранения прямой видимости между средствами наведения боевого модуля «Панциря-М» и целью вплоть до момента инициирования БЧ ЗУР 57Э6), а также сохранение стандартной наклонной конфигурации размещения транспортно-пусковых модулей (а-ля «Кортик-М») снизит суммарную целевую канальность и огневую производительность «противоракетного зонтика» «Адмирала Кузнецова» примерно в 2 раза в том случае, если вероятный «звёздный налёт» низковысотных ПКР противника будет осуществляться лишь с одного наиболее ракетоопасного воздушного направления.

Почему? Тыловые сектора обзора радаров наведения «Шлем» и оптико-электронных модулей 10ЭС1-Е, а также зоны огневой работы транспортно-пусковых «тубусов» трёх боевых модулей «Панцирь-М», размещённых на бортовых балконах (ниже полётной палубы) одной из двух боковых проекций «Адмирала Кузнецова», по-прежнему перекрываются «экраном» борта и другими элементами конструкции авианесущего крейсера. Следовательно, перехват целей на наиболее ракетоопасном направлении может быть выполнен лишь теми тремя БМ «Панцирь-М», борт размещения которых обращён в направлении ожидаемого противокорабельного удара.

Разрешению данной проблемы поспособствовали бы следующие технологические решения.

Во-первых, переоснащение «Панцирей-М» перспективными ЗУР с активными радиолокационными ГСН, позволяющими перехватывать средства воздушного нападения противника по целеуказанию от общекорабельных РЛС и радаров наведения «Шлем» тех боевых модулей «Панцирь-М», сторона размещения которых обращена к вероятной угрозе.

Во-вторых, реализация вертикального пуска новой ЗУР по принципу а-ля «CAMM-ER» (перспективная британская ЗУР), что обеспечит её выход на безопасную высоту маневрирования (вне уровня элементов надстройки и мачтовой архитектуры авианесущего крейсера), а затем многократное сокращение времени её склонения в сторону цели посредством газоструйной системы отклонения вектора тяги.
Автор:
Евгений Даманцев
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх