Свежие комментарии

  • Владимир Пятицкий
    в России тоже самое и чему удивляться,те же олигархи только ФИО другое а так тоже самое долги по ЖКХ не мыслимые и вс...В РАДЕ НЕ СКРЫВАЮ...
  • Хариман Шифонский
    Не хотят в челюсть, можно - по яйцам.Военный эксперт п...
  • Владимир Чернышов
    Выход один. Объединиться в одну страну и вместе решать проблемы.Скрытая угроза: «...

Белорусская многовекторность: Куда полетит белый авиааист из зеленого Полесья?

Минск передумал признавать Крым, хочет денег и пугает Украиной

На фото: самолет авиакомпании "Белавиа" в Национальном аэропорту Минска
На фото: самолет авиакомпании «Белавиа» в Национальном аэропорту Минска (Фото: Стрингер/ТАСС)
Материал комментируют:

Белоруссия не планирует отказываться от принципа многовекторности в своей внешней политике, но при этом подтверждает планы развивать тесное всестороннее сотрудничество с Россией. Об этом странном намерении в интервью RT заявил министр иностранных дел республики Владимир Макей.

«Мы заинтересованы <…> в том, чтобы иметь сбалансированную политику с теми странами, которые хотят видеть нас в качестве партнера. Поэтому в сухом остатке понятие многовекторности остаётся. И считаю, что мы не должны отказываться от этого принципа», — подчеркнул глава белорусского МИД.

Вместе с тем, по его словам, «векторы могут быть разной длины и направленности». «И, скажем, есть направления, где мы просто обязаны иметь более тесные интеграционные контакты, связи во всех сферах и областях», — пояснил глава внешнеполитического ведомства.

«Понятие многовекторности не означает, что мы собираемся от кого-то уходить и к кому-то приходить, от кого-то отойти и к кому-то прильнуть.

Отнюдь нет. Мы хотим иметь сбалансированные отношения со всеми. Но в то же время мы прекрасно понимаем, что есть государства, партнеры, с которыми мы просто обязаны иметь более тесные отношения… И мы понимаем, что мы просто обязаны развивать всестороннее сотрудничество с Россией», — отметил Макей.

При этом он обратил внимание, что «принцип многовекторности сохраняет свою актуальность даже в сегодняшнее непростое время, когда у нас есть ряд трудностей в организации нашего взаимодействия со странами так называемого коллективного Запада».

«Но, еще раз повторюсь, мы сегодня торгуем более чем с 170 государствами… Мы же не можем отказаться и от сотрудничества с такими странами, как Китай, Индия. Хорошие перспективы у нас рисуются на Африканском континенте. И сейчас мы работаем над тем, чтобы выработать новую, более активную стратегию продвижения наших интересов со странами Азии», — констатировал министр.

То есть это такой тонкий намек России, что вы не единственные?

Конечно, Москва в любом случае продолжит поддержку Минска, но там что-то уже следует дать взамен.

Возьмем ту же ситуацию с Крымом. Напомним, президент Белоруссии еще месяц назад обещал дать поручение проработать открытие авиасообщения. И что? И где?

Комментируя возможность открытия прямых авиарейсов в Крым, Макей в том же интервью утверждает, что белорусской стороне необходимо учитывать экономический аспект, а также возможные санкции, которые могут быть введены в отношении Минска.

«Что касается сути вашего вопроса, то я должен сказать, что надо смотреть на экономику. Если это будет выгодно, скажем так, для общества, для страны, для государства, то, я думаю, решение соответствующее будет принято. Но в данной ситуации мы должны учитывать и некоторые иные аспекты, связанные с возможными санкциями, которые могут быть введены по отношению к Белоруссии», — заявил он.

То есть Россия должна компенсировать потери? То есть денег дать?

«Я еще раз говорю, что если с точки зрения экономической это будет выгодно, то я думаю, что решение соответствующее (об открытии прямых рейсов из Белоруссии в Крым — Ред.) может быть принято», — подчеркнул Макей.

А сам факт открытия перспективного направления для «Белавиа» в отношении которой уже введены санкции, невыгоден?

Между тем, посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко выразил надежду на поддержку Москвы в отношении авиакомпании «Белавиа», оказавшейся под западными санкциями.

Это забесплатно что ли поддержку? Или за очередную порцию заявлений о нерушимой дружбе наших народов?

Наконец, еще одним важным заявлением Макея было утверждение о внешних попытках сделать из Белоруссии «вторую Украину».

Это тоже намек, мол, не поддержите нас — будет, как на Украине?

— Я думаю, что в Минске безусловно рассчитывают на то, что Запад смягчит свое отношение к белорусской власти, — говорит белорусский политический обозреватель Кирилл Озимко. — Официальный Минск очень долго успешно балансировал между Западом и Россией, в том числе и на противоречиях этих сторон. И резкое охлаждение отношений с одной из сторон (Западом) оставляет белорусское руководство один на один с Россией, в связи с чем у Москвы появляется гораздо больше возможностей продвинуть белорусско-российскую интеграцию по своему сценарию и в своих интересах.

«СП»: — Макей напоминает, что страна торгует с более чем с 170 государствами. Он упомянул Китай, Индию, страны Африки. Это типа намек Москве, что нам есть еще с кем дружить? Китай, Индия и Африка могут заменить Россию?

— Это может быть намеком не только Москве, но и Западу. Мол, несмотря на то, что Белоруссия находится между ЕС и Россией, «на них свет клином не сошелся», и республика может опереться на экономическое, а возможно, и политическое взаимодействия со странами дальней дуги. На тот же Китай, который оказал политическую поддержку Лукашенко во время острой фазы политического кризиса в 2020 году.

«СП»: — Говоря о запуске самолетов в Крым, Макей отметил, что Миску необходимо учитывать экономический аспект, а также возможные санкции, которые могут быть введены. То есть посчитать сумму компенсаций и выставить счет Москве?

— Это просто один из аргументов, почему Минску не стоит открывать авиасообщение с Крымом. Возможно, даже намек на то, что Минск может отказаться от этой идеи. У министра Макея может быть свой взгляд на эту ситуацию, а с учетом того, что он все последние годы успешно налаживал связи Белоруссии с Западом, появление такого авиарейса сделает пропасть между Белоруссией и Западом еще больше.

«СП»: — Макей также заявил о внешних попытках сделать из Белоруссии «вторую Украину». Это тоже шантаж в стиле: не поддержите нас — будем вам вторая Украина? На что Минск рассчитывает?

— Минск не рассчитывает, Минск и так видит, что Россия пока действует по такому принципу — «лишь бы не было войны» и «лишь бы не вторая Украина и базы НАТО под Смоленском». Для российского руководства, как и для провластного сообщества в России, тема Украины чрезвычайно эмоциональна, поэтому страх не допустить «вторую Украину» в Белоруссии и диктует очень многие шаги Москвы в отношениях с Минском.

— После репутационно проваленной президентской кампании Александр Лукашенко сумел остаться у власти при экономической и политической поддержке Москвы, — уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. — После такой помощи Москва ожидала от Лукашенко шагов по усилению реальной интеграции в рамках Союзного государства.

С одной стороны, мы видим, что такие шаги происходят, так как возобновилась активная работа над дорожными картами по углублению интеграции. Эта работа остановилась в конце 2019 года, так как Лукашенко начал торговаться и даже шантажировать российскую сторону. С другой стороны, мы видим, что белорусский президент всеми силами ищет возможность выйти из сложившейся ситуации, когда он стал очень сильно зависеть от Москвы. Из-за этого мы получаем конфликтую историю по посадке самолета Ryanair, а также заявления Минска о возможных транзитных санкциях против Берлина.

Заявления и действия белорусской стороны сейчас наполнены противоречиями. Заметно, что у Минска нет выстроенной стратегии во внешней политике, отсюда нервозность и суетливость, которых быть не должно. Глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявляет, что полеты белорусской авиакомпании в Крым могут принести убытки из-за возможных санкций. Но о них не думали, когда принимали решение сажать по сфальсифицированным предлогам самолет Ryanair в Минске. Заявление Макея выглядит в данной ситуации по меньшей мере лицемерным.

Признание Крыма российским сейчас является важнейшим показателем, насколько искренне готов Минск выстраивать максимально близкие отношения с Москвой. Если этого не произойдет в ближайшее время, то отношения между странами снова остынут и вернутся на момент начала 2020 года, когда Белоруссия закупала американскую сланцевую нефть, которую ей привозили через литовский порт.

Многовекторность Белоруссии при Лукашенко — когда публично заявляешь, что ты единый народ, выпрашивая у России внутренние цены на энергоносители и скидки с кредитами. А если тебе отказывают или предлагают оформить интеграцию на бумаге, то называешь это вмешательством во внутренние дела и закупаешь нефть у США.

Сейчас возможностей для многовекторности во внешней политике у Белоруссии остается совсем немного, так как режим Лукашенко на международной арене является не совсем легитимным, а отношения с Польшей и Литвой максимально конфронтационные за последние 30 лет.

Минск стремится переложить образовавшиеся убытки на Москву, продолжается кредитование — белорусская сторона хочет поскорее оправиться от сложного года, стабилизировав политическую и экономическую ситуацию в стране. После этого Минск будет готов снова заявлять о своей многовекторности. Москва будет ждать шагов от Минска еще течение одного года. Если их не произойдет, то в Белоруссии снова будет набухать политический кризис.

Москва допустит ошибку, если в течение этого года позволит Минску авантюрные шаги или отход от договоренностей. Нельзя ослаблять давления на Минск. Необходимо требовать не только подписания интеграционных карт и признания Крыма, но и усиления роли русского языка в стране, отказа от нациестроительства, основанного на противопоставлении Белоруссии и России.

Также российской стороне необходимо улучшать имидж страны в глазах белорусских граждан — для этого необходимо призывать режим Лукашенко к освобождению политических заключенных и к либерализации политической сферы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх