БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Дементьев
    Потенциал возрос, цены возросли, количество обанкротившихся граждан тоже возросло. Даже воровство и вывоз капиталов ...МИЛЛИОНЫ РУССКИХ ...
  • Серж Прологов
    Не нужно."Я – русский!": П...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А в чем порядок вообще есть в России???? Куда не плюнь, не глянь кругом разруха и нерешенные вопросы... Реформы все п...Мигрантская «весе...

Украина и Молдова: как из двух худых одного толстого лепят

Днестровская ГЭС

Сближение Киева и Кишинёва не приведёт к автоматическому решению проблемы Днестровской ГЭС. Об этом заявили бывший министр иностранных дел Молдавии Нику Попеску и старший аналитик Центра «Новая Европа» Леонид Литра.

После январской встречи президентов Украины и Молдавии Владимира Зеленского и Майи Санду в обеих странах проявились завышенные ожидания её результатов. Оптимистичные комментарии провластных украинских и молдавских экспертов затушёвывали факт институциональной слабости и экономической бедности двух стран, а два худых не равны одному толстому. Стартовые условия украинско-молдавского союзничества слишком неблагоприятны для того, чтобы это привело к появлению на карте Восточной Европы стабильных и богатых Украины и Молдавии.

Нерешёнными остаются проблемы неполитического характера, самой насущной из которых остаётся вопрос Днестровской ГЭС. Литра и Попеску заявляют, что победа Санду на президентских выборах разблокировала диалог между Киевом и Кишинёвом. На самом деле этот диалог никто не блокировал, кроме Киева. В бытность президентом Молдавии социалиста Дмитрия Додона, который отказывался плясать под румынскую дудуку и давить на Приднестровье силой, Киев отказывался от диалога с молдавской стороной.

Режим Санду – идеологический близнец режима Зеленского. Оба демонстрируют враждебность к Приднестровью и российской миротворческой миссии на Днестре, оба предпринимают действия по экономическому удушению Приднестровской Молдавской Республики. Недавнее новшество – запрет Украиной по просьбе молдавской стороны въезда автомашин с приднестровскими номерами. Для въезда на территорию Украины приднестровские водители обязаны получить специальную наклейку MD для номерного знака. Получение наклейки связано с существенными бюрократическими проволочками и вовсе не способствует росту симпатий к Украине у приднестровцев.

Днестровская ГЭС находится выше по течению от Молдавии. Для молдаван Днестр – единственный источник питьевой воды. Если Киев будет наращивать мощности Днестровской ГЭС, а он уже заявлял, что такие планы имеются, Молдавия может остаться без воды. Киев утверждает, что модернизация Днестровской ГЭС и увеличение её мощностей послужит укреплению энергетической безопасности Украины. Кишинёв этот аргумент не устраивает. Значит, проблему рано или поздно надо обсуждать. Прийти к согласию будет трудно, так как взгляды обеих сторон на неё прямо противоположны. Киеву нужна более мощная Днестровская ГЭС, Кишинёву такая ГЭС не нужна.

Попеску и Литра не знают точного рецепта для разрешения ситуации. Иначе они бы о нём рассказали. Вместо этого оба ударяются в геополитические мечтания о том, как Украина и Молдавия, взявшись за ручки, дружно побегут навстречу Европе. Из слов молдавских представителей можно заранее сделать вывод, что в диалоге с Киевом о Днестровской ГЭС Кишинёв будет упирать на экологию. «Экологи в обеих странах бьют тревогучто за последние десять лет состояние Днестра ухудшилосьИ это при томчто днестровский энергокомплекс действует не на полную мощность!» – говорят они. Таким образом, аргумент об экологической угрозе из-за модернизации Днестровской ГЭС будет ключевым для Молдавии.

Днестр должен объединять, а не разделять Украину и Молдавию, риторически заявляют Попеску и Литра. Но что объединяет Украину и Молдавию в реальности? Отношения этих стран никогда не были активными. Про политическую жизнь в соседней Молдавии украинцы знали меньше, чем про события в США или Германии. И молдаване тоже мало знали про соседей. На Украине сегодня числятся в героях боевики националистических организаций, вылупившихся из УНА-УНСО* или созданных по её образцу. УНА-УНСО воевала в Приднестровье против Молдавии, но сегодня Кишинёв делает вид, будто этого не было, хотя «Правый сектор»* и подобные ему структуры – это последыши УНА-УНСО.

Слушая политиков из лагеря сторонников Санду, следует помнить, что это просто говорящие головы и молчащие мозги. Их устами говорит Румыния, сами же они не имеют права на свободное выражение своих мыслей. Когда эти политики твердят про интересы Молдавии, они подразумевают интересы Румынии. Проблема Днестровской ГЭС, однако, остаётся больше молдавской проблемой. Для Румынии она является проблемой в том смысле, что Бухаресту придётся помогать Кишинёву расхлёбывать последствия действий Украины на Днестре, ведь Кишинёв однозначно побежит за деньгами к Бухаресту.

Предложения Молдавии о партнёрстве с Украиной в сфере безопасности – это уже глас из Бухареста. Молдавская сторона постоянно подчёркивает важность сотрудничества в военно-политической области, на что Киев отвечает согласием. Но это подмена экономических проектов проектами, направленными на провоцирование напряжённости у границ Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Когда нечего сказать про экономику, Кишинёв и Киев говорят про войну и политику.

Начиная с объявления независимости Украиной и Молдавией в 1991 году, у обеих стран была уйма времени для развития сотрудничества. Вместо этого их политический класс занимался самообогащением, пренебрегая более масштабными вопросами. Украина и Молдавия являются членами прозападных проектов «Восточное партнёрство» и ГУАМ, а ныне и рождающегося по указке Вашингтона военного блока с Грузией, но все они только средства давления на Россию и укрепления восточного фланга НАТО (опять-таки для давления на Россию). Ни экономики, ни культуры здесь нет. Неудивительно, что членство Киева и Кишинёва в этих проектах во многом номинально и не способствует реальному, а не надуманному сближению.

Проблему Днестровской ГЭС можно было гораздо быстрее решить в рамках более масштабного интеграционного образования, такого как ЕАЭС, где, согласно прогнозу развития энергетики мира и РФ до 2040 г., подготовленному Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации, предусмотрены потенциальные проекты модернизации энергетического сектора России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении (развитие малых ГЭС, ветровой и солнечной энергетики.

Этот опыт пригодился бы Украине и Молдавии, но они заняты евроинтеграцией и антироссийскими прожектами, им некогда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх