БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Самбур
    Монголы отказалис...
  • Yvan
    Бесполезно возмущаться. В каждой области деятельности человечества имеется своя терминология, и она, как правило, заи...Visa поступает, к...
  • Alex Немо
    А русские слова использовать слабо? Ну блин задолбали уже пакостители русского языка! Вы дебилы совсем не пон...Visa поступает, к...

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Парадный "Тигр" из Санкт-Петербурга. Источник: autoreview.ru

Рождение элитарной династии ЗИЛ


В первой части материала о парадных фаэтонах Красной площади мы остановились на открытых ЗИС-110Б, которые в первый раз появились на главных военных смотрах страны только после смерти Сталина. Автомобильная мода менялась, за этим внимательно следили в ЦК КПСС, и уже 1 мая 1961 года на сцену вышел новый открытый автомобиль – ЗИЛ-111В. Кстати, это детище Московского автозавода немного раньше приобрело всемирную известность — 14 апреля 1961 году открытый ЗИЛ стал парадным автомобилем вернувшегося из космоса Юрия Гагарина.

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

ЗИЛ-111В. Источник: en.wheelsage.org

ЗИЛ-111В, разработанный на базе лимузина с одноименным индексом, был для советского автопрома серьезным рывком, повторить который позднее никому не удавалось. Прежде всего это первый в стране «легковой» восьмицилиндровый мотор мощность в 200 л. с., обеспечивающий машине массой в 2,8 тонны недюжинную для своего класса и времени динамику. Двигатель также именовался ЗИЛ-111 и разрабатывался специально для правительственного лимузина. Конечно, немалую долю мощности мотора съедала двухступенчатая гидромеханическая КПП (копия с агрегата Chrysler), но, тем не менее, автомобиль был способен разогнаться до 170 км/ч.
Новый легковой флагман Советского Союза получил кондиционер собственной разработки (машина с индексом А), электростеклоподъемники, радиоприемник транзисторный, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, а также бескамерные шины.

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

ЗИЛ-111В. Источник: en.wheelsage.org

Стилистически открытый ЗИЛ очень напоминал ГАЗ-13 «Чайка», что неудивительно, так как внешний вид лимузина рисовал дизайнер Горьковского автозавода (тогда эта профессия называлась промышленный художник) Лев Михайлович Еремеев. Лаконичные кузова легендарных ЗИМ-12, ГАЗ-21, «Москвич-402» и, конечно, ГАЗ-13 «Чайка» вышли из-под кисти Еремеева. Почему зиловцы самостоятельно не нарисовали себе новый кузов? Пытались, но ЗИЛ-111 «Москва» оказался чрезмерно консервативным как во внешнему виду, так и по технической начинке – база была от ЗИС-110. В итоге приказали создавать новый автомобиль высшего класса, а дизайн перепоручили Горьковском автозаводу. История внешности 111-й машины идет из 1956 года, когда в НАМИ состоялся закрытый показ закупленной за рубежом техники. Искали аналог для будущей «Чайки» и нашли его в Packard Patrician. Еремеев творчески перекроил проект, получилось очень неплохо, и теперь ему предстояло масштабировать его на платформе ЗИЛ-111.

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

ЗИЛ-111В. Источник: en.wheelsage.org

Как известно, образцом для подражания отечественных автомобилей высшего класса стал именно американский автопром. Это не было исключительной прерогативой лимузинов – по заокеанским мотивам проектировали грузовую технику, к примеру, ЗИЛ-157. А вот для машин массового сектора выбрали менее габаритные европейскии аналоги (Opel, позже Fiat), которые позволяли серьезно экономить производственные ресурсы. Всем известна немного парадоксальная история с вынужденным выпуском открытой модификации ГАЗ-М20 «Победа», которую сделали дешевле базового цельнометаллического автомобиля. Это один из редчайших случаев в мировом автопроме, когда машина с мягким верхом была доступнее менее престижной закрытой версии. Все было очень просто – высококачественного стального проката не хватало, и пришлось организовывать выпуск кабриолета по сниженной цене. Однако эти машины из-за особенностей климата в стране массовыми не стали, а немалая их часть была переделана владельцами в закрытые версии.

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Неудачный вариант развития ЗИС-110. Источник: ru.cars.photo.ru

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Лев Еремеев, автор дизайна ЗИЛ-111В. Источник: yandex.ru

И кабриолет ЗИЛ-111В, появившийся в 1960 году, не стал массовой машиной, а превратился в уникальный мелкосерийный экспонат. Версия в сером парадном исполнении была построена в 7 экземплярах, а позже эту серию дополнили пятью машинами, предназначенными для представительских функций. Наученные непростым опытом работы с фаэтоном ЗИС-110Б, заводчане ЗИЛа серьезно отнеслись к усилению рамы машины, в результате чего даже уменьшился дорожный просвет с 180 до 170 мм. Определенную помощь инженерам принесла перегородка посреди салона, позволяющая, во-первых, укрепить силовую структуру, а, во-вторых, повесить на неё задние двери. Боковые стекла были оснащены электроприводом и направляющими-уплотнителями, создающими необходимый каркас мягкому верху в закрытом положении.

Маленьким инженерным шедевром можно считать механизм складывания мягкого верха, оснащенный электрогидроприводом и дистанционным управлением с места водителя. Заводчанам приходилось индивидуально настраивать работу сложного агрегата на каждом кабриолете. Для опускания/складывания верха было достаточно 7 секунд, и это был настоящий технический балет.

Статус парадного ЗИЛа был гораздо выше предшественников. Никита Хрущев не выдавал машины даже лидерам стран варшавского блока. Исключение было сделано лишь для парадного расчета польской столицы – в начале 60-х ему достались две машины. Интересно, что по штату кремлевского гарнизона требовалось три машины – две основных и одна подменная (которая, кстати, ни разу не потребовалась в работе). Как поляки обходились всего двумя, неизвестно. Надо отдельно упомянуть, что именно с модели ЗИЛ-111 все представительские машины Московского автозавода стали поистине элитарными средствами передвижения. Теперь в функционал лимузинов и кабриолетов входили только обслуживание высшего руководства, встреча личностей государственного масштаба и работа в парадных расчетах. Более демократичный «сталинский» ЗИС-110 выпускался, во-первых, в больших масштабах (2089 машин), а, во-вторых, имел модификации для такси и скорой помощи.

Эволюция по-советски


О том, как начинался парад с участием серо-стальных маршальских ЗИЛов, лучше всего расскажет профильное советское издание «За рулем»:

«Куранты на Спасской башне Кремля пробили десять. Из её ворот выезжает автомобиль, в котором находится министр обороны СССР, и, чуть покачиваясь на брусчатке, движется к центру Красной площади. Навстречу ему – такой же автомобиль командующего парадом. Вот они съехались в центре площади, напротив мавзолея Ленина. Командующий рапортует министру, и начинается объезд войск. Этим церемониальным парадом каждый год 7 ноября открывается военный парад на Красной площади, и два серо-стальных ЗИЛа – неотъемлемая часть торжественного ритуала».

Собственно, по такому же принципу принимали и парады 9 мая, менялись только автомобили и расцветка.

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

ЗИЛ-111Д, которого не было на Красной площади. Источник: en.wheelsage.org

Одним из результатов творческого переосмысления американской автомобильной моды стало стремительное устаревание внешности ЗИЛ-111, что особенно бросалось в глаза в зарубежных поездках Никиты Хрущева. Автопром США мог себе позволить в битве за кошельки американцев менять стилистику машин с частотой раз в два-три года, порой кардинально меняя обводы кузова. Кроме этого, главный оппонент советского лидера Джон Кеннеди пересел на роскошный Lincoln Continental X-100, превосходящий ЗИЛ-111 по всем статьям. Именно по этой причине в 1961 году Хрущев фактически заставляет ЗИЛ приступить к разработке новой машины, получившей имя ЗИЛ-111Г. Здесь уже ушли от аналогий с Packard и за основу взяли стилистику упоминаемого Lincoln, а также Cadillac Fleetwood Limousine Series 75 1962 года и Chrysler Crown Imperial 1960 года. Фактически советская новинка была лишь продуктом фэйслифтинга, или «подтяжки лица» — внутренняя начинка не изменилась. По такому же рецепту переделали кабриолет, получивший имя ЗИЛ-111Д и выпущенный всего в восьми экземплярах (по другой версии, было 12 машин), из которых ни один не появился на Красной площади. В некоторых источниках ошибочно отмечается, что новый кабриолет стал штатным на парадах с 7 ноября 1967 года. Однако архивное видео подтверждает, что принимали торжество все-таки на ЗИЛ-111В. Как минимум два "хрущовских" ЗИЛ-111Д были подарены высоким государственным деятелям – Фиделю Кастро и Эрику Хонеккеру. А в Северной Корее машину использовали по прямому парадному назначению.



Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

Хроники парадных кабриолетов. «Американцы» на Красной площади

ЗИЛ-111Д с закрытым верхом. Источник: en.wheelsage.org

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх