БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 469 подписчиков

Свежие комментарии

  • Борис Зеленов
    Яркий пример: закон о "детях войны" думцы проваливали 8 раз, а вот о себе "любимых", ущемляющих их интересы, поправки...Делягин открыто з...
  • Борис Зеленов
    И что? Они живут по Крылову: "Васька слушает, да ест..."Делягин открыто з...
  • Валерий Чилап
    Завтра узнаем ... Последний, на мой взгляд, шанс для него ...Выборы ближе, чис...

Отец русской авиации, не любивший летать: Н. Е. Жуковский – имперский основоположник аэродинамики

Отец русской авиации, не любивший летать: Н. Е. Жуковский – имперский основоположник аэродинамики Фото: Mary Evans Picture Library, Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

Сто лет назад, 16 марта 1921 года, умер Николай Егорович Жуковский (1847–1921), великий русский учёный, сыгравший огромную роль в развитии русского авиастроения.

Николай Егорович родился 5 (17) января 1847 года в семье военного инженера. Окончил Императорский Московский университет. Интересно его отношение к учёбе в университете:

Ужасно опечалило меня последнее письмо ваше, в котором вы пишете, что не будете в силах меня отдать в Петербург в Инженерный корпус, потому что идти в университет, да ещё на математический факультет я не вижу никакой дороги. Университет ужасно меня пугает. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно; кандидатов на имя великого так много

(Из письма Н. Е. Жуковского матери).

Несмотря на всю скромность, стать великим человеком у Н. Е. Жуковского всё же получилось.

Его значение для русского авиастроения трудно переоценить. Он создал первую в России аэродинамическую трубу, первый в Европе Аэродинамический институт. Был одним из основателей "Кратких теоретических курсов авиации" (1913), из которых со временем выросли Военно-воздушная академия и Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Как учёный Н. Е. Жуковский сформулировал важнейшие теоретические разработки, связанные с количественной величиной подъёмной силы крыла самолёта, разработал основные профили крыльев и лопастей винта самолёта, создал вихревую теорию воздушного винта, заложил основу методов определения подъёмной силы крыла аэроплана и многое другое.

Свои идеи он изложил в теоретических работах: "О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси" (1906), создал курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания" (1910–1912), "Бомбометание с аэропланов" (1916), "Динамика аэропланов в элементарном изложении" (1916), "Исследование устойчивости конструкции аэропланов" (1918).

При всей своей любви к авиации Николай Егорович сам только один раз поднимался в воздух, и то на воздушном шаре. Этот эксперимент ему не понравился, ему стало плохо, и более он никогда не летал.

В Императорском Высшем техническом училище, где он преподавал, Николай Егорович создал Воздухоплавательный кружок, в который входили многие будущие звёзды русского авиаконструирования: Александр Александрович Архангельский (1892–1978), сын статского советника, правая рука Туполева; Владимир Петрович Ветчинкин (1888–1950), из офицерской семьи, учёный-механик, работавший в области ракетной техники и теоретической космонавтики; Григорий Харлампиевич Сабинин (1884–1968), участник Первой мировой войны, учёный в области аэромеханики; Борис Сергеевич Стечкин (1891–1969), из дворян, конструктор в области авиационных двигателей. Первый свой двигатель АМБС-1 он создал для "Царь-танка" (1915). Также знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1888–1972); Борис Николаевич Юрьев (1889–1957), из офицерской семьи, учёный-авиаконструктор, основоположник русского вертолётостроения, ещё до революции построивший геликоптер, и многие другие учёные и конструкторы.

По сути, Николай Егорович Жуковский не только стал великим теоретиком, "отцом русской авиации", но и воспитал огромную научную плеяду, целую русскую школу авиастроения.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх