«Урал-4320»: пушки и броня

«Урал-4320»: пушки и броня
Около года назад подобные "сирийские" "Уралы" демонстрировались в Екатеринбурге. Источник: tiberius66.livejournal.com

Преимущества «Урала»


Наверное, на второй ступеньке по смертоносности после систем залпового огня «Град», «Дамба» и «Прима» занимают «Уралы» с установленными в кузове автоматическими пушками ЗУ-23-2. Впервые о необходимости их появления заговорили в Афганистане, а настоящий расцвет их ждал в ходе конфликта в Чеченской республике. При этом именно капотный «Урал» подходил для этой лучше, нежели любая другая техника.
Во-первых, компоновка с кабиной водителя позади переднего моста, в отличие от «камазовской», давала немалое преимущество при подрыве под передним колесом. Во-вторых, масса «Урала» позволяла без проблемы выдерживать отдачу от продолжительных залпов спаренной 23-миллиметровой артиллерийской установки под любыми углами к продольной оси машины. ЗИЛ-131 также переоборудовался в самодельные гантраки, но ввиду меньших размеров и массы уступал «Уралу» в универсальности использования.


«Урал» с ЗУ-23-2, май 2000 г., Ханкала. Источник: otvaga2004.ru

Обычно ЗУ-23-2 снимали с колесного хода и крепили в кузов грузовика силами войсковых ремонтных частей. Такая модификация «Урала» не была штатной в армии России. Тем не менее, из-за нехватки танков и других бронемашин для сопровождения колонн для охраны военных комендатур выделяли именно такие импровизированные самоходные артиллерийские установки. Локальные бои на коммуникациях стали настоящей проблемой для регулярных воинских формирований во всем мире, и Россия здесь не является исключением. В чеченских войнах до 40-60% личного состава и военной техники были задействованы именно в борьбе с боевиками на маршрутах движения многочисленных колонн. Обычно техника охранения (танки, БТР и БМП) двигалась в колонне через каждые 5-10 машин, с учетом высокого трафика, такой специализированной техники не хватало. Поэтому и отравляли в качестве поддержки «Уралы» с зенитными установками в грузовой кабине — нередко они были единственными вооруженными машинами в колоннах по 5-10 транспортов.









Грозные "Уралы" из Ханкалы. Источник: otvaga2004.ru

Гантраки, кстати, наносили своим ураганным огнем не только весомый урон врагу, но и выступали в роли психологического оружия. Обычно пары-тройки залпов ЗУ-23-2 в сторону врага было вполне достаточно, чтобы бандгруппа покидала свои позиции. Преимуществом таких мобильных артустановок была сравнительно низкая стоимость и высокая огневая мощь, превышающая подобную у БТР и БМП. При этом, несмотря на отсутствие серьезного бронирования, статистика по потерям говорила о высокой эффективности подобных машин. Во многом это было следствием того, что зенитные пушки могли работать по целям на достаточно серьёзном удалении от врага и прицельный ответный огонь стрелковым оружием вести было затруднительно. При этом, если противник приближался на расстояние ведения прицельного огня из автомата или винтовки, он в большинстве случаев уничтожался расчетом ЗУ-23-2. (Неслучайно в самое ближайшее время в Российской армии появятся заводские гантраки на базе «Уралов» и КамАЗов – решение о принятии на вооружение подобное техники было принято на основе сирийского боевого опыта.) Здесь же открылся отличный «антиматериальный» эффект 23-мм пушки, позволяющий лавиной снарядов уничтожать различные шахидмобили, джипы-гантраки и другую импровизированную технику террористов.








Гантраки ЦВО с женским экипажем. Источник: andrei-bt.livejournal.com


Этот гантрак служит в Белоруссии. Источник: gruzovikpress.ru


А этот вскорости встанет в строй в Российской армии. Источник: flickr.com

Основным требованием к конструкции «Уралов»-гантраков еще со времен Афганистана был монтаж спаренной пушки таким образом, чтобы угол обстрела в задней полусфере был не менее 180 градусов. В передней части кузова, примерно на треть его длины находился открытый сзади фургон с брезентом. В нем хранили инструмент, запасные части, вещмешки, боезапас и матрасы для отдыха личного состава. Экипаж обычно состоял из командира, водителя и двух-трех номеров расчета. Безусловно, такая открытая всем ветрам мобильная артустановка требовала хотя бы локального бронирования. Для этого в передней части кузов защищали толстыми стальными листами или, если была такая возможность, люками или фрагментами брони разбитой техники. Также в ход шли бронежилеты, навешиваемые на спинки сидений и перед стрелком. Борта кузова также старались усилить стальными листами, толстыми досками, мешками с песком, а порой даже обрезками рельсов.

«Урал» меняет мотор


После описания артиллерийских установок на базе бортовых «Урал» стоит вернуться в начало 90-х годов, когда в Набережных Челнах сгорел моторный завод и в Миассе из-за нехватки силовых агрегатов встал конвейер. Как уже говорилось в предыдущих частях цикла, инженеры УралАЗа решились на установку под капот грузовика дизеля ЯМЗ-236М2. Этот мотор был V-образный 6-цилиндровый и на 30 л. с. был слабее предшественника от КамАЗа. При этом воздушный фильтр из-за габаритов мотора в подкапотное пространство «Урала» не вмещался и его пришлось вынести наружу на правое крыло – это было характерное отличие новых машин с индексом 4320-10. Энерговооруженность таких машин, естественно, снизилась, и в качестве альтернативы грузовики стали оснащать 8-цилиндровыми 15-литровыми дизелями ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л. с. Мотор был крупнее «КамАЗ-740», под его габариты пришлось удлинять нос «Урала», что несколько изменило первоначальный гармоничный облик машины. С этого момента все машины семейства 4320 обзавелись характерным удлиненным капотом мотора, за что вполне заслуженно носили прозвище «Крокодилы».




Характерный удлиненный нос "Урал" получил в начале 90-х годов. Источник: drive2.ru












Несколько фотозарисовок из современного УралАЗа от Дениса Шумина. Источники: drive2.ru

Шестицилиндровый мотор ЯМЗ отлично подошел новой облегченной модификации «Урал-43206», у которой купировали одну заднюю ось. Этот грузовик, начавший жизнь на конвейере в 1996 году, предназначался для пограничных войск и должен были заменить устаревающий ГАЗ-66. Двухосный «Урал» — это динамичная машина (скорость до 85 км/ч), отличающаяся относительно высокой экономичностью и обходящаяся военному бюджету в меньшие деньги. Однако удаление оси позволило размещать в кузове не более 4,2 тонны, чего, впрочем, пограничникам вполне хватало.

«Урал» одевается в броню


«Урал», как один самых воюющих грузовиков Советской Армии, первым примерил на себя бронирование. Случилось это в ходе боевых действий в Афганистане и включало в себя защиту жизненно важных компонентов машины: кабины, кузова, моторного отделения и топливных баков. Первое время к этому подключали местные ремонтные подразделения, но позже броню монтировали уже в самом Миассе, в 21 НИИ и ряде других близлежащих военных заводов.


Бронированный "Урал". 2002 год, Чеченская республика. Источник: otvaga2004.mybb.ru




Еще пара одетых в броню "Уралов". Источник: otvaga2004.ru


Яркий пример устойчивости "Уралов" к подрывам. Экипаж жив. Источник: otvaga2004.ru

Логика бронирования «Уралов», разработанная в Афганистане, не претерпела особых изменений в ходе первой чеченской войны – всё так же локально бронировали отдельные элементы машины. Но уже с августа 1999 года, с началом второй кампании, ситуация изменилась. Теперь «Уралы» внутренних войск и Министерства обороны защищали по-новому. Типовым стало полное бронирование капота и кабины с установкой небольших пуленепробиваемых стеклоблоков взамен стандартного ветрового стекла. В кузов устанавливался открытый сверху бронекороб с бойницами от БТР-60ПБ, защищенный нередко по третьему-четвертому классу бронирования. Вход-выход из такого бронемодуля осуществлялся через кормовые распашные двери, а открытая крыша позволяла вести огонь поверх бортов. Примечательно, что МВД Российской Федерации гораздо более серьезно относилось к бронированию «Уралов», чем в армии.






Источник: издание "Военные машины"

Во-первых, кабину полностью бронировали и нередко оснащали командирским люком в крыше. При этом бронесталь была толще (до пятого уровня бронирования), чем в армейских машинах. Чем это могло объясняться? Внутренние войска не могли похвастаться наличием тяжелой бронетехники, да и с легкой нередко были проблемы. А воевать порой приходилось наравне с армейскими подразделениями с хорошо обученным и оснащенным противником. Именно поэтому во внутренних войсках гораздо внимательнее относились к бронированию колесной техники. Конечно, это в итоге негативно сказывалось на ресурсе перетяжеленных «Уралов», однако эффективность подобных решений была неоднократно доказана в боевых условиях. Не всегда в процессе бронирования «Уралов» учитывали и тепловой баланс моторов, которые, запертые в толстом бронекоробе, часто перегревались и преждевременно выходили из строя. Кроме более толстой брони, защищенные модули в кузовах «Уралов» внутренних войск оснащались бронированными стеклопакетами.






Образец современного бронированного исполнения "Урала". Название машины повергает в ступор — Урал-4320-0010-31 ДКЗ. Фото: Виталий Кузьмин. www.vitalykuzmin.net

















"Федерал-93". Фото: Виталий Кузьмин. www.vitalykuzmin.net







"Урал Федерал-42590". Фото: Виталий Кузьмин. www.vitalykuzmin.net

В армейских же модификациях защищенных «Уралов» приоритет мог отдаваться не толстой броне, а сохранению грузоподъемности, так как «Уралы» были задействованы в перевозке боеприпасов и другого военного имущества. В общем, во время второй чеченской кампании из «Уралов» сделали настоящие бронетранспортеры, обходящиеся гораздо дешевле традиционных, а также обладающие неоспоримыми преимуществами: возможностью достаточно комфортно перевозить личный состав, высокой мобильностью, универсальностью и грузоподъемностью. Квинтэссенцией относительно недорого подобного бронеавтомобиля стали современные «Урал Федерал-42590» и «Федерал 93». На другом полюсе по стоимости находится взрывозащищенный «Тайфун-У». В современной российской армии приходит понимание необходимости бронирования большинства колесной техники, и семейство "Урал" здесь на первых ролях.

Продолжение следует…
Источник ➝

Счастливо оставаться с вашим коронавирусом: Чиновники и главврачи отправились на отдых

Счастливо оставаться с вашим коронавирусом: Чиновники и главврачи отправились на отдых

Фото: Josef Beck / Globallookpress

Пока жители России не выходят из дома без лишней необходимости, дабы предотвратить распространение коронавируса, владельцы малого бизнеса банкротятся, а врачи в поте лица лечат всё прибывающих пациентов, российские чиновники преспокойно отдыхают за границей. А некоторые ещё и получают при этом премии – удалённо. Как, например, мэр Тамбова Наталия Макаревич, улетевшая в разгар пандемии во Вьетнам.

В соцсетях широко обсуждают и призывают к ответу мэра Тамбова Наталию Макаревич, которая 16 марта улетела вместе с дочерью отдыхать во Вьетнам и теперь не может оттуда выехать из-за закрытия границ.

Позже в Facebook она объяснила свой поступок так:

Хочу пояснить, что вылетела во Вьетнам 16 марта, когда ещё не было никаких ограничений, а через неделю всё резко изменилось… Эта поездка была важной для меня и моей дочери. К сожалению, из-за занятости нам крайне редко удается обычное человеческое общение".

Однако в Сети сочувствием после этого не прониклись. Почему нельзя было пообщаться с дочерью в родном Тамбове, когда ситуация с коронавирусом так нестабильна, а число заражённых во многих странах растёт в геометрической прогрессии? Ведь ещё 11 марта ВОЗ объявила о пандемии, и к 16 марта было очевидно, что коронавирус – не рядовая страшилка, а серьёзная угроза населению планеты. 16 марта в Италии уже умирали сотни людей, Европа сидела на карантине. Да и в России на тот момент успели обнаружить десятки заражённых COVID-19. Наши граждане уже повалили в магазины за гречкой и туалетной бумагой, а аптеки испытывали дефицит масок. И в этих условиях глава города, достаточно близкого к очагу инфекции – Москве, – преспокойно улетает отдыхать.

"В Тамбове уже больше двух недель в аптеках нет масок. Вы собирались из Вьетнама эту проблему решать?" – написала в комментарии к посту мэра Элеонора Россолова.

"Видимо, Вы хорошая мама для своей дочери, но в Тамбове остались другие мамы со своими детьми, которых Вы бросили в такой тревожный момент. Печально, что блондинки с нарисованными лицами стали управлять не только "лексусами", но и городами", – прокомментировал Василий Александров.

"В разгар пандемии, которая была объявлена ВОЗ уже 11 марта, бросить свой город и уехать отдыхать – это предательство и халатность, которая может обернуться сотнями трупов. У нас в городе невозможно найти марлевые повязки и антисептики. Больницы в плачевном состоянии, а на больших предприятиях даже не меряют температуру, не говоря уже о дезинфекции улиц. Позор", – пишет Павел Дутов.

"Оставайтесь там спокойно. Не торопитесь. Отдыхайте. Тут такие мэры не нужны", – написал Ремирг Фил.

скринФото: Наталия Макаревич / facebook.com

Нашлось в комментариях под постом Наталии Макаревич и несколько людей, заступившихся за нее – мол, мэр тоже человек, а потому пусть ездит, куда и когда захочет. Однако большинство этих защитников, судя по их страницам в Facebook, сами работают в городской администрации.

Самоизоляция во Вьетнаме – дело затратное. Надо премировать

Но мало того что Макаревич уехала во Вьетнам в разгар пандемии – верные депутаты ещё и выписали ей солидную премию. Об этом "РИА Новости" рассказал депутат заксобрания от партии КПРФ Артём Александров. По его словам, за присуждение премии мэру проголосовали 24 депутата, двое – против.

Премия составила два месячных оклада. По словам Александрова, оклад главы Тамбова – около 200 тысяч рублей, однако другой депутат, единоросс Алексей Власкин, опроверг эту информацию в своём Facebook и указал, что оклад Наталии Макаревич – всего 97 тысяч. Так или иначе, премию Наталии Макаревич всё равно присудили – 200 тысяч или 400, доподлинно не известно. Но обе эти суммы довольно велики, а для рядового жителя Тамбова, пожалуй, вообще недостижимы.

скринФото: Алексей Власкин/ facebook.com

Особенно в условиях назревающего кризиса и увольнений из-за закрытия предприятий малого и среднего бизнеса. По словам Артёма Александрова, бюджет Тамбова уже испытывает трудности, и долг города составляет почти 3 млрд рублей. К чему в таких условиях премировать "застрявшего" в отпуске мэра?

В Сети на новость о премии для Наталии Макаревич отреагировали остро. Так, на "Пикабу" несколько тысяч лайков собрал пост с призывом собрать подписи за увольнение мэра Тамбова.

"Выплаты премий (за бог знает что) в тот же особый период из дефицитного бюджета города, в преддверии мероприятий карантина, эпидемии и явной потребности в дополнительных расходах на медицину и городское хозяйство... это не только за гранью совести и чести, но, думаю, и входит в рамки УК РФ и является преступлением. Где и как оформить петицию и собрать подписи за увольнение такого мэра и отзыв таких депутатов?" – говорится в нём.

Под постом тоже масса критических комментариев: "Пир во время чумы", "Тамбов – личная кормушка для оборзевших депутатов", "Когда уже всё это кончится" и так далее. 

Однако Наталия Макаревич – не единственная из региональных чиновников, кто решил, что отпуск за границей – лучшее, что можно сделать для любимого народа в период пандемии. В середине марта градоначальники и чиновники поменьше буквально повалили в другие страны, пользуясь тем, что границы на тот момент официально еще не закрыли. Их совершенно не смутили, видимо, тревожные новости из-за рубежа, тысячи заражённых и сотни смертей.

Так, главе городка Кунгур в Пермском крае Сергею Гордееву тоже захотелось отдохнуть – и он улетел в ОАЭ. В администрации города отметили, что Гордеев свой отпуск согласовал ещё в начале февраля, однако 15 марта, за день до отлёта мэра, в Пермском крае был введён режим повышенной готовности. Что сделал мэр? Правильно, предпочёл не отменять поездку даже в таких условиях. Не ломать же планы! За это он и поплатился местом: в прошлый четверг депутаты поддержали его отставку. При этом сам Гордеев свою вину не признал. "Режим повышенной готовности в регионе не запрещает чиновникам выезжать за пределы России", – сухо сказал он журналистам.

В Нижневартовске отдохнуть во время коронавируса решил директор департамента образования Эдмонд Игошин. 18 марта он с семьей вылетел в Таиланд, но был вынужден досрочно прервать отпуск и спецрейсом вернуться в Нижневартовск. Среди пассажиров Игошина заметили журналисты, информация разлетелась по соцсетям. Оттуда и узнала о случившемся губернатор Ханты-Мансийского автономного округа. Она подняла вопрос об увольнении чиновника, и после проведения проверки Эдмонд Игошин оставил должность.

Но гораздо страшнее, когда страну во время пандемии покидают медики, находящиеся на руководящих должностях. Когда они больше всего нужны, чтобы оперативно реагировать на изменения ситуации с коронавирусом, когда от их усилий зависит будущее всей страны. Но и таких инцидентов уже было несколько. Так, 15 марта замглавы смоленского Минздрава Кристина Рябкова преспокойно улетела загорать на жарких пляжах Египта, где на тот момент фиксировали 109 случаев заражения COVID-19 и несколько смертей от него.

РябковаЗамглавы смоленского Минздрава Кристина Рябкова. Фото: #лучшедома / vk.com

Кристина без всякого зазрения совести выкладывала фотографии из путешествия в соцсетях, делясь впечатлениями. Губернатор Смоленской области отреагировал оперативно и призвал чиновницу самостоятельно принять решение о своём увольнении.

Рябковой необходимо было подумать об этической составляющей данного вопроса. Как первый заместитель начальника департамента Смоленской области по здравоохранению, Кристина Александровна вместо отдыха за границей должна была прервать свой отпуск в интересах сохранения жизни и здоровья смолян и вместе со своими коллегами ежедневно, 24 часа в сутки, выполнять свой служебный долг на территории региона",

– заявил он.

Самое интересное, что Кристина Рябкова до назначения на пост замглавы регионального Минздрава была главным внештатным эпидемиологом департамента по здравоохранению Смоленской области, то есть она как никто иной должна была осознавать опасность своего поступка. Муж Рябковой, с которым она поехала в Египет, тоже медик – главврач одной из клиник.

А в Калужской области главврач клинической больницы Владимир Кондюков в разгар пандемии улетел отдыхать в Таиланд, ничего никому не сказав и не согласовав свой отпуск. Теперь и ему грозит увольнение.

Возникает вопрос – правда, скорее риторический – что в головах этих чиновников и руководителей? Неужели ничему не учит их пример инфекциониста Ирины Санниковой, которая принесла в родной край коронавирус, съездив отдохнуть в Испанию? Напомним, женщина не стала самоизолироваться после поездки, а продолжала работать и вести лекции. В итоге она заразила четырёх человек и сама попала в больницу, а СК возбудил в отношении неё уголовное дело. И скорее всего вирус будет распространяться в регионе и дальше.

Но и помимо того, что есть реальный риск заразить людей после поездки за границу, есть ещё один момент, который упускают из виду уважаемые чиновники. Из-за закрытия границ те из них, кто уже уехал, ещё долго не попадут домой. А дома им придётся две недели просидеть на карантине. Кто будет всё это долгое время выполнять их обязанности? Особенно если речь идёт о чиновниках из медицины и главврачах. Из-за их невыхода на работу кто-то может лишиться здоровья и даже жизни.

Простые люди часто слышат из уст чиновников оскорбления вроде того, что "государство не просило вас рожать", терпят колоссальную разницу в доходах с ними. Теперь к этому добавилось ещё и то, что из-за личной прихоти они умножают на ноль все усилия по предотвращению распространения коронавируса. Что ж, может быть, у этого есть и плюс: большинство из таких "пофигистов", едущих за границу во время пандемии, всё-таки увольняют, а не премируют. Есть небольшая надежда, что их место займут более ответственные люди.

Атлантическое единство Европы сменилось новым феодализмом

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх