БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 335 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Карасев
    Сема, ты о каких фейках глаголишь?"Люди задохнулись...
  • LEG
    Да мы жадные , выжимаем чайные пакетики :-)Русский с китайце...
  • Garry
    В каких руинах , козуша??? Никак бредишь помаленьку?"Люди задохнулись...

Лучший в мире Як-130 и другие учебно-боевые самолеты

Лучший в мире Як-130 и другие учебно-боевые самолеты

Когда эксперты начинают говорить об учебно-боевых самолетах (УБС), зачастую их мнения оказываются диаметрально противоположными. К примеру, опубликованный в начале года рейтинг учебно-боевых самолетов по версии американского журнала Military Watch включил УБС Як-130 в пятерку лидеров, но там российский самолет занял лишь пятое место.

Восточноазиатское лидирование


И впереди россиянина не оказалось ни одного представителя ни из США, ни из Европы. Места в рейтинге с первого по четвертое заняли представители восточноазиатских государств. На первом месте оказался представитель Тайваня Brave Eagle, за ним следуют китайские JL-10 и JL-9, а замыкает четверку Т-50 Golden Eagle из Южной Кореи. Кстати, последний из всех перечисленных – самый скоростной. По своей максимальной скорости он превосходит и европейские самолеты, о которых будет сказано далее.

При том, что Як-130 многие специалисты в области военной авиации считают лучшим в мире учебно-боевых самолетов. Собственно, все четыре восточноазиатских самолета изначально должны были стать легкими истребителями, но потом из них решили создать УБС.

Россия же одна из немногих стран, которые могут себе позволить не ограничиваться производством одного или нескольких видов авиационной техники, а выпускать полностью всю линейку.
Поэтому Як-130 стазу начали делать для обучения летного состава.

Два названных китайских УБК имеют прямое и непосредственное отношение к российскому авиапрому. JL-9 создан на основе советского легкого истребителя МиГ-21У, а в работе над JL-10 прямое участие принимали сотрудники российского КБ Яковлева. Поэтому он и внешне очень похож на российский Як-130.

На чем китайцы учатся летать


Учебно-боевой самолет JL-10 был принят на вооружение китайской армии в 2013 году. В других странах он известен как L-15, а так как производителем является компания Hongdu, то полное наименование самолета Hongdu L-15.

Этот аппарат в большой степени является продуктом российско-украинского сотрудничества. Самолет делали с использованием технической документации Як-130, а двигатели АИ-222-25Ф к нему поставляло предприятие «Мотор-Сич» из Украины. Кстати, почти такие же двигатели установлены на Як-130, только там они идут без форсажной камеры.

Лучший в мире Як-130 и другие учебно-боевые самолеты

На первых L-15 стояли украинские двигатели ДВ-2, но с 2010 года их решили заменить на АИ-222-25Ф. Это значительно улучшило его ТТХ. Это позволило ему сравняться по маневренности с истребителями третьего поколения, и достичь по скороподъемности уровня F-16 (США) и Mirage 2000 (Франция).

Достойные конкуренты российского УБС


Справедливости ради замечу, что хорошие учебно-боевые самолеты выпускаются не только в России и странах Азии, но также в Европе и США.

Один из главных конкурентов Як-130 является итальянский самолет Aermacchi М-346. Максимальная скорость обоих самолетов примерно одинакова, и боевая нагрузка для обеих моделей составляет 3 тонны. И это не совпадение, ведь изначально в 90-х годах созданием Як-130 совместно занимались российские и итальянские специалисты. Сначала он должен был стать учебно-тренировочным, но вскоре Россия решила делать учебно-боевой самолет, а Италия вышла из проекта и создала собственный УТС. Впрочем, на его основе они также сделали свою модификацию УБС, получившую наименование Aermacchi M-346FA.

Лучший в мире Як-130 и другие учебно-боевые самолеты

Стоит также упомянуть Hawk T2, выпускаемый британской компанией BAE Sistems. Он немного легче и быстрее российского самолета.
Неплохо себя зарекомендовал и чешский дозвуковой Aero L-159 ALCA.

Лучший в мире Як-130 и другие учебно-боевые самолеты

Достойны внимания американские Boeing T-45 Goshawk и Т-38 Talon. Первый является представителем палубной авиации. Второй, на котором тренируются астронавты НАСА, относится к сверхзвуковым самолетам. Ему уже готовят замену, ведь сверхзвуковые реактивные УБК Т-38 Talon эксплуатируют с 50-х годов прошлого столетия.

Як-130 – лучший в мире УБК?


Хотя Як-130 не только учебный самолет, но также и легкий штурмовик, его основная функция – обучение летного состава. А с этой задачей он справляется на «отлично». Он подходит для тренировки пилотов истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной авиации. Его вполне можно назвать «универсальной партой».

Для боевого применения он обладает универсальностью, будучи способен выполнять функции штурмовика, бомбардировщика, разведчика, средства РЭБ.

Он, как это и должно быть, является промежуточным звеном между наземным тренажером и реальной боевой машиной, позволяя пилоту быстро получить практические навыки в реальной обстановке.

Еще один из показателей, по которым российский самолет превосходит большинство зарубежных аналогов, – это себестоимость часа полета. Она зависит от расхода топлива, стоимости расходных материалов, частоты проведения ремонтных работ. По этому показателю наш Як-130 – один из лидеров.

Если уж речь зашла о деньгах, то стоит отметить относительно низкую стоимость российской боевой машины. Она примерно составляет 15 миллионов долларов. Упомянутые ранее Hawk T2 из Великобритании, итальянский Aermacchi М-346 или Golden Eagle производства Южной Кореи обойдутся ориентировочно в два раза дороже.

Конечно, вся перечисленная техника имеет свои преимущества и недостатки, и Як-130 занимает среди нее достойное место. Он является отличным учебно-боевым самолетом, отлично приспособленным и для тренировок пилотов, и для выполнения боевых задач.

Многие даже назовут его лучшим в мире УБС.
Автор:
Сергей Кузмицкий
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, Alex Snow, Duch.seb, Chris Lofting, 3GO*CHN-405/mjordan_6
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх