БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 377 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Бобьяков
    Декларация против паники и массового ограничения прав http://www.glasnaroda.online/"Дистанционка – э...
  • Седова Ольга
    Бывают люди без мозгов ну а эта домохозяйка еще и с дыркой в башке.что оно такое, ноль без палочки.если оно еще ник..."Все сделки с Мос...
  • Владимр Семкин
    С нынешней властью управляющая со времен Хрущя нет смысла мечтать о сокращении чиновников, а капиталисту нынешняя схе...Преодолеть отчужд...

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

 
Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Очередное размышление, навеянное вопросами читателей. Что такое Ил-10 и насколько он вообще был нужен ВВС РККА, учитывая наличие Ил-2, «летающего танка» и так далее?

Тут надо сразу сказать, что новые самолеты в наших ВВС после 22.06.1941 были огромнейшей редкостью. Собственно, их всего-то было три. Ла-5, который был кардинально переделанным ЛаГГ-3, Ту-2, про который можно сказать, что был «с нуля» сконструированным, и Ил-10.

 
И вот вокруг последнего до сих пор ведутся довольно жаркие споры, что он есть: модернизация Ил-2 или новый самолет. Доводов за обе версии достаточно.

Давайте смотреть. Как всегда – в историю.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

А история сохранила нам кучу документов (например, приказ по НКАП № 414 от 12 июля 1943 года), которые свидетельствуют о том, что еще в 1943 году Ильюшину был заказан некий самолет Ил-1 с мотором АМ-42. И этот самолет должен был быть изготовлен заводом №18 к 15.09.1943. Но не вышло вследствие загруженности завода выпуском Ил-2.

Согласно постановлению ГКО № 4427 от 26 октября 1943 года, Ильюшин не позднее 15.10 1943 должен был представить на государственные испытания… ДВЕ машины. Одноместную и двухместную.

Почему так?

Потому, что на дворе был конец 1943 года. И советская авиация медленно, но уверенно, преодолевая героизм немецкий «асов» типа Хартмана, сбивавших сотни и тысячи самолетов, завоевывала преимущество в воздухе.


Что значит преимущество? Это значит, что девятку Ил-2, на которую навострилась восьмерка Ме.109, прикрывала не пара-четверка истребителей, а минимум 6-8. Отсюда хартманы перестали справляться с тотальной аннигиляцией советских ВВС, что прямым образом (неприятным) отражалось на наземных войсках.

Если у нас стало столько самолетов, что немцам стало сложно доставать наши ударные самолеты, соответственно, задумались над таким маневром: усилить бронезащиту летчика от огня с задней сферы и убрать стрелка.

Практика 1941-43 годов показала, что не так уж он и полезен, товарищ «задом наперед». Согласно отчетной статистике штурмовых авиаполков 8-й и 17-й воздушных армий в период 1943-45 годов, средний расход боекомплекта пулемета УБТ в одном боевом самолетовылете Ил-2 составил 22 патрона, что соответствует продолжительности стрельбы всего 1,32 сек.

Понятно, что это среднее число весьма приблизительно, то есть кто-то вообще мог не стрелять по противнику по причине его отсутствия в 1945 году, а кто-то в 1943 году из полета в полет высаживал весь боекомплект. Но в целом по больнице статистика такая.

Идем дальше. Есть еще одна цифра. Вероятность поражения стрелка огнем немецких истребителей была в 2—2,5 раза выше, чем вероятность того, что штурмовик будет сбит этим же огнем.



В то же время вероятность победы в поединке немецкого летчика и советского стрелка оценивалась как 4-4,5 в пользу немца.

То есть на один сбитый немецкими истребителями Ил-2 приходилось минимум 3-4 убитых или раненых стрелка. Обычно убитых. Калибры у немцев во второй половине войны были такие, что в этом сомневаться не приходится: 13-мм, 15-мм, 20-мм, 30-мм. А с бронезащитой стрелка были такие нюансы, которые ему просто не оставляли шансов.

Немудрено, что в условиях хорошего прикрытия истребителями летчики стали летать без стрелков. Были такие люди, как пример могу привести Героя Советского Союза летчика-космонавта Георгия Берегового, который отметился в таких полетах.

Вот почему в 1943 году к проекту одноместного штурмовика вернулись. В целом не зря, потому что как только ни называли должность стрелка на Ил-2, даже «приговором». Потери среди стрелков действительно были весьма большими.

Увы, но обстоятельства сложились так, что стало ясно: два самолета завод №18 не сможет осилить. Обязательства по постройке Ил-2 с завода никто не снимал, и каждый квалифицированный работник был на счету.

Перед Сергеем Ильюшиным встал непростой выбор. Явно приходилось отказываться от какого-то из двух самолетов. Сделать выбор, какой самолет оставить, мог только главный конструктор. На то он и главный. Ильюшин предпочел оставить двухместный самолет, о чем и написал в письме наркому авиации Шахурину.

Почему он поступил именно так, станет ясно чуть позже.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Машина же должна была иметь следующие характеристики:
— максимальную скорость у земли — 445 км/ч;
— на высоте 2000 м — 450 км/ч;
— наибольшую дальность полета при нормальном взлетном весе — 900 км;
— нормальную бомбовую нагрузку — 400 кг (в перегрузку — 600 кг);
— вооружение, состоящее из двух пушек ВЯ с боезапасом 300 снарядов, двух пулеметов ШКАС с боекомплектом в 1500 патронов и одного оборонительного 12,7-мм пулемета М. Е. Березина УБК с боезапасом 150 патронов.

Сейчас многие скажут: и чем этот самолет отличен от Ил-2? Кроме немного большей скорости и увеличенного боезапаса для ШКАСов?

Это были предварительные запросы. Конечно, АМ-42, который имел на 200 лошадиных сил больше, чем АМ-38, мог позволить другие усовершенствования.

Скажу еще несколько слов в сторону одноместного штурмовика.

В принципе, если уменьшить бронекапсулу, убрать пулемет, стрелка, боезапас, то получалось, что самолет мог потерять в весе от 600 до 800 кг. Это много. Если пересчитать в топливо, то дальность могла бы возрасти на 300 км, либо увеличить бомбовую нагрузку, доведя ее до 1000 кг.

Либо появлялась возможность усиления несущих конструкций и тем самым обеспечивалась возможность крутого пикирования. То есть по факту получался хорошо бронированный штурмовик-бомбардировщик, способный бомбить с пикирования. Это было бы весьма серьезным подспорьем для атакующих наземных частей.

Проект такого самолета существовал. Это был Ил-8, вариант №2. Впрочем, о разработке Ил-8 стоит поговорить особо, факт, что можно было создать такой самолет.

Но в 1943 году нового самолета не получилось. Попробуете угадать причину? Правильно, двигатель. Это вечная проблема, и АМ-42 исключением не стал. Самолет с реально работающим АМ-42 смогли представить на оценку только в феврале 1944 года.

И только в апреле машина начала летать. «Крестным отцом» Ил-10 стал В. К. Коккинаки, легенда нашей авиации. Он провел несколько десятков полетов по программе испытаний и успешно ее завершил.

При стандартном полетном весе 6300 кг (400 кг бомб, РС не подвешивались) максимальная скорость нового штурмовика составила у земли 512 км/ч и на высоте 2800 м — 555 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 1,6 мин, на высоту 3000 м — 4,9 мин. Дальность полета на высоте 2800 м на крейсерской скорости 385 км/ч равнялась 850 км.

Это было лучше, чем у Ил-2. И изрядно лучше.

Но стоит посмотреть не на цифры вообще, а на отличия в целом.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Итак, что донесли в своих отчетах летчики-испытатели Коккинаки, Долгов, Синельников, Субботин, Тиняков и Живописцев? А рапортовали они вот о чем:

— самолет прост в управлении и не будет требовать специального переучивания летчиков, освоивших Ил-2;
— устойчивость и управляемость хорошие;
— нагрузки от рулей нормальные по величине и направлению;
— нагрузки от рулей высоты несколько велики;
— на рулежке устойчивость самолета недостаточна.

Однако, несмотря на ухудшение взлетно-посадочных свойств, Ил-10 имеет явное преимущество в скорости. Его максимальная скорость больше:
— у земли на 123 км/ч;
— на границе высотности на 147 км/ч .

Время набора высоты 3000 м меньше на 3 минуты. Дальность горизонтального полета на высоте 5000 м возросла на 120 км.

Оружие осталось почти прежним, точнее, состав оружия. Те же две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС. Но изменился боекомплект. У каждой пушки Ил-2 боекомплект был 210 снарядов, у Ил-10 – 300. ШКАС Ил-2 имел 750 патронов, ШКАС на Ил-10 – 1500.

Уже отличие ощущается, не так ли?

Но главное изменение находилось в задней части кабины. По замыслам конструкторов, усиленное бронирование немецких истребителей, а также появление «Фокке-Вульфа 190» с дополнительной защитой в виде двухрядного двигателя воздушного охлаждения, требовало уважительного к себе отношения.

Уважать достижения немецких конструкторов решили с помощью установки ВУ-7 и 20-мм пушки. Устанавливались и ШВАК, и Ш-20, и УБ-20. С боекомплектом 150 снарядов.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

На некоторые машины, выпускавшиеся на заводе №18 ВУ-7 заменяли на установку ВУ-8 с пулеметом УБК.

Ил-10 с двигателем АМ-42 в июле-августе 44-го успешно прошел в ГК НИИ ВВС КА государственные испытания и решением Государственного комитета обороны № 6246сс от 23 августа 1944 г. был запущен в серийное производство сразу на двух авиазаводах, № 1 и № 18.

На госиспытаниях самолет показал просто превосходные характеристики. Достигалось это не только применением двигателя большей мощности. Была проведена огромная работа по улучшению обводов бронекорпуса, разработке более скоростных профилей крыла, тщательной обработке поверхностей и герметизации отсеков.

В итоге лобовое сопротивление Ил-10 по сравнению с Ил-2 уменьшилось почти в два раза.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Но даже не улучшенная аэродинамика, на мой взгляд, стала более полезной переделкой. В конструкции Ил-10 наконец-то была продумана и (самое главное) правильно реализована защита стрелка. Я не стану сравнивать с Ил-2, там как раз все было сделано по принципу «я его слепила из того, что было», защита вроде бы имела место быть, но стрелки гибли как мухи. На Ил-10 все сделали изначально. И опыт применения Ил-2, и гибель огромного количества стрелков сыграли свою роль.

От пуль и снарядов со стороны задней полусферы стрелка защищала бронеперегородка, образованная двумя рядом стоящими бронеплитами толщиной по 8 мм каждая с промежутком между ними. Эта защита успешно выдерживала попадания снарядов 20-мм пушек. Наших, ШВАК, которые были поэффективнее немецких.

Кстати, точно так же был защищен и пилот, его защищала бронестенка и подголовник были из двух броневых листов толщиной по 8 мм.

Была, конечно, вероятность для стрелка получения попадания в открытую часть, но это уже увы, ничего не поделать.

Идем дальше.

В передних стеклах фонаря пилота ставилась прозрачная броня толщиной 64 мм с металлической окантовкой. Прозрачная броня выполнялась двухслойной: сырое силикатное стекло наклеивалось на плексигласовую основу. Откидывающиеся боковые крышки фонаря кабины пилота выполнялись из металлической брони (толщиной 6 мм) и плексигласа. Сверху голова пилота прикрывалась установленной на фонаре 6-мм броней.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Раздельное открытие крышек фонаря позволяло летчику вылезти из кабины при полном капоте самолета. Сбоку фонаря имелись сдвижные форточки.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Были места, где броню уменьшили. Например, толщина боковых стенок кабины пилота и стрелка уменьшена до 4 и 5 мм, а нижняя часть и пол кабины стрелка до 6 мм. Также была уменьшена толщина брони капотов сверху (до 4 мм), а нижних боковых наоборот, увеличена с 6 до 8 мм.

Это уже по результатам анализа повреждений Ил-2. Как показал опыт его боевого применения, передняя верхняя часть самолета практически не поражалась в воздушных боях — для огня с земли она недосягаема, от огня истребителей со стороны хвоста самолета ее защищал стрелок, а спереди немецкие летчики вообще предпочитали не связываться с Ил-2, оценив поражающий фактор снарядов пушек ВЯ-23.

Авторов усовершенствования брони Ил-10 стоит упомянуть и лишний раз сказать им спасибо. Это специалисты НИИ-48, руководил которыми директор института профессор Завьялов.

Форма нового бронекорпуса Ил-10 позволила улучшить охлаждение мотора за счет новой компоновки водо- и маслорадиаторов систем охлаждения и смазки мотора, которые теперь полностью размещались в бронекорпусе за передним лонжероном центроплана под полом кабины пилота. Воздух подавался через туннели по бокам от мотора. Температуру можно было регулировать с помощью бронезаслонок (5-6 мм толщиной) из кабины пилота.

Снизу туннели прикрывались 6-мм броней, а с боков — 4-мм броневым корпусом. Со стороны заднего лонжерона туннели прикрывались броней толщиной 8 мм.

Благодаря такому компоновочному решению обводы бронекорпуса удалось сделать более плавными, чем у Ил-2, а более выгодная в аэродинамическом отношении схема продува радиаторов позволила уменьшить их размеры и сопротивление.

Общий вес брони серийного самолета Ил-10 (без крепления) равнялся 914 кг.

Была переделана система управления оружием. Пушки и пулеметы управлялись с помощью электрокнопки на ручке управления самолетом и двух выключателей на щитке в кабине пилота.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

При стрельбе надо было предварительно включить тумблер пулеметов или пушек, а затем вести стрельбу, нажимая боевую кнопку, помещенную на ручке управления. При включении обоих тумблеров огонь велся из всех стволов сразу. У пулеметов еще имелся отдельный спуск с помощью троса.

Перезарядка была пневматической, управлялась четырьмя кнопками на панели пилота.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Дублирую фото, но как раз здесь прекрасно видны четыре кнопки перезарядки и два тумблера выбора оружия слева от прицела.

На штурмовике предусматривалась (но не обязательно монтировалась) установка 4-х балок (по две на каждую консоль) для реактивных снарядов трех типов: РС-132, РОФС-132 и РС-82.

На наружные бомбодержатели кроме бомб изначально была запланирована подвеска выливных химических приборов УХАП-250. УХАП-250 к 1943 году совершенно не планировался к использованию как прибор для распыления отравляющих веществ, но прекрасно зарекомендовал себя как прибор для постановки дымовых завес.

В отличие от Ил-2, на Ил-10 сделали два бомбоотсека вместо четырех. В бомбоотсеки Ил-10 при нормальной бомбовой нагрузке помещалось:
— ПТАБ-2,5-1,5 – 144 шт./230 кг по весу;
— АО-2,5сч (сталистый чугун) – 136 шт./400 кг;
— АО-2,5-2 (бомба из 45-мм снаряда) – 182 шт./400 кг;
— АО-8М4 – 56 шт./400 кг;
— АО-10сч – 40 шт./392 кг;
— АЖ-2 (химическая ампула) – 166 шт./230 кг.

На замки, расположенные на центроплане, подвешивались бомбы от 100 до 250 кг.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Сбрасывание авиабомб, постановка дымзавес осуществлялось электрически, с помощью боевой кнопки, расположенной на ручке управления самолетом, электробомбосбрасывателя ЭСБР-ЗП, установленного на правом борту кабины пилота, и временного механизма штурмовика ВМШ-10, размещенного на правой стороне доски приборов.

На штурмовике имелась сигнализация подвешенных бомб на внешних замках ДЕР-21 и ДЗ-42, а также открытого положения створок бомболюков и выпадения мелких бомб. При этом сигнальные лампы, отвечающие за бомбы на ДЕР-21 и ДЗ-42 в рабочем положении (то есть когда подвешена бомба) горели и гасли по мере освобождения самолета от бомб. Сигнальные лампочки створок люков, наоборот, загорались только при открытых люках.

В хвостовой части фюзеляжа устанавливался держатель авиационных гранат ДАГ-10. В держателе помещалось 10 гранат АГ-2.

Единственное, что осталось на уровне начала века, – это прицельные приспособления. Прицеливание при бомбометании осуществлялось с помощью прицельных линий и штырей на капоте и перекрестий на переднем стекле фонаря.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

С октября 1944 г. первые серийные Ил-10 производства заводов №1 и №18 без предварительных контрольных испытаний в ГК НИИ ВВС КА начали передаваться военной приемке для перевооружения строевых частей. К 5 января 1945 г. в 1-ю запасную авиабригаду для перевооружения маршевых полков поступило 45 Ил-10.

Первым полком в ВВС, получившим на вооружение штурмовик Ил-10, стал 108-й гвардейский штурмовой авиационный орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк 3-й штурмовой авиадивизии (командир подполковник О. В. Топилин). Полк получал самолеты непосредственно на заводе №18 в Куйбышеве.

В процессе переучивания летного состава полка и отработки программы летных испытаний серийных машин был выявлен ряд серьезных конструктивных и производственных дефектов как собственно самолета, так и мотора АМ-42.

Зафиксированы случаи возгорания самолетов в воздухе и даже гибели летчика (капитана Иванова) в учебном полете.

Надо сказать, что ни на самолете Ил-10, проходившем испытания в ГК НИИ ВВС, ни на машинах, облетанных летчиком-испытателем 18-го завода К. К. Рыковым, пожары никогда не возникали.

Для расследования случившегося из Москвы прибыла государственная комиссия. В результате ее работы было принято решение о временном приостановлении серийного производства Ил-10. В декабре 1944 года производство возобновили. Недостатки были устранены.

Боевые действия 108-й гшап начал 16 апреля 1945 г. на Берлинском направлении. За 15 дней боев (с 16 по 30 апреля) летчики 108-го гшап совершили 450 боевых вылетов, в которых продолжилось изучение возможностей штурмовика.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

В выводах отчета по результатам войсковых испытаний самолета Ил-10 указывалось, что:

— Бомбовая нагрузка самолета по весу, назначению и калибру подвешиваемых авиабомб обеспечивает выполнение возлагаемых на самолет-штурмовик задач.

— Вооружение самолета Ил-10 по количеству боевых точек, калибру и боезапасу к ним отличия от вооружения Ил-2 не имеет.

— При действии по целям, прикрытым истребителями противника, самолет Ил-10 требует сопровождения в такой же степени, как и самолет Ил-2. Наличие большего диапазона скоростей и лучшей маневренности облегчает задачу истребителей сопровождения и позволяет Ил-10 вступать в активный воздушный бой с противником.

— Живучесть конструкции (бронирование экипажа и винтомоторной группы) лучше, чем на самолете Ил-2, и в целом является достаточной. Уязвимыми местами могут являться водо- и маслорадиаторы. В целом эффективность броневой защиты экипажа и ВМГ от малокалиберной зенитной артиллерии и истребительной авиации в период войсковых испытаний в достаточной степени не выявлены и требуют дополнительной проверки путем анализа повреждений на самолетах, находящихся в других действующих частях ВВС.

— Обзор из кабины летчика, вследствие отсутствия обзора назад и затенения переднего стекла в плохих метеоусловиях (дождь, снег), в сравнении с обзором на самолете Ил-2 — хуже.

Основным методом бомбометания в боевых условиях на самолете Ил-10 принят тот же, что и для Ил-2, с той лишь разницей, что:
— возросли углы планирования с 30 до 50 градусов;
— возросла скорость ввода в пикирование от 320 до 350 км/ч;
— скорость вывода из пикирования выросла до 500-600 км/ч;
— улучшилась маневренность самолета.

Кроме того, отмечалось, что по технике пилотирования самолет прост. Имея лучшую устойчивость, хорошую управляемость и более высокую маневренность, Ил-10 в сравнении с Ил-2 охотно прощает летному составу ошибки и не утомляет летчика при полете в болтанку.

Переучивание летного и инженерно-технического состава, работавших на Ил-2 с АМ-38ф, при переходе на Ил-10 с АМ-42 трудности не представляет. Летному составу достаточно 10-15 учебно-тренировочных полетов общим налетом 3-4 часа. Инженерно-технический состав легко может освоить и изучить матчасть самолета и мотора непосредственно в процессе эксплуатации.

Но были и негативные моменты. В качестве основных дефектов Ил-10 госкомиссия отметила следующие.

— Неудовлетворительная конструкция фонаря кабины (трудно открывается на земле, рулежка и полет в сложных метеоусловиях с открытым фонарем невозможны).

— Отсутствует обзор назад из кабины летчика (необходимо сделать в бронеспинке вставку из прозрачного бронестекла по типу самолета Ил-2).

— Усилия на ручку колес шасси при рулежке и посадке на мягком грунте и зимой в снег зарываются, деформируются и тормозят движение самолета.

— Тросы везде рвутся: и ограничительные тросы фонаря кабины и аварийного выпуска шасси, и системы управления, а также тросы стопора костыля.

— Прочность покрышек колес 800x260 мм, как и эффективность тормозов, недостаточна.

— При аварийных посадках ломается силовая рама крепления узлов шасси и разрушаются упоры хвостового колеса при посадке с убранным костылем, а также ломается рама No.14 фюзеляжа.

— Шасси самолета при давлении воздуха в системе 38 атм. на скоростях свыше 260 км/час не выпускаются.

— Недостаточная надежность мотора АМ-42 и малые сроки его службы.

— Отсутствие на самолетах в системе забора воздуха в мотор противопылевого фильтра.

В заключение отчета по войсковым испытаниям государственная комиссия сделала вывод, что Ил-10 АМ-42 войсковые испытания выдержал удовлетворительно и является вполне современным бронированным штурмовиком ВВС КА.

За время войсковых испытаний летчики 108-го ппап уничтожили и повредили 6 единиц бронетехники, 60 автомобилей, 100 повозок противника с грузами.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Так, 18 апреля 12 Ил-10 (ведущий комэск к-н Пялипец) в сопровождении 4 Ла-5 нанесли бомбоштурмовой удар по автомашинам и танкам противника в районе пункта Гросс-Оснинг, дорога Коттбус-Шпремберг.

В пяти заходах группа уничтожила и повредила до 14 автомашин, одно орудие и танк.

20 апреля семерка Ил-10 (ведущий — штурман полка м-р Жигарин) нанесла бомбоштурмовой удар по подходящим резервам противника на дорогах Гросскерис-Тройнитц, Эродорф-Топхин. Обнаружив большую колонну немецких танков и автомашин, прикрытых зенитной артиллерией, группа стремительной атакой подавила огонь зениток, а затем в 12 заходах подожгла 15 автомашин и один танк.

30 апреля полк понес первую потерю. При отходе от цели группы штурмовиков комэска Железнякова в Ил-10-й летчика Городецкого попал крупнокалиберный зенитный снаряд... Экипаж погиб.

Анализ боевых возможностей штурмовика Ил-10 показывает, что эффективность Ил-10 при действиях по немецким средним танкам, по сравнению с Ил-2, возросла значительно, даже несмотря на уменьшенную бомбовую загрузку противотанковыми авиабомбами и химическими ампулами. Однако пилотирование и прицеливание в этом случае требовали от летчиков повышенного внимания и были не под силу молодым летчикам. Но для опытного и подготовленного летчика-штурмовика Ил-10 был более эффективным оружием.

Однако если проанализировать качественный состав немецких танковых войск на завершающем этапе войны, то приходится констатировать: принятие на вооружение штурмовика Ил-10 все же не повысило в должной мере противотанковых свойств штурмовой авиации Красной Армии. Мощности 23-мм пушек для поражения средних танков Вермахта явно не хватало.

Конечную фазу войны с Германией можно назвать испытательным полигоном для Ил-10. Далее была война с Японией, в которой принял участие 26-й шап 12-й шад ВВС ТОФ. Это был единственный штурмовой авиаполк в составе группировки ВВС КА и ВМФ на Дальнем Востоке (9-я, 10-я и 12-я ВА, ВВС ТОФ), вооруженный Ил-10.

В основном самолеты наносили удары по кораблям и транспортам и работали по подавлению зенитных точек противника. Здесь выяснилось, что японские 25-мм зенитные автоматы представляют реальную опасность для штурмовиков.

9 июля 1945 года штурмовики полка наносили удары по кораблям в порту Расин. По донесениям экипажей самолетов, один транспорт был потоплен, один получил повреждения.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Японцы сбили 2 Ил-10 непосредственно во время атаки и два повредили так, что самолеты упали не долетев до аэродрома в море. Во время второго удара в этот же день был сбит еще один Ил-10.

Столь большие потери штурмовиков явились полной неожиданностью для советского командования.

Поверхностный анализ прошедших боев показывает, что, применяя стандартные способы ударов по наземным целям с углом пикирования 25-30 градусов, штурмовик Ил-10 фактически не имел явных преимуществ перед менее скоростным и менее маневренным Ил-2.

К сожалению, летчики-штурмовики в силу недостаточной подготовки не использовали всех возможностей нового штурмовика (выполнение ударов с пикирования под углами 45-50 градусов), что могло бы существенно снизить точность стрельбы японских зенитчиков, обеспечивая в то же время высокую точность бомбометания и стрельбы.

С августа 1945 г. на серийных Ил-10 стала устанавливаться подвижная установка ВУ-9 с пушкой Б-20Т-Э, успешно прошедшая государственные испытания в ГК НИИ ВВС.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Всего за 5 лет серийного производства три авиазавода (№1, №18 и №64) выпустили 4600 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных Ил-10У.

Вообще, эксплуатация самолета была очень сильно затруднена качеством мотора АМ-42. Отмечались многочисленные отказы, вызванные как неудовлетворительным обслуживанием в частях, так и браком при производстве на заводах. Но все время службы Ил-10 сопровождалось постоянными отказами и авариям самолетов.

Ил-10 состоял на вооружении не только в СССР, но и в соцстранах. В 1949 г. 40 Ил-10 получили польские ВВС (4-й, 5-й и 6-й штурмовые авиаполки). Кроме того, Ил-10 поступал на вооружение югославских и чешских ВВС.

С конца декабря 1951 г. в Чехословакии на авиазаводе "Авиа" в Соковице по чертежам воронежского авиазавода №64 был налажен серийный выпуск лицензионного варианта Ил-10 под обозначением В-33.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

На его основе чехи выпускали и учебно-тренировочный вариант СВ-33. В период 1953-54 гг. чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Серийное производство В-33 завершилось в 1955 г. после выпуска 1200 самолетов этого типа.
В отличие от советских Ил-10, чешские штурмовики вооружались 4 пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол).

Третьей и последней войной для Ил-120 стала война в Корее, где он применялся корейскими ВВС и как штурмовик был весьма эффективен.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Но большие потери от действий реактивных истребителей фактически обескровили штурмовые части Северной Кореи, и из 90 самолетов к концу войны осталось не больше 20.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина
Американский трофей в испытательном центре ВВС США

Так как можно назвать Ил-10: модернизацией Ил-2 или все-таки новым самолетом?

Если идти по аналогии с парой ЛаГГ-3/Ла-5, то все-таки Ил-10 был другой машиной. Можно употребить слова «глубокая модернизация», но не хочется. Полная переделка бронекорпуса, электрификация управления, другое крыло, улучшенная аэродинамика – все говорит о том, что это была весьма кропотливая работа с учетом всех выявленных недостатков Ил-2.

И самолет получился весьма хорош. Его испортил только откровенно капризный и ненадежный мотор АМ-42, но двигателестроение никогда не было нашей сильной чертой. Так что не стоит удивляться.

Как не стоит возмущаться тому, что Ил-10 так быстро сошел с дистанции. Виной тому оказался даже не АМ-42, а реактивные двигатели, завоевавшие небо.

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

А в целом это был штурмовик, к которому хотелось бы применить такой эпитет, как «грамотный». Действительно, самолет не был чем-то таким выдающимся, или как сегодня принято вещать, «не имеющим аналогов в мире». Это была грамотная работа людей, которые прекрасно понимали, что и для чего они делают.

ЛТХ Ил-10

Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Размах крыла, м: 13,40.
Длина, м: 11,12.
Высота, м: 4,18.
Площадь крыла, м2: 30,00.

Масса, кг:
— пустого самолета: 4 650;
— нормальная взлетная: 6 300.

Двигатель: 1 х Микулин АМ-42 х 1750 л.с.
Максимальная скорость, км/ч:
— у земли: 507;
— на высоте: 551.
Крейсерская скорость, км/ч: 436.

Практическая дальность, км: 800.
Скороподъемность, м/мин: 625.
Практический потолок, м: 7 250.

Экипаж, чел.: 2.

Вооружение:
— две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23;
— два 7,62-мм пулемета ШКАС;
— одна 20-мм пушка УБ-20 (Ш-20) или 12,7-мм пулемет УБС длязащиты задней полусферы;
— до 8 РС-82 или РС-132.

Бомбовая нагрузка:
— нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках);
— перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках).
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх