Свежие комментарии

  • Сергей Зюкин
    А дать людям достойную жизнь в достатке и спокойствии наши властолюбцы пробовали? Даже в зоопарке животные при недост...ТЕРЯЕМ ПО ГОРОДУ ...
  • Konstantin Петров
    Здорово! А Россия что получила?"ПУТИН ПОЛУЧИЛ ОТ...
  • Иван Иваныч Иванов
    В Казахстане, в одном из поселений в степи прячется некий бандеровец голубиной ориентации мЫкола кривенКО. Вот этот х...ТЕРЯЕМ ПО ГОРОДУ ...

Вперед в прошлое: как российских детей учат по "сталинским" учебникам

Алексей Аликин, Дмитрий Ермаков

Вперед в прошлое: как российских детей учат по "сталинским" учебникам

Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной.

Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.

"Не хочу своим детям такой беды"

Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.

Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы "ВКонтакте" жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.

"Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях "больше", "меньше", на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное", — говорит она.

Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.

"Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним".

Буквари от "партизан"

В еще одной группе —"Сталинский букварь: партизанское движение в области образования" — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.

По мнению организаторов группы, современные пособия полны "нелепых ошибок, противоречий, нестыковок". В них якобы хромает "логика, структура и последовательность".

"Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое", — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.

В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский "Букварь" А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.

Сегодня у "Сталинского букваря" есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.

В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.

"Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме", — перечисляет "Сталинский букварь".

Воспитание творцов

Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе "Методический кабинет Марии Рутскаускас" больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.

Учебники того времени переиздает и "Родительское Всероссийское сопротивление". В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.

По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа "Данко" для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.

В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.

Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.

Количество подобных "альтернативных классов" в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.

В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.

"Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая", — объясняет Шульга.

"Не надо фетишизировать учебник"

Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется "замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками".

При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.

"Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием", — подчеркивает педагог.

К обучению в семейных классах он относится скептически.

"Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов", — считает Пратусевич.

Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.

"Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога", — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах".

Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число "советских" классов.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх