Свежие комментарии

  • Александр Еньшин
    Такие скачки цен, это рыночная экономика в действии(спекулятивная)! И нам это готовит наше правительство.Итог амбициозных ...
  • Юрий Кушнарев
    вероотступники во всё времена - самые страшные и мерзкие предателиУния с унией в Ук...
  • Алил Гусейнов
    Прочитал только заголовок и сразу возник вопрос. Это, поэтому цены в России растут как на дрожжах и идет обнищание бо...Наше начальство н...

"Украину продали за борщ". Кто на самом деле создал "незалежную церковь"

Олег Налисник

"Украину продали за борщ". Кто на самом деле создал "незалежную церковь"

"Тысяча лет, не меньше" — так раскольники оценивают возраст "Православной церкви Украины" (ПЦУ). Поэтому она должна быть единственной в стране. Однако, судя по недавно рассекреченным архивам ФСБ России, украинская автокефальная идея зародилась всего сто лет назад. И стояли за созданием "киевского патриархата" вполне мирские мотивы. Об истоках церковного раскола — в материале РИА Новости.

Церковь по "указивке"

"Необходимо основать украинскую церковь, которая будет независима от всероссийского патриарха и объединит всех православных украинцев" — авторы этих строк не священники, а чиновники. Пожалуй, впервые в новейшей истории Европы церковную структуру строили не духовные, а светские лица. Первого января 1919-го этим указом Директория Украинской Народной Республики учредила "автокефальную церковь".

Организация должна была стать полным антиподом РПЦ: службы сугубо на национальном языке, главенствующая роль в общинах принадлежит не священнику, а мирянам, нет строгого подчинения епископам и митрополитам.

Название соответствовало содержанию: "Украинская автокефальная православная церковь" (УАПЦ). Его, по свидетельствам современников, одобрил чуть ли не лично Симон Петлюра — глава Директории.

Встав у руля республики в декабре 1918-го, он объявил курс не просто на национализацию, а на искоренение всего "российского" — начиная от орденов, которые носили военные, и заканчивая молитвами в храмах.

Идея, правда, не нова. Еще в бытность Временного правительства на Украине отдельные священники и миряне вовсю раскручивали идею национальной церкви и осенью 1917-го создали Всеукраинскую православную церковную раду (ВПЦР).

Священноначалие Русской церкви признало идею противоречащей канонам. Вместо этого Украине предложили модель расширенной автономии — экзархат. Но члены Рады на уступки не пошли.

В середине 1918-го ВПЦР официально самораспустилась. Однако Симон Петлюра спустя семь месяцев возродил организацию. Ее руководителями стали ушедшие из РПЦ священнослужители и миряне, не имевшие до этого хоть какого-то опыта управления общиной, — заведующий секцией сельскохозяйственной статистики при Киевском губисполкоме Михаил Мороз и протоиерей Василий Липковский.

Именно они начали продвигать "украинскую церковную идею", добившись права служить в самых значимых храмах и монастырях. Пытались автокефалисты и легализоваться. А для этого нужно соблюдать принцип "апостольской преемственности" — то есть новое духовенство может рукополагать только епископ РПЦ. Но архиереи Русской церкви выступали против авантюры. Поэтому членам ВПЦР оставалось только самим объявить себя архиереями и тем самым нарушить каноны.

В мае 1920-го члены Рады окончательно разрывают общение с Московским патриархатом. Начинание активно поддерживают новые хозяева Киева — поляки, помогавшие Петлюре отбить центральную Украину у Красной армии. Правда, уже к 12 июня интервенты спешно покинули город.

Но, что интересно, большевики не тронули детище петлюровской Директории. На "автокефальную церковь" у них были грандиозные планы.

Опора чекистов

На бумаге УАПЦ сформировали в начале 1919-го. На деле же — в октябре 1921-го. Первый съезд новой структуры прошел с размахом — участники заседали в Софийском соборе Киева.

"Этого не могло случиться без поддержки большевиков. А те в двадцатые годы проводили на Украине особую политику. Во-первых, присоединили к УССР Новороссию. Во-вторых, развернули масштабную националистическую политику, чтобы конкурировать с различными движениями, в том числе и петлюровскими. В эту логику укладывается и создание "национальной церкви", — объясняет историк украинского православия Владислав Петрушко.

Но главная цель была другой. Почти сразу после октябрьской революции 1917 года большевики начали борьбу с РПЦ как с опорой старого режима. Прежде всего у нее пытались увести паству, создавая различные псевдоправославные организации. УАПЦ стала одной из них.

Украинский опыт в 1922-м растиражировали и на РСФСР: там учредили "Российскую православную церковь", которая вошла в историю как "обновленченская". Ее члены выступали против большинства канонов и "засилья монашества". Так, они, к примеру, отменили безбрачие епископов.

Простые верующие из-за стремления "обновленцев" к модернизации не ходили в их храмы и не желали молиться с "приспешниками безбожного режима". А те, собственно, не скрывали мотивов: лидеры движения числились агентами Главного политического управления (ГПУ) при НКВД.

Свои люди у чекистов были и среди украинских автокефалистов. Поначалу они всячески помогали раскольникам. Но политика партии резко поменялась в середине 1920-х.

"Шовинист, а не верующий"

УАПЦ так и не стала "убийцей" Русской церкви. Большинство украинцев сохранили верность канонической структуре — за патриарха Тихона, по официальной статистике 1925 года, молились почти пять миллионов человек в 6453 храмах. За самосвята Василия Липковского — всего 60 тысяч прихожан в 989 общинах.

"Липковский еще в 1917-м писал в дневниках, что автокефальную идею на Украине мало кто поддерживает, — отмечает Петрушко. — То есть он с самого начала понимал, что проект без поддержки сверху — мертворожденный".

Осознавали это и в НКВД. Когда стало ясно, что РПЦ таким образом разгромить не удастся, агенты 3-й группы (антирелигиозной) сменили тактику. Теперь они способствовали появлению все новых церквей. Если в начале 1920-х на Украине их было три, то спустя девять лет — тридцать.

Этому помогала и атмосфера внутри "автокефальной церкви". С самого начала ее терзали конфликты: каждый хотел стать единоличным правителем. Причем о христианских мотивах не шло и речи. Так, чекисты в одном из секретных докладов охарактеризовали главу ВПЦР (орган управления автокефалистов) Василия Потиенко как "украинского шовиниста, а не религиозного человека". Один из видных "епископов" — Нестор Шараевский — "любит Малороссию за хороший борщ, колбасу и народные песни". А глава структуры Василий Липковский — "обыкновенный авантюрист, для которого удовлетворение житейских потреб и непомерного самолюбия — альфа и омега всех его начинаний, <…> завтра он может быть врагом Украины, если это будет полезно для его кармана".

Алчность Липковского вышла ему боком. В 1930-м соратники отстранили его от главенства над УАПЦ, официально окрестив "христопродавцем". Правда, единомышленники оказались тоже не без греха: многих завербовали сотрудники ОГПУ — кого шантажом, а кого деньгами. Согласно опубликованным архивным данным, только в первом полугодии 1926 года на "действия по церковной линии" на Украине Кремль выделил 81,5 тысячи советских рублей.

"Уже к 1930-м автокефальную церковь фактически разгромили. Кого-то из ее деятелей отправили на Соловки. Кто-то залег на дно, работая на мирских должностях, кому-то удалось бежать", — поясняет Петрушко.

Идейные наследники

Но сама идея жила. Как следует из обнародованных секретных архивов, ранее сотрудничавшие с большевиками автокефалисты в 1941-м приняли сторону гитлеровских оккупантов. Так, "епископ" Феофил Будловский, который ушел из РПЦ при расколе в 1920-х, затеял возродить "незалежную церковь" и стать ее лидером — ради этого он писал доносы на соратников.

Своего раскольник так и не добился: в 1943 году, когда немцы спешно оставляли Левобережную Украину, он резко переметнулся на сторону Красной армии. Правда, несмотря на письма в Москву "принять обратно в лоно Русской церкви", его арестовали за коллаборационизм. В 1944-м Будловский скончался во время следствия.

Некоторые из единомышленников бежали с немцами. В их числе — племянник Симона Петлюры "епископ" Мстислав Скрипник.

"Тот через пару десятков лет после войны возьмет на себя руководство автокефалистами в эмиграции, — уточняет Петрушко. — А в начале 1990-х вернется на Украину, где объявит себя "патриархом Киевским".

Спустя еще почти 30 лет, в 2018-м, некогда возглавляемая Скрипником УАПЦ пойдет навстречу украинским властям и объединится с "киевским патриархатом" Филарета Денисенко. Организацию назовут "Православной церковью Украины" (ПЦУ). Ныне ее деятели убеждают граждан в том, что именно ПЦУ — та самая "истинная и древняя" украинская церковь. Но миряне, как и сто лет назад, не верят.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх