Проклятая шашка

Два русских офицера были убиты, и их сослуживцы верили, что виной тому — заговоренная чеченская шашка, которой они владели. Расследование «Моей Планеты».

Началась эта история еще в мае 2012 года, когда наша съемочная группа была в экспедиции на Кикладском архипелаге в Греции. В один из дней мы оказались в огромной пещере острова Андипарос, своей красотой известной еще со времен Александра Македонского. Известно также, что с 1770 по 1775 год неподалеку от пещеры стоял и русский флот. Один из участников Архипелагской экспедиции капитан Степан Петрович Хметевский оставил запись об этом в своих дневниках.

Он и привел нас в эту пещеру — мы хотели найти на ее стенах отметку самого Хметевского: его имя и дату.

За три часа, что мы исследовали пещеру, ни одной надписи, оставленной русскими моряками, так и не было обнаружено — видимо, нужная нам часть пещеры уже завалена. Или же следы тех моряков исчезли под более поздними «автографами»: мы насчитали около 50 надписей XIX века, сделанных «военными туристами», вероятно, начитавшимися записок капитана Хметевского.

В одном из залов пещеры меня охватило какое-то странное гнетущее чувство. Не в моем характере пропускать такие явные знаки, и я, будто предчувствуя итог, попытался распутать судьбу каждого из авторов этих посланий из вечности. Я не ошибся — спустя два года один из обнаруженных тогда русских автографов привел нас к новой совершенно мистической истории и съемкам еще одного фильма. Я говорю о надписи «Железнов 1846».

13 рублей за смерть

В 1845–1846 годы корвет «Андромаха» совершил плавание из Черного моря в Эгейское и обратно и по сложившейся уже традиции заглянул на Андипарос. В составе его экипажа был мичман Григорий Иванович Железнов.

Как мне удалось выяснить, через шесть лет после того плавания, в 1852 году, Железнов был назначен адъютантом вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. И вполне заслуженно — лейтенант говорил на трех языках, судя по отзывам его сослуживцев, был знающим, образованным и подававшим большие надежды офицером.

21 сентября 1853 года Корнилов в рапорте князю А.С. Меншикову писал: «На пароходе "Еникале" послал адъютанта своего лейтенанта Железнова в Редут-Кале для следования в Тифлис с письмом Вашим к кавказскому наместнику М.С. Воронцову». Именно в этой поездке, уже на обратном пути, на рынке в Сухум-Кале Железнов приобретает почти за бесценок кавказскую шашку. Шашка оказалась с историей.

«Это была его шашка, он ее в Сухум-Кале за тринадцать рублей купил… Показывает потом другим: "Да это же, говорят, чистейшая дамасская сталь! Она не тринадцать, а все сто рублей стоит". — "Вполне, — говорит Железнов, — сто рублей стоит, да никто за нее и тринадцати не давал". — "Почему же это?" — «Да так уж известно почему: головы бараньи, вот почему. Шашка, мол, это наговорная, и кто ее только в сраженье наденет, тому капут! Она уж на тот свет столько отправила владельцев своих, что и не счесть, — старинной работы шашка!" Железнов, конечно, хохотал, когда это рассказывал, а шашка оказалась такая, что любую другую, какую угодно, с одного удара пополам! А на самой и зазубринки нет…» (С.Н. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда»).

Историю Сергеев-Ценский не выдумал — он нашел ее в «Русском художественном листке» за 1856 год, год окончания Крымской войны. Автором был герой обороны Севастополя лейтенант Федор Титов, который записал этот рассказ со слов своего брата Владимира, лейтенанта 40-го флотского экипажа, погибшего при обороне Севастополя и бывшего другом Григория Железнова. Интересно, что и сам Владимир Титов погиб при очень странных обстоятельствах — встал на бруствер по шквал английских пуль.

Этот эпизод, возможно, так бы и остался малозначительным, если бы 5 ноября 1853 года во время первого в истории сражения паровых кораблей, фрегата «Владимир» с турецким пароходом «Перваз Бахри», Железнов не погиб от ранения в голову турецкой картечью.

Проклятие шашки начало сбываться — подробности морского сражения и гибели лейтенанта Железнова наводят именно на эти мысли. Всего двое погибших на борту «Владимира», из них всего один офицер — Железнов. Причем погиб, согласно свидетельствам, в самом конце боя, едва надев на себя шашку, когда экипаж «Владимира» собирался пойти на абордаж.

 

Хотя Григорий Железнов не оставил потомства, но род не прервался. Мне даже удалось найти его потомка, замечательного человека Александра Георгиевича Розенберга. Благодаря сохраненному им семейному архиву я впервые увидел, как выглядел мой герой, его отец Иван Григорьевич и братья Николай и Михаил. Александр Георгиевич бережно хранит увесистый (около 15 кг) семейный архив, который сумели сберечь его предшественники.

 

Шашка продолжает убивать

Вещи погибшего в бою офицера были переданы его отцу — отставному тайному советнику Ивану Железнову, да только не все: шашку своего адъютанта вице-адмирал Корнилов решил оставить себе на память.

«— Корнилову говорили, конечно. "Смотрите, ведь шашка-то, говорят, какая-то наговорная, да и по лейтенанту Железнову судя, что-то такое есть в самом деле… Побереглись бы, ваше превосходительство!" — продолжал Витя. — Но Корнилов разве такой был, чтобы обращать на это внимание? Он только: "Пустяки, говорит, ерунда и суеверие бабье!" И как раз 5 октября, когда бомбардировка открылась и к штурму готовились, шашку эту на себя и надел, а раньше ни разу не надевал. Штурм, союзники врываются в Севастополь, — улыбнулся Витя, — на улицах свалка, сеча — вот тут-то шашке этой и будет работа! А шашка кавказская довела его до Малахова и — под ядро!.. Главное ведь, что и сама только и жила: пополам ее ядро перехватило прежде, чем ногу Корнилова оторвать…» (С.Н. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда»).

Спустя ровно 11 месяцев, день в день, час в час, около полудня 5 октября 1854 года, во время первой же бомбардировки Севастополя англо-французскими войсками Владимир Алексеевич Корнилов погиб.

 

На Малаховом кургане место, где был смертельно ранен Корнилов, отмечено крестом из английских ядер — прямо у подножия памятника. А монумент очень необычный. Памятники в те времена делали по канону, особенно военачальникам: в полный рост, с саблей, как с символом чести на боку. Один Корнилов — беспомощный, лежащий на боку, в тот самый роковой момент... и без личного оружия. Вряд ли это случайность. Скорее всего, скульптор знал историю о шашке и решил, что предавшее адмирала оружие недостойно находиться на его мемориале. Удивительная, мистическая история, застывшая в мраморе и бронзе.

Елизавета Васильевна, вдова Корнилова, долгое время хранила обломки шашки у себя, а в 1869 году передала их в только открывшийся Музей обороны Севастополя.

Герои тех дней были увековечены, артефакты заняли свое место в музеях, да и проклятая шашка вроде бы прервала свой кровавый путь, заняв достойное место среди прочих реликвий. Пожалуй, в этом месте можно бы и закончить, если бы не одно но!

 

Исчезновение шашки

   

Когда мы были в севастопольском Музее Черноморского флота, меня смутила одна деталь: выставленная там шашка Корнилова хотя и была очевидно кавказской, но при этом показалась мне, так скажем, чересчур простоватой. Тем более для адмирала. Клинок был явно сделан из обычной, а не из дамасской стали. А ведь согласно легенде шашка была богато отделана.

Я попросил нашего оператора Олега Злобина сделать крупные снимки шашки и ножен, обратив внимание на места повреждений. А затем обратился за помощью к одному из самых уважаемых в Европе и России специалисту по кавказскому оружию — эксперту по культурным ценностям министерства культуры РФ Елене Владимировне Тихомировой.

Ее вывод был неутешителен: шашка не булат и не дамаск, изготовлена из обычной стали и произведена приблизительно около 1860 года, то есть спустя как минимум шесть лет после гибели Владимира Алексеевича Корнилова. Ножны она также датировала 1840 годом. Получается, что оба предмета произведены в разное время и, вероятно, никогда не были комплектом.

Как же получилось, что все эти годы в музее хранилась подделка? И —если шашка была кем-то подменена, то когда, кем и с какой целью?

 

А было ли проклятье?

Елена Владимировна за многие годы работы с кавказским оружием никогда не сталкивалась с подобными проклятьями и никогда не слышала о них. Она утверждает: да, заговоры существовали — у мастеров были определенные ритуалы, но они были нацелены на то, чтобы создать из оружия оберег для его владельца, а вовсе не накликать гибель.

До революции на Кавказе существовала пара сотен мастеров. Традиции и секреты передавались ими из поколения в поколение, и любой мастер легко мог назвать девять своих предшественников. В 1929 году производство холодного оружия на Кавказе было запрещено, а впоследствии запретили и его ношение. Именно в тот момент многие ценные образцы XVIII–XIX веков были уничтожены, а секреты производства утеряны.

Но мы не стали на этом завершать свои поиски, а отправились в Чечню — туда, где, по легенде, был выкован «проклятый» клинок. Меня интересовала не столько технология производства клинка, сколько механизм реализации заговора или проклятья, если он вообще существовал. Уж местные жители должны знать об этом — Кавказ по-прежнему силен традициями.

Братья Юсуповы, Мовлади и Мовсар, потомственные кузнецы и настоящие подвижники, уже много лет возрождают традиции производства клинков. Однако о проклятьях никогда не слышали и уверены, что настоящий мастер должен постоянно молиться, чтобы плод его труда и таланта не причинил никому зла. Что они и делают.

Конечно, гибель обоих владельцев даже с разницей ровно в 11 месяцев вполне можно объяснить — шла жестокая война, в которой пуле и ядру было все равно с кем познакомиться. Жертвами кровавой жатвы мог стать офицер, адмирал, простой матрос или ополченец.

Расследование зашло в тупик. Но вдруг мне в голову пришла одна идея. Я решил, что поскольку история о шашке сама по себе вполне мистическая, то и мне позволительно использовать нетрадиционные способы расследования. Мой последний шанс — Мехди Эбрагими Вафа, решил я. Мехди — мой друг и экстрасенс, к которому я обращаюсь, когда мои расследования заходят в тупик или я просто хочу проверить свои выводы и предположения.

Мы решили, что это будет чистый эксперимент — все, что могло навести на верные выводы и облегчить задачу на фотографиях, было заклеено или удалено. Мы включили камеры и разложили фотографии. Свидетелями финального акта этой истории стала вся наша съемочная группа. Вот что нам сообщил Мехди:

1. «Надпись на стене пещеры оставлена человеком, лежащим в могиле под памятником».

2. «Этот человек получил три ранения в голову и шею, чем-то похожим на пулю, но больше размером».

3. «Ремешок, сбруя (портупея кортика вице-адмирала Корнилова. — Прим. автора) принадлежала начальнику этого человека, которого звали Владимир, их связывали очень близкие отношения».

4. «Владимир был ранен в нижнюю часть живота и ногу, вижу большую кровопотерю» (Корнилову почти оторвало ядром левую ногу в области бедра. — Прим. автора).

5. «Сабля на фотографии никогда не принадлежала ни тому ни другому, ее специально сломали и положили вместо настоящей. Настоящей сабли здесь нет».

По словам Мехди, на настоящей шашке никакого проклятья не было, скорее наоборот — она действительно была заговорена, давала силу своему владельцу и была предназначена для мира, а не для войны. Яркая, богато отделанная, с камнем на рукояти шашка давала своему владельцу защиту, если он использовал ее по назначению — для парадов!

Предположение Мехди (именно предположение, не видение) — шашка ярко выделялась на поле боя и невольно демаскировала ее обладателя. По его словам, шашке на сегодняшний момент около 200 лет и до Железнова и Корнилова были еще два владельца, погибшие при аналогичных обстоятельствах. Железнов купил шашку очень дорого (три золотых), но скрыл это, чтобы не вызвать ненужных разговоров. Вероятно, он сам и придумал легенду, которая потом начала сбываться.

По мнению Мехди, настоящая шашка не была сломана, а лишь повреждена и тогда же попала к одному из русских правителей. Впоследствии была отремонтирована. Кому она принадлежит сейчас, Мехди категорически говорить отказался, так что у нас есть немалая почва для фантазии.

   

У этой версии есть косвенное обоснование: вице-адмирал и генерал-адъютант Владимир Алексеевич Корнилов пользовался авторитетом не только в Севастополе, но и при дворе императора Николая I. В 1851 году он был зачислен в свиту Его Императорского Величества с правом доклада у самого государя. Гибель Корнилова потрясла все русское общество и российского императора в первую очередь — тот считал Корнилова близким себе человеком. Если Владимир Алексеевич захотел оставить шашку своего адъютанта на память, да еще и носил ее, то почему бы то же самое не сделать и Николаю I?

В заключение — еще один вывод Мехди: «Владимир, оставив саблю себе, поливал ее алкоголем, считая, что таким образом смоет проклятье, и надевал постоянно, а не только в день гибели». Так что есть вероятность, что традицию «обмывать» кортики в среде флотских офицеров придумал вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов.

Верить или не верить в эту историю — личное дело каждого из нас. Я — человек, который предпочитает верить архивам, документам и фактам, — тем не менее, все это, безусловно, принимаю: на моей памяти Мехди еще ни разу не ошибся.

 

Съемочная группа выражает благодарность:

Комитету правительства Чеченской республики по туризму, Галерее авторского оружия «Русские Палаты», Севастопольскому музею Черноморского флота, сети магазинов «Камуфляж и снаряжение» FORCE-AGE.

 

Источник ➝

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

 
Фото: mbrand85 / Shutterstock.com

В 20-х числах февраля, дни православной Масленицы, накануне Великого поста в иорданском Аммане соберётся братское совещание Предстоятелей и представителей Православных Церквей. На повестке – украинский вопрос, уже разделивший Православный мир так, как он ещё не был разделён в течение последнего тысячелетия. Сможет ли Иорданское совещание изменить ситуацию? Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим. А пока предлагаем вашему вниманию наш предварительный прогноз.

В арабском Королевстве Иордания, чья граница с Израилем проходит по реке, где два тысячелетия назад Иоанн Креститель крестил Самого Христа, в конце февраля уже самая настоящая весна: цветёт миндаль, а в Акабском заливе Красного моря вовсю плещутся курортники. Спровоцированная Западом Арабская весна 2010-2011 годов обошла эту страну не то чтобы "по касательной", но протестные демонстрации закончились лишь косметическими изменениями в правящей элите, сам же король Иордании Абдалла II ибн Хусейн сохранил свою власть и смог восстановить мир и порядок в стране.

Сегодня Его Величество, в чьих жилах течёт в том числе и европейская кровь, изъявил желание примирить православных христиан, расколотых вопросом церковной автокефалии столь далёкой от Иордании Украины. Дело в том, что Иордания, будучи мусульманской страной, является канонической территорией Иерусалимского Патриархата, чей Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Феофил III, духовно окормляющий иорданское христианское меньшинство, пребывает в очень тёплых, можно сказать, дружеских отношениях с королём Абдаллой II. И в ноябре минувшего года Его Блаженство, находясь в Москве на вручении премии Международного фонда единства православных народов, озвучил следующую инициативу:

"Мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения "братской встречи в любви", дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру. Мы окажем гостеприимство освящённому собранию в столице Иорданского Хашимитского Королевства, хорошо зная, какую роль играет Его Величество Король Абдалла II как хранитель христианских и мусульманских святых мест во Святой Земле и какие усилия предпринимает Иорданское Хашимитское Королевство для обеспечения такого положения, при котором Иордания останется страной, где христиане беспрепятственно совершают свои молитвы и где рады всем".

"Братская встреча в любви" или греческий бенефис?

Слова Патриарха Феофила III вызвали как надежду, так и множество вопросов. Да, предложение очень важное, ведь как иначе можно решить проблему разделения между крупнейшей Православной Церковью мира – Московским Патриархатом и возомнившим себя чуть ли не "православным Ватиканом" Фанаром – Константинопольской патриархией, а также примкнувшими к ней Александрийской и Элладской Церквами? Разделения, спровоцированного вторжением Фанара во главе с патриархом Варфоломеем (Архондонисом) на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, вступлением в общение с украинскими раскольниками и предоставлением им "церковной автокефалии", фактически созданием псевдоправославной националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ).

 

В сложившейся ситуации единственно возможным вариантом для Русской Православной Церкви был разрыв евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом. Что и произошло ещё в 2018 году. С тех пор Фанар только укрепился в своей правоте и фактически вынуждает другие Поместные Церкви признать ряженых самозванцев из ПЦУ-СЦУ православными священнослужителями и вступить с ними в общение.

Слабину дали не только ряд афонских монастырей, административно подчиняющихся Фанару, но и священноначалие уже упомянутых Александрийской и Элладской Церквей. Священноначалие этнически греческое, а не секрет, что Фанар в своих папистских амбициях активно разыгрывает карту эллинского этнофилетизма (церковного национализма).

Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Фото: Wisam Hashlamoun / Globallookpress

И именно в этой ситуации миротворческая инициатива Иерусалимского Патриарха стала своего рода "соломинкой", соединяющей два православных мира: Русский и Греческий. Ведь сам Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Как и у другой древней Поместной Церкви – Антиохийской, которая имеет целый ряд противоречий с Иерусалимским Патриархатом, но её Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Иоанн X, уже положительно оценил инициативу Патриарха Феофила III.

Многие эксперты в России сразу же отметили: подобная встреча ни в коем случае не должна стать очередным бенефисом Константинопольского патриарха Варфоломея, его самоутверждения этаким "Всеправославным папой". Возродить былое единство Православного мира можно только в том случае, если спорные вопросы будут решаться соборно и только в строгом соответствии с церковными канонами, а не по воле земных правителей, таких, как западные кураторы Константинопольского патриархата. Со стороны же последнего сразу послышалось недовольство: мол, только Фанар имеет право созывать Всеправославные соборы, хотя речь идёт не о соборе, а о совещании, "братской встречи в любви".

Но кто же на сегодняшний день из числа Православных Поместных Церквей готов к этой "встрече в любви"? Для кого Христос, одно из Имён Которого и есть Любовь, выше, чем сиюминутные мирские политические амбиции? Кого стоит ожидать на это совещание в иорданском Аммане? Попробуем разобраться.

Кто поедет в Иорданию?

На сегодняшний день достоверно известно, что в братской встрече в Аммане, которую созывает Иерусалимский Патриарх, скорее всего, примет участие лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом на днях официально заявил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Причём подчеркнув, что представители Русской Церкви приедут в Амман, даже если Константинопольский патриарх Варфоломей, вопреки прежним заявлениям, решит в ней поучаствовать. Разрыв евхаристического общения не означает разрыва общения человеческого, через которое единственно возможно исцелить любые разделения.

Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Фото: Skiptar Motion Gallery / Shutterstock.com

Также согласовано участие Антиохийской Православной Церкви. Повторюсь, между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами существуют проблемные вопросы относительно канонических территорий, но есть надежда, что предстоящая братская встреча в любви поможет разрешить и их. Во всяком случае, участие этих двух древнейших Православных Поместных Церквей в Иорданском совещании значительно повышает его статус.

Буквально на днях стало известно, что Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Своё участие подтвердили и представители Польской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии. Польский Предстоятель Блаженнейший Митрополит Савва по состоянию здоровья не сможет лично присутствовать на Совещании, потому благословил представлять Польскую Церковь архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. Также по состоянию здоровья не сможет приехать и Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший Патриарх Илия II. Но есть надежда, что и эта Церковь примет участие в Иорданском совещании.

Как ни странно, в братской встрече согласилась принять участие и Румынская Православная Церковь, отношение которой к Церкви Русской исторически является весьма прохладным. Здесь также накопился целый комплекс проблем, в том числе то, что Румынская Церковь создала свою неканоническую Бессарабскую митрополию на канонической территории Московского Патриархата в Молдавии. Более того, представители румынского священноначалия высказывались в поддержку украинской автокефалии. И в то же время на прошедшем 13 февраля 2020 года заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение:

"Обсудив приглашение Иерусалимского Патриарха Феофила на всеправославное совещание в Амман, Синод Румынской Церкви пришёл к выводу, что он изначально согласен с предоставлением автокефалии, но между Вселенским и Московским патриархатами должен быть достигнут консенсус... Участие Румынской Церкви в Аммане оправдано тем фактом, что все Автокефальные Церкви несут ответственность за совместную работу для сохранения единства и евхаристического общения, как того требует Святое Евангелие Христово".

Также есть надежда, что в Амман будет направлена и делегация Болгарской Православной Церкви. Конечно, это не сделает совещание "всеправославным", но его представительность будет очень значимой, и принятые решения, какими бы они ни были, не могут быть полностью проигнорированы теми, кто откажется от участия.

Какими могут быть принятые решения?

А вот здесь гадать не просто бессмысленно, но и опасно. Ни в коем случае нельзя оказывать давление на православных иерархов, чья архипастырская мудрость и ответственность за земную Церковь, а главное – Божия благодать, дарованная при рукоположении, позволяет решать подобные вопросы на принципиально ином уровне, чем это кажется даже самым информированным светским экспертам.

Но что же самое главное в близящемся событии? Об этом телеканалу "Царьград" рассказал один из ведущих специалистов по Христианскому Востоку, историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра "Катехон" Михаил Якушев:

"Главное в этом мероприятии то, чтобы оно состоялось. Сам его факт уже будет говорить о многом. Поскольку в последние месяцы делалось и делается всё возможное, чтобы сорвать эту встречу. Американская дипломатия и некоторые греческие иерархи вынашивали идею предвосхитить её, созвав альтернативное совещание на Фанаре, однако это им не удалось.

В итоге они выбрали путь обвинений в адрес Русской Православной Церкви в том, будто именно она стоит за предложением Иерусалимского Патриарха, которому эта инициатива якобы была навязана в ходе его визита в Москву. Это – абсолютная ложь, навет и попытка навести тень на плетень. И то, что Константинопольский патриарх Варфоломей в грубой форме ответил своему Иерусалимскому собрату на его приглашение, наглядно показывает, что на Фанаре не намерены отказываться от своей политики, разрушающей Православное единство".

И есть надежда, что эта политика будет подробнейше обсуждена на предстоящей братской встрече православных иерархов. Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим поистине историческим событием и в самом оперативном режиме информировать своих зрителей и читателей о происходящем в Аммане.

Популярное в

))}
Loading...
наверх