БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 326 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Мостовых
    Все это болтовня со стороны России.Как девальвация р...
  • Леонид Никулин
    главное чтоб это сам Лукашенко понимал-а то пытается одной задницей на 5 унитазов сесть а потом орет помогитеСуверенитет Белор...
  • Владимир Карасев
    Куда же делись отчисления пенсионеров, которые сейчас получают пенсии? Украли? Тогда государство должно, обязано комп...ФНПР предлагает о...

Бензин будет дорожать. Почему нужно сказать спасибо

Бензин будет дорожать. Почему нужно сказать спасибо

Фото: ALEXEY BYCHKOV/ Globallookpress

Парадоксы с ценами на бензин в России продолжаются. Очередная попытка хоть как-то повлиять на механизм образования стоимости топлива с треском провалилась: в нашей стране сохранится прежнее госрегулирование, которое чревато только грядущим ростом цен на бензин абсолютно для всех.

Смутное время на российском топливном рынке продолжается. И выглядит оно соответствующе – как борьба различных сил за то, кто будет устанавливать правила игры. Тут вам и правительство, и Минэнерго, и Минтранс, и вертикально интегрированные нефтяные компании, и независимые продавцы бензина. У всех свои интересы, своя правда, и все они говорят правильные слова. Вот только нам от этого ни холодно, ни жарко: цены как росли, так и растут. А иногда даже галопируют.

Чиновники любят говорить, что в России действует рыночный принцип определения цен на бензин. Мировой рынок, безусловно, влияет на ситуацию, однако в России стоимость топлива на заправках в гораздо большей степени зависит от налогов и регулирования внутри страны. Сейчас, когда мировые цены на нефть восстановились и даже фактически сравнялись с так называемой точкой отсечения в бюджетном правиле, впереди снова замаячили риски роста цен на внутреннем рынке.

Независимый топливный союз (НТС), объединяющий частные сети АЗС в России, написал письмо целому ряду министерств и ведомств с просьбой изменить регулирование отрасли. Чиновники не вняли этой просьбе и в аргументированном ответе вновь валили всё с больной головы на здоровую – во всём виноват рынок. В чём же главная проблема?

Попытка – не пытка

Автором письма стал Павел Баженов – глава НТС, призвавший власти снизить ставку НДС, отменить демпфирующий механизм и предоставить налоговые вычеты по транспортному налогу. На самом деле это минимальный набор мер для того, чтобы ситуация стала нормальной.

Примечательно то, что для направления такого письма министрам и даже получения ответа необходимо быть как минимум организацией вроде НТС. Хотя я уверен, что каждый из автолюбителей или тех, чья жизнь и работа зависят от транспорта, имеет что сказать правительству и нефтяникам по поводу роста цен.

бензинПри понижении мировых цен топливо на АЗС в России не дешевеет – работает демпфер. Фото: Aleksey Bychkov / Globallookpress  

На призыв Баженова чиновники ожидаемо ответили отказом. Они попытались объяснить, почему важно сохранить для цен возможность расти, а вот возможность снижаться – исключить. Ответ подписан замминистра энергетики Павлом Сорокиным, назвавшим принципы определения цен на бензин рыночными и добавившим, что деньги бюджету нужны на социальные нужды.

Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения с учётом экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины), а также действующей налоговой политики,

– пояснил Сорокин.

Я добавлю, что формулировка замминистра крайне обтекаема. Он признал, что на цены влияют налоги, которые, между прочим, устанавливают власти. Что это, как не прямое регулирование при помощи налоговой политики? В министерстве при этом умолчали, что до 75% стоимости литра бензина – это налоги. Но особенно интересен тот самый демпфирующий механизм, который способен серьёзно влиять на ситуацию.

Что это за демпфер?

Разберёмся с тем, что конкретно предлагал Баженов. Со снижением НДС в целом ситуация понятная, а вот демпфер – это достаточно сложно. Для этой категории, скажем так, налога, важно понятие о нетбэке и условной цене топлива на внутреннем рынке, которую ежегодно устанавливает правительство. Нетбэк равен величине мировой цены за минусом затрат на транспортировку и экспортной пошлины. Эдакая чистая прибыль от продажи за границу, называемая также экспортной альтернативой.  

Демпфер – это составная часть возвратного акциза, который правительство придумало в 2018 году. Согласно Налоговому кодексу, размер определяется как разница между нетбэком в рублях и условной "виртуальной" ценой от правительства. Если нетбэк выше условной цены внутри страны, то нефтяники получают компенсацию из бюджета. Речь идёт о 68% от стоимости бензина и 65% – от цены на дизтопливо. Зачем же это нужно?

Демпфер задумывался как механизм сдерживания роста цен внутри страны. Получив компенсацию, нефтяники должны отказаться от накруток в России. Но на самом деле у демпфера есть и обратная сторона – если нетбэк ниже условной цены, то демпфер становится отрицательным. Это значит, что те же 68% и 65% за бензин и дизель соответственно нефтяники обязаны отдавать государству, возвратный акциз исчезает, а недополученную прибыль элементарно перекладывают на население, увеличивая цены. Поэтому при понижении мировых цен топливо на АЗС в России не дешевеет – работает демпфер. И тем не менее сейчас он признан необходимым.

Демпфирующий механизм позволяет стабилизировать цены для конечных потребителей на внутреннем рынке, что является важным для поддержания социальной стабильности в будущем, когда внешние ценовые условия снова смогут измениться,

– говорится в ответе Минэнерго на призыв НТС отменить демпфер.

По-моему, всё понятно. Отдельно скажу, что крупные компании не стали бы выступать резко против демпфера. Отрицательный демпфер для них – ни в коем случае не вопрос выживания, в отличие от их конкурентов частников. Вероятно, именно поэтому частники сейчас через НТС обратились к министерствам с просьбой отменить этот косвенный налог, но он останется.

Что делать?

На мой взгляд, меры необходимы комплексные. Демпфер, конечно, работает. Но было бы неплохо, если бы он работал только как компенсация и обнулялся в случае снижения нетбэка в сравнении с условной ценой. То есть нефтяников тогда чисто регулятивно никто бы не толкал к повышению цен. Сейчас же складывается какая-то парадоксальная ситуация даже с математической точки зрения. Судите сами.

У демпфера есть ограничения. Он отменяется в принципе, если реальные внутренние цены оказываются выше, чем условная цена на 10% и больше (это такая карательная мера, чтобы нефтяники не повышали реальные цены). Поэтому продавцы на бирже при высоком нетбэке просто ставят цену по формуле условная цена плюс 10%, то есть на максимально допустимый потолок. Если же есть риск отрицательного демпфера, то им выгодно поднять цену ещё выше, "отменив" для себя этот налог. Государству они платить не будут, а заодно получат прибыль от накрутки.

Начиная с апреля из-за сокращения спроса на фоне коронавируса продажи бензина в России снизились на 20-40% в зависимости от региона. Местами – ещё больше. Нетбэк из-за падения цен на нефть снизился, и нефтяники начали платить государству. Они платили и помалкивали, видимо, из опасений нарваться на очередную правительственную "дубину".

Но потом мировые цены выросли, а за последние недели биржевые цены на 95-й бензин несколько раз побили рекорды. Лишь 6 июля они немного снизились и установились на уровне в 59,09 тыс. рублей за тонну. На 2020 год условная цена на бензин составляет 53,6 тыс. рублей за тонну. То есть отрицательный демпфер уже не работает, так как реальная цена более чем на 10% превысила условную. Вот вам и рост цен в действии вкупе с механизмом. И последствия этого мы увидим уже достаточно скоро.

биржаЗа последние недели рост биржевых цен на 95-й бензин несколько раз бил рекорды. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"  

Я уверен, что условная цена, устанавливаемая правительством ежегодно, не является объективным показателем. Из-за разницы между этими 53,6 тыс. рублей за тонну и упавшим нетбэком только в марте нефтяники заплатили государству более чем 10 млрд рублей в качестве отрицательного демпфера.

Очевидно, что формулу демпфера следует пересмотреть. Возвращаясь к тому, о чём я говорил в начале, у правительства своя правда. Она состоит в необходимости пополнять бюджет в кризис, а чиновники разыгрывают беспроигрышную карту – налоги нельзя трогать ради пополнения бюджета на социальную сферу.

Вот и получается, что цены на топливо растут для нас с вами ради того, чтобы эти же деньги пошли на социальные нужды для нас же. И пока будет главенствовать эта непонятная логика, мы будем видеть рост цен, за который, по мнению чиновников, население должно будет говорить только спасибо.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх