БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 438 подписчиков

Свежие комментарии

  • кормчий
    Да пусть млядь все убегут ! От них стране никакой пользы, держат свои бабки по заграницам и чахнут над ними, как Кощеи !Крысы бегут с Руб...
  • Nikolay Stepanov
    Констатирует факт, что бегут, а где коренные причины бегства? Социализм, что ли, приходит, и без революций? Или боятс...Крысы бегут с Руб...
  • Евгений Алексеенко
    С вами согласен.Но кто создал этот ЕБН-ый центр,давайте вспомним?ДЕМОКРАТИЯ – ВЛАС...

Коммунисты-агитаторы и пропагандисты 80-х

Коммунисты-агитаторы и пропагандисты 80-х
«Лектор из общества по распространению» из фильма «Карнавальная ночь». Очень даже злая сатира. Лично я таких вот не встречал. Но… встречал много таких, слушать которых было просто тяжело. Особенно на уровне низового звена типа заводских политинформаторов и агитаторов на фермах…
«В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие...»
(Деяния апостолов 13:44)

Воспоминания о недавнем прошлом. А было так, что не очень уж и давно, хотя больше, чем месяц назад на ВО зашел разговор о том, чем занимались коммунисты-пропагандисты в 80-е годы прошлого века, то есть накануне 1991 года. Понятно, что занимались они тем, что им было приказано свыше. Понятие такое есть – партийная дисциплина. И, выполняя ее требования, особо умничать не надо: раз рядовой – выполняй. Но только это все ведь слова. А многим, наверное, хотелось узнать о том, чем и как они занимались конкретнее.

И что же? Всем, кто этим интересуется, весьма повезло, потому что такая информация в моем распоряжении имеется. Причем не по одной области, а сразу по трем: Пензенской, Саратовской и Куйбышевской (ныне Самарской). И информация эта из архивов ОК КПСС, то есть достовернее ее быть не может. На все приведенные в статье цифры и факты будут ссылки на архивные материалы.
Так что проверить можно будет все. И как по капле воды можно сделать вывод о наличии океана, так и по данным этих трех областей вполне можно себе представить положение на территории всего Союза.

Коммунисты-агитаторы и пропагандисты 80-х
Будучи ассистентом кафедры истории КПСС Пензенского политехнического института с 1983 года, я, можно сказать, автоматически попал и в лекторы Ленинского РК КПСС. Нам, лекторам среднего звена, регулярно читали лекции лекторы из Москвы. И что-то из того, что они говорили, я записывал. И вот одна из страниц. В 1984 году нам говорили о полном аморализме американцев. Но… детей вне брака там почему-то рождалось меньше, чем у нас. Население у них – 235,8 млн чел. Население у нас – 273,8 млн. чел. То есть мораль и у них, и у нас по количеству внебрачных детей получалась… одинаковой.

Итак, заботой партийных органов, начиная от ОК, РК и первичных парторганизаций (помимо экономики) являлась агитация и пропаганда, то есть информационное обеспечение проведения политики партии в жизнь. Цель была такая: формирование марксистско-ленинского мировоззрения, классового самосознание, непримиримости к буржуазной идеологии, органической потребности в овладении современными знаниями, повышении уровня нравственной культуры, развитие высоких нравственных качеств, усилении борьбы с проявлениями индивидуализма, недисциплинированности, аморального поведения [1]… Для этого требовалось повысить профессионализм работников радио, телевидения, прессы и их собственные моральные качества [2]. Важно было отмечать реакцию трудящихся, то есть насколько положительно они относятся к политике партии. И такая реакция наблюдалась.

Так, в «Информации по вопросам организационной и идеологической деятельности» за 1985 год, поступившей в ОК КПСС Пензенской области, были приведены отклики трудящихся Пензенской области на визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, среди которых есть и такой:

«С чувством глубокой заинтересованности воспринял я сообщение о поездке М. С. Горбачева во Францию, - сказал слесарь локомотивного депо Пенза-Ш В. М. Буров, - когда американский империализм намеревается перенести гонку вооружений в космическое пространство» [3].

Экономическое сознание трудящихся, как и их чувство ответственности, планировалось поднимать лекциями. В 1985 году лекторской группе Пензенского ОК КПСС было указано подготовить лекции на темы: «Развитое социалистическое общество – общество подлинного народовластия», «Хозяйственный расчет и коллективный подряд – важный путь интенсификации животноводства», «О задачах коллективов предприятий и организаций по дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» [4].

В 1986 году читались лекции на темы: «Трудовое свершение тружеников области – ХХVII съезду партии», «ХХVII съезд КПСС и задачи трудящихся области», «Решения ХХVII съезда КПСС в дело и в жизнь каждого трудового коллектива, каждого труженика», «Вовремя и без потерь убрать урожай, создать надежную кормовую базу – главные задачи труженика АПК» [5]. В общем-то – одни сплошные «мантры». Потому что и так ясно и понятно, что работать надо хорошо, потому что платят за хорошую работу, а не за брак. Потому что ЖКХ должны давать воду и тепло, а скот без корма вообще… не протянет.

Сегодня это понятно. Но тогда почему-то считалось, что подобная «идеологическая вздрючка» трудящимся крайне необходима, что напоминать об этом нужно постоянно и что без таких вот лекций нельзя никак.

Коммунисты-агитаторы и пропагандисты 80-х
Вот здесь интересная вырезка из журнала «Политагитатор». Как плохо «там». А рядом впервые сообщенные нам сведения о количестве наркоманов в СССР, включая детей. Причем в заметке написано, что бездомных в США в то время было 2 миллиона. Нам сказали, что уже 3.

Читались эти лекции по «ленинским пятницам». Причем анализ фондов обкома КПСС Пензенской области показывает, что с 1986 года отдел пропаганды и агитации начал фиксировать «острые вопросы», которые задавали на этих «ленинских пятницах». В 1985 году данных о таких вопросах нет вообще. В 1986 году они есть, но мало. А с 1987 года их объем резко растет. Причем забавно, что лектор читает про одно, а вопросы ему задают совсем о другом. Грубо говоря, что на уме, то и на языке.

Вот тема лекции по Железнодорожному району города Пензы 3 августа 1987 года:

«Июньский пленум ЦК КПСС и задачи трудящихся области по углублению перестройки». Присутствуют лектор РК, два докладчика из РК и три человека из горкома КПСС. А вот заданные докладчику вопросы:

«В чем выражена перестройка у нас на заводе ЖБИ?»
«Почему плохо ходят автобусы №№ 1 и 4?»
«Когда будет заасфальтирована дорога в поселок Согласие?»
«Будет ли увеличен процент жилья для работников фабрики пианино?»

И дальше:

«Кто виноват в том, что на прилавках магазинов нашего города нет печенья, пряников, риса и других товаров?»
«От кого зависит плохая работа транспорта в часы пик?»
«В хлебном магазине по ул. К. Цеткин малый ассортимент хлеба, да и привозят его поздно... Будут ли устранены эти недостатки?»

Но кроме «бытовых» люди задавали и весьма острые вопросы социального плана: «Чем объяснить застой в нашей экономике?», «Сколько в Пензе наркоманов?»…

А вот вопросы на «ленинской пятнице» от 19 августа 1988 года: «Когда местные Советы будут реальной властью на местах?», «Куда девались стиральный порошок, карамель и предметы женского туалета?», «В чем причина дефицита бензина в городе?», «Каким образом каждая семья получит отдельную квартиру в 2000 году?» [6].

Ну, а в Саратове в январе 1986 года придумали единый политдень по всей области, на котором должна была читаться лекция: «Мир без войн, без оружия – идеал социализма». То есть «тема ни о чем», потому что от трудящихся области такое не зависит. Но на реализацию планов на этот политдень были брошены силы лекторов ОК, РК, преподавателей вузов и лекторов общества «Знание» [7].

Причем в этой работе отмечались и недостатки: формальный подход, узкая тематика лекций в молодежной аудитории, недостаток контрпропаганды в СМИ. Отмечалось, что большая часть молодежи по отношению к комсомолу настроена критически [8].

Коммунисты-агитаторы и пропагандисты 80-х
Данные по пьянству в СССР (слева фраза «включая младенцев» заклеена), а справа – о техническом оснащении наших ПТУ

Но можно ли говорить о том, что идеологическая обработка той же молодежи была плохо поставлена или недостаточна?

Например, только в Пензенской области за один год (с 1985 по 1986) было школ молодых коммунистов – 92, политшкол – 169, школ основ марксизма-ленинизма 2366 (это, вообще, за гранью, да?). А еще 1279 школ научного коммунизма, 31 – школа партийно-хозяйственного актива, идеологического актива – 62, теоретических семинаров – 98, методологических семинаров – 30, университет марксизма-ленинизма – 1. А всего через эти структуры за год прошло 5350 человек [9].

А в Сызрани за 1987 год более 5 тысяч юношей и девушек изучали марксистско-ленинскую теорию и вопросы внешней и внутренней политики [10].

Срок обучения в том же университете марксизма-ленинизма был рассчитан на два года. В 1987–1988 гг. через него прошло1600 человек. Обучение закончили 638 человек. Перевели на второй курс 730 человек. Вновь приняли 870 человек. А вот какие курсы там изучались: «Проблема ускорения социально-экономического развития страны», «Ленинское учение о коммунистической нравственности», «Мастерство публичного выступления». Прямо скажем, они не были рассчитаны на подготовку людей к коренным изменениям в советском обществе. Изучение истории КПСС и научного атеизма тоже не могли подготовить народ к реформам, нужным для перехода к рыночной экономике. Почему впоследствии оказалось социально дезориентировано столько наших граждан [11].

А ведь в каждой области существовал еще и Дом политического просвещения при ОК КПСС. Там организовывались стажировки зав. кабинетами политпросвещения парткомов на производстве, семинары пропагандистов научного коммунизма, дни политической книги и плаката и много чего еще.

Только за 1987–1988 годы ДПП имел в своем списке слушателей 13540 человек – весьма впечатляющая цифра. Из их числа было подготовлено 17 пропагандистов, 12 докладчиков (причем им устраивался даже экзамен – «открытая лекция» в присутствии инструктора РК и методиста ДПП), 22 лектора первичного звена, 33 политинформатора и 73 агитатора [12].

Коммунисты-агитаторы и пропагандисты 80-х
Страница 1983 года. Тут масса интересной информации. Еще нет Горбачева, нет «урока правды», а нам уже названо – впервые (!) основное противоречие социализма. Оно, оказывается, заключалось в разнице между возросшими возможностями нашего общества и их использованием. И здесь же – потери за 1982 год из-за нарушений трудовой дисциплины: 50 млн человекодней и сумма потерь – 5,5 млрд рублей. А вверху – «до 1995 года будет сокращаться прирост рабочей силы». То есть на одного работающего – 2 пенсионера. А как интенсифицировать труд, если никто не желает работать? К 1991 году придумали как… Что до рисунков крылатых ракет, то нам в то время о них только и говорили, и показывали о них фильмы, где они летят, огибая рельеф местности. И все их боялись. Меня, например, на лекциях постоянно спрашивали, есть ли у нас, чем их сбивать?

Так что лекторы, агитаторы, пропагандисты, политинформаторы для работы на местах готовились. И даже менеджмент коммуникаций осуществлялся – собиралась информация и о том, что люди думают, и о том, чего хотят.

Одновременно в секретном отчете парткомиссии Каменского района Пензенской области за 1986 год сообщалось, что мораль и нравственность среди коммунистов не на высоте. Отмечались халатность рабочих и служащих, люди злоупотребляли служебным положением, процветали такие явления как пьянство, хищения, растраты, утеря и порча партбилетов (а ведь в 1986 году перестройка как таковая еще не началась), отрыв от парторганизации. За все это было исключено из партии 20 человек [13].

То есть, что же получалось? Выходит, что многим людям стало просто тяжело жить с двойной моралью, потому что пропагандисты и агитаторы говорили одно, а в жизни они видели совсем другое. А делать приходилось совершенно противоположное. Так что не будет преувеличением утверждать, что именно благодаря массированной обработке общественного сознания советских граждан и отсутствию у них реальных возможностей получать информацию из-за границы и читать литературу, скрытую в спецхране «Ленинки», партруководство в нашей стране и продержалось так долго. Но и оно в итоге оказалось несостоятельным.

А в чем именно это проявилось в данном регионе будет рассказано в следующем материале.

Продолжение следует…

Список использованных архивных источников:

1. Государственный архив социально-политической истории (Самарской области), дальше: ГАСПИ. Фонд 656, 0.189. Дело № 10. С. 5
2. Там же. Фонд 656, 0.189. Дело № 201. Протокол 23. С. 1
3. Отдел фондов общественно-политических организаций при государственном архиве Пензенской области, дальше ОФОПО ГАПО. Фонд 148. Опись 1. Дело № 6898. С. 156
4. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 6992. С. 195
5. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7014. С. 174
6. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7171. С. 169
7. Центр документации новейшей истории Саратовской области, дальше ЦДНИ. Фонд 594. Опись 49. Дело № 161. С. 1
8. ГАСПИ. Фонд 656. Опись 195. Дело № 71, протокол № 47. С. 16
9. ОФОПО ГАПО. Фонд 148. Опись 1. Дело № 6902. С. 42
10. ГАСПИ. Фонд 656. Опись 195. Дело № 81, протокол № 47. С. 16
11. ОФОПО ГАПО. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7177. С. 30
12. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7717. С. 219
13. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7031. С. 166
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх