БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Зюкин
    Вакцинация - просто бизнес, ничего личного! Сделал прививки - помог заработать, получил сертификат вакцинированного, ...ДИРЕКТОР ИНСТИТУТ...
  • Семенков Александр
    Гинцбург, как был тупым, так им и остался. Наверное очень хорошее федеральное бабло отмывается Минздравом через его и...ДИРЕКТОР ИНСТИТУТ...
  • Алекс Архипов
    Бабло вложено. Надо отбить.ДИРЕКТОР ИНСТИТУТ...

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Кадр из фильма «Чудо волков» (в советском прокате «Тайны Бургундского двора»), 1961 г. Франция-Италия. Перед нами самая эффектная сцена этого фильма – Божий Суд, поединок, который должен решить судьбу прекрасной невинной героини. Рыцарь без страха и упрёка де Невиль, которого играет столь же безупречный Жан Марэ, бьётся с лучшим злодеем французского кино Ги Делормом. Понятно, что справедливость восторжествует обязательно, но только после отчаянной схватки – сначала верхом, а затем в пешем рукопашном бою как раз на двуручных мечах!
Хвала мечу
Мчи,
меч,
Серп
сеч,
Бич
битв,
Брат
бритв.
(Программа «Скальд». А. Кондратов. «Формулы чуда»)

Оружие из музеев. Вот и пришло время поговорить о мечах, причём не о каких-то там «обыкновенных» или даже о тех же мечах викингов (о них на ВО мы уже рассказывали), а о мечах для двух рук, мечах «с большой буквы», мечах, которые романисты просто обожают вставлять в свои книги. Было, например, что пришёл ко мне один писатель и рассказал, что Морис Дрюон, конечно, молодец, и его серия «Проклятые короли» впечатляет, но вот ему хочется написать серию… «до того, как», то есть о королях, создавших Францию и Англию, о «благословенных королях». Но… не хватает ему данных по оружию.
Попросил помочь исправить, и я помог. Потом даже держал одну из книг в руках, хотя сейчас вот почему-то в Интернете даже упоминания не нашёл об этих книгах. Ну а как звали этого автора, я, конечно, не помню. Важно другое: бросилось в глаза, что, хотя дело происходит в самом начале англо-французской истории, то есть в 1066 году, и позднее, где-то в течение 100 лет, двуручные мечи там упоминаются регулярно, так же как и распущенные волосы и белое подвенечное платье французской девушки-дворянки. Давно это было, но с тех пор тема двуручных мечей мне не давала покоя, к тому же я её на ВО даже кое-кому обещал. Но то нет хороших фото, то есть фото, но мало к ним информации. И вот только теперь «звёзды сошлись»: есть фотографии и есть информация, а раз так, то можно писать…

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Двуручный меч с навершием грушевидной формы; восьмиугольная деревянная рукоятка, обтянутая кожей, с выпуклым молдингом посередине и прямой гардой круглого сечения с точёными балясинами; как крестовины, так и боковые кольца выполнены как одно целое; клинок обоюдоострый, с инкрустированным медью клеймом мастера; рикассо и боковые проушины украшены гравировкой и позолотой с фигурами Святой Варвары и Святого Петра с одной стороны, Святой Екатерины и Святого Павла (?) с другой, в лучших традициях эпохи Возрождения. Мастер неизвестен. Изготовлен в Милане, ок. 1500-1510 гг. Материал и технология: железо, сталь, кожа, дерево и медь; чернение, полировка, точение, травление и позолота. Длина: 112,8 см, клинок; длина: 37,6 см, рукоять; длина: 29,8 см, перекрестие; длина: 17 см, рикассо; ширина: 4,6 см; вес: 2,46 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Его рукоять. Крупный план. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Начнём с того, что «мастер мечей» – ставший уже легендарным Эварт Оукшотт, в своей типологии выделил мечи с длинными рукоятками в ХХ тип. Речь при этом у него шла о большом мече-бастарде («мече в полторы-руки»), так и о настоящих двуручных мечах. Длина их рукоятей составляет 20-25 см, длина клинка от 90 до 100 см, а сам клинок широкий, с двумя-тремя долами, причём средняя дола длиннее боковых. Происхождение таких мечей, по его мнению, таково. Кроме обычного рыцарского меча рыцари где-то в XIV веке, то есть в эпоху смешанной, кольчужно-пластинчатой брони обзавелись так называемыми «мечами войны» или же «длинными мечами», «боевыми мечами» – просто в разных странах их называли по-своему.

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Рукоять двуручного «немецкого меча» с навершием из блестящей стали в форме гриба, деревянная рукоятка овального сечения, обшитая бархатом, с двумя кольцами, обшитыми кожей; горизонтально изогнутая гарда круглого сечения, украшена головами монстров и оканчивается завитками; боковые кольца с обеих сторон украшены аналогичным образом; перекрестие и боковые кольца выполнены как одно целое; обоюдоострый клинок шестиугольного сечения в основании, с прочными рикассо и боковыми выступами; рикассо обшито деревом и кожей с резным узором. Возможно, ок. 1540 г. Германия, Мастер неизвестен. Материалы: железо или сталь, дерево, бархат и кожа. Длина: 127,2 см, клинок; длина: 60,2 см, рукоять; длина: 38 см, перекрестие; длина: 11,5 см, рикассо; ширина: 4,5 см; вес: 3,8 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Причём французы называли «боевой меч» «большим немецким мечом», что прямо указывает на его происхождение и распространение. В конце позднего Средневековья и на этапе перехода к Возрождению на мечах появляется всё больше мелких деталей. Прежде всего на крестовине, форма которой тоже меняется.

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Двуручный меч, ок. 1450 г. Неизвестный мастер. Возможно, Англия. Длина: 117 см, клинок; ширина: 6 см; ширина перекрестия 27,9 см; вес: 2,892 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Его рукоять крупным планом. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Носили их уже не у пояса, а слева у седла. И нужны такие мечи были прежде всего для боя с пехотой, чтобы иметь перед ней преимущество, а будучи в седле – иметь возможность достать таким мечом упавшего на землю пехотинца. Разницу между мечами – бастардом и двуручным мечом эпохи Средневековья, Томас Лайбле определяет длиной клинка. У первого около 90 см, у второго – около 100. Хотя и бастардом, и двуручным мечом бились двумя руками.

Однако, если бастард так и остался рыцарским оружием, то двуручник стал использоваться бюргерами в быту для самозащиты. Первым можно было фехтовать как одной, так и двумя руками, удерживая руку на длинном навершии, а вот у второго на рукояти помещались уже обе руки. Главной в данном случае для нас является хронология – XIV-XV века, эпоха, когда они появились. До того не было мечей, которыми можно было бы сражаться двумя руками. Вес такого меча мог достигать 2,2 кг при общей длине 126 см и длине клинка 98 см. Но… как всегда, но. Тот же Томас Лайбле приводит данные по мечу-бастарду, изготовленном в конце XIV века. Общая его длина 135 см, клинка 106 см, а вес около 2,2 кг. Так что разница тут зыбкая просто до невероятия.

Пожалуй, самым заметным отличием меча двуручного эпохи Возрождения от меча Средневековья будут защитные кольца на перекрестии. Есть кольца слева и справа от перекрестия – Ренессанс, нет… время более раннее, то есть до 1492 года, открытия Америки Колумбом. Это как раз и есть ХХ тип по Оукшотту. Реплика такого меча, о которой говорится у Лайбле, имеет ромбовидный клинок три долы, и по парирующему кольцу слева и справа на перекрестии. Длина 120 см, вес 1,6 кг. Понятно, что рыцари могли возить такие мечи только у седла, а пользовались ими как оружием для… «определённых» ситуаций.

Позднее появились более короткие мечи со сложной системой дуг возле перекрестия – это уже были мечи переходной формы от мечей к шпагам. Такие мечи появились уже около 1500 года. Но применялись они и позднее, вплоть до XVII века.

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Классический меч начала XVII века (эфес). Материал: железо, сталь и медный сплав. Длина: 104,3 см; ширина: 4,9 см; вес: 1,985 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

А теперь, выяснив предысторию двуручного меча, перенесёмся ровно на 100 лет вперёд и… окажемся в эпоху его расцвета и совершенно особого предназначения. Меч просто чудовищным образом увеличился в размерах и стал оружием пехоты. И не просто пехоты. А пехоты ландскнехтов. Пользовались им воины «двойного жалования», шедшие впереди отряда и отрубавшие ими концы пик у швейцарцев, а затем врубавшиеся с ними в их ряды.

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Двуручные мечи и воины, ими сражавшиеся: 1. Эспадон второй половины XVI в. Два крюка спереди рикассо предназначены для того, чтобы «укорачивать» рукоять в некоторые моменты боя, тормозить рубящие удары и увеличивать силу прямых ударов. Волнистое лезвие было призвано причинять более серьёзные ранения. 2. Эспадон, конец XVI в. 3. Вторая половина XV в. 4. Конец XV в. 5. 1500 г. 6. Середина XVI в. Это итальянский «spadone a due mani» (двуручный эспадон). 7. Середина XVI в. 8. 1520 г. Можно заметить гарду в виде буквы «S». 9. Солдат в доспехе «в три четверти», 1520 г. 10. Шотландец, XVI в., с клеймором (claymore или claid-heamtb-mor). Двуручный меч этого типа обычно носился за спиной. 11.Солдат «на двойном жаловании», 1580 г.: ветераны, сражавшиеся в первом ряду и более или менее закованные в кирасы, получали двойное жалование, откуда их название «double-soldes». Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота. Кавалерия. Артиллерия. М.: Астрель, 2002, С. 21

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Вот так этими мечами сражались в бою. Современники часто говорили о том, какую опасность представляли собой эти «мастера меча», которые одним взмахом оружия обращали врагов в бегство. Но они, очевидно, вмешивались только в особых случаях и составляли ничтожный процент среди других пехотинцев. На рисунке Ганса Гольбейна-младшего нам показан один «мастер меча» среди примерно тридцати пикинеров и солдат с алебардами. Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота. Кавалерия. Артиллерия. М.: Астрель, 2002, С. 121

А теперь посмотрим вот на этот классический двуручный меч с почерневшей рукоятью овальной формы, обтянутой кожей и усыпанной заклёпками с латунными головками. Перекрестия загнуты вперёд и заканчиваются завитками. Большие боковые кольца прикреплены к перекрестию с обеих сторон. Клинок обоюдоострый с волнистыми лезвиями, на каждой из сторон нанесено клеймо производителя; рикассо обшито деревом и переплетённой кожей с резным узором. Известно, что знаком, нанесённым на клинке, обозначал свои изделия Кристоф I Стантлер – мастер-оружейник из Пассау, который эмигрировал в Мюнхен примерно в 1555 году. Серия двуручных мечей с этим клеймом есть в Национальном музее в Мюнхене; в Историческом музее в Вене (один датирован 1575 годом); пять находятся в Музее Армии в Париже и многих других местах. То есть работал этот мастер весьма плодотворно!

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Вот этот меч из коллекции Собрания Уоллеса. Мастер Кристоф I Стентлер (работал между 1555-1600 гг.), Германия, ок. 1600 г. Материал: железо или сталь, кожа, медный сплав и дерево. Длина: 127,2 см, клинок; длина: 34,5 см, рукоять; ширина: 4,9 см, клинок; ширина: 43,5 см, перекрестия; вес: 3,3 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Рукоять этого меча крупным планом. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ну а подробнее о двуручных мечах именно эпохи Возрождения, особенно о мечах с «пламенеющими» клинками, мы расскажем в следующий раз.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх