Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли

развернуть

Необходимость дежурства В-52 в воздухе с атомным оружием была вызвана очередным обострением холодной войны на рубеже 50-60-х годов, а также слишком большим подлетным временем самолетов к объектам Союза.


Американцам приходилось держать в воздухе самолеты с атомным оружием на случай неожиданного удара русских. Первой такой программой стал Head Start («Рывок со старта»). Программу предложил генерал Томас Пауэрс; он разделил её на три фазы.

В соответствии с первой фазой пилоты проходили подготовку на аэродромах базирования. На 2-й фазе бомбардировщики перебрасывали на аэродром Бергстом в штате Техас в надежде, что он недосягаем для русского атомного оружия. В финальной фазе операции В-52, снаряженный термоядерным оружием, снова перелетал уже на аэродром Лоринг и с него уходил в 20-часовой облет Северной Канады и Гренландии.

Программа Head Start работала с октября по декабрь 1958 года, и все это время самолеты поднимались в небо с 6-часовым перерывом на отдых и техобслуживание. Все работало на износ: и техника, и персонал аэродромов, и бомбардировщики. После шести таких «экспедиций» В-52 приходилось ставить чуть ли не на капитальный ремонт — все это выливалось в серьезные расходы для бюджета.

Тем не менее, американцы возобновили опасные путешествия с термоядерным оружием на борту уже в 1960 году в рамках программы Chrome Dome («Хромированный купол»). Операцию значительно расширили — подкупом и откровенным шантажом удалось убедить руководство Исландии, Португалии, Испании и Дании (Гренландия) разрешить пролет самолетов с атомным оружием на борту над территориями своих стран. Мало того, на аэродромах этих европейских стран разместили летающие танкеры для дозаправок, а также подготовили инфраструктуру для аварийных посадок В-52.

«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли

Маршруты полетов B-52, задействованных в "Хромированном куполе"

В новом плане были изменены маршруты полетов бомбардировщиков – один из них начинался с авиабаз в штатах Орегон и Вашингтон и проходил по тихоокеанскому побережью Канады к Аляске. В этом квадрате машины дозаправлялись в воздухе с помощью КС-135А и уходили в направлении Северного Ледовитого океана, поближе в России. Далее самолеты маневрировали, разворачивались, снова над Аляской дозаправлялись и отправлялись обратно на аэродромы. ВВС США делали по два таких полета каждый день! Был и второй маршрут, который начинался из штатов Мэн или Нью-Йорк, пролегал в районе Баффиновой земли (Канада), после чего B-52 разворачивались, заливали в полете топливо южнее Великих озер и направлялись к восточному побережью Гренландии. Ежедневно на такое дежурство отправляли уже четыре подряд самолета!

Ближе всех к СССР подходили бомбардировщики по самому южному маршруту, который был самым опасным. Каждый день шесть В-52 поднимались с Атлантического побережья США, входили в акваторию Средиземного моря через Гибралтар над Португалией или со стороны Бискайского залива над Испанией. Далее их работа заключалась в дежурстве над Адриатикой в ожидании сигнала атаки. В конце 1964 года американцам этого показалось мало и они проложили еще один маршрут, пролегающий вокруг Ньюфаундленда, над аэродромами Сандерсторм и Туле (Гренландия), далее поворот на запад, вокруг остова Королевы Елизаветы, еще один маневр на юг над Аляской с последующим возвращением на аэродром Шеппард.

Игры американцев с атомным оружием на борту бомбардировщиков в конце концов привели к инциденту, датированному 23 января 1961 года. Тогда на очередное дежурство отправился борт B-52G №58-187.

Первые часы все шло нормально, пока бомбардировщик не сблизился с танкером KC-135 для дозаправки над Канадой. Оператор заправочной системы оповестил экипаж бомбардировщика, что из правой консоли крыла хлещет топливо. Заправщик экстренно отстыковался, а командир В-52 майор Таллоч, оценив масштаб потери топлива, принял решение о возвращении на аэродром базирования. Но по причине потери 17 тонн керосина из правой консоли самолет начал ощутимо крениться на левый борт, и на высоте 2700 метров командир отдал приказ экипажу о покидании падающей машины. Сменный пилот Адам Маттокс умудрился через верхний люк вылезти наружу и благополучно спустился на парашюте. А вот штурману майору Шелтону, оператору РЭБ майору Ричардсу и стрелку сержанту Барнишу не повезло, и они погибли вместе с бомбардировщиком, который нес две термоядерные бомбы Mk.39 по 2,5 мегатонны каждая.

Капитан Таллоч, очевидно, в панике не сбросил бомбы в режиме «не взрыв», как того требовала инструкция, и два атомных малыша упали у городка Голдсборо, едва не повторив трагедии Хиросимы и Нагасаки в кратном масштабе. У одной раскрылся в полете парашют и сработали три ступени взведения из четырех. Чистое везение не дало Mk.39 сдетонировать над Северной Каролиной. Вторая бомба падала на землю без парашюта (он не сработал) и на скорости более 1000 км/ч вошла в глубокое болото, в котором разрушилась на отдельные фрагменты. Полностью её доставать не стали и на глубине 6 метров оставили небольшое количество радиоактивных материалов. Самое курьезное: по одной из версий, взрывы не произошли из-за выключенного автомата защиты высоковольтных цепей боеприпасов. То есть даже в случае боевого применения Mk. 39 так бы и упали на землю стальными болванками.

Разбор обломков со специалистами Boeing выявил серьезные усталостные разрушения крыла при достаточно скромном налете бомбардировщика. И в других B-52G специалисты нашли аналогичные трещины, что заставило производителя проводить экстренную «отзывную кампанию». Консоли крыла заменили усиленными версиями, уменьшили дальность полета машины и запас топлива.

Но такая катастрофа не остановила американцев в их стремлении держать палец на ядерной кнопке – полеты с опасным грузом продолжились. Уже 14 марта 1961 года второй B-52F погиб при попытке дозаправки, «уронив» в Калифорнии две термоядерные бомбы в 24 километрах от города Юба-Сити. Весь экипаж в данном инциденте спасся, но на месте падения в огне погиб пожарный. Бомбы упали на предохранителе, что и спасло Калифорнию.

«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли

В-52 — главная героиня истории

После двухлетнего затишья, 13 января 1964 года B-52D №55-060, шедший по южному маршруту «Хромированного купола», попал в зону бешеной турбулентности. В результате киль самолета разрушился, и машина упала в сугробы на лугу фермы Стоунвелл Грин (город Майерсдейл, штат Пенсильвания) с двумя Mk.53 на борту. Трое членов экипажа погибли на месте, а Соединенные Штаты в очередной раз оказались на краю новой, уже более масштабной ядерной катастрофы. Примечательно, что за три дня до этого выполнялся испытательный полет для оценки прочности конструкции B-52 в условиях турбулентности. И в этом случае киль у бомбардировщика также отвалился, но летчик-испытатель сумел посадить самолет, в отличие от строевого коллеги.

Анализируя разрозненную информацию, можно сказать, что в конце 1964 года на авиабазе Банкер-Хилл в штате Индиана разбился еще один В-52 с термоядерными бомбами, но военное ведомство США эту информацию не подтверждает.

«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли

Летающий танкер KC-135

А вот катастрофу над побережьем Испании 18 июня 1966 года, когда бомбовоз столкнулся с танкером, знают многие. Самолет B-52G под командованием капитана Чарльза Вендорфа поднялся в небо ночью 17 июня, скрывая в недрах фюзеляжа сразу четыре термоядерные Mk. 28RI. Это был обычный, ставший уже рутинным южный маршрут «Хромированного купола» над Гибралтаром и барражированием у восточного побережья Италии. В случае войны командир самолета получает кодированный сигнал, и самолет в течение короткого времени прорывает ПВО Советского Союза, сбрасывая свой груз.

Как и во всех предыдущих миссиях, сигнал не поступил, и B-52G утром 18 июня лег на обратный курс. В 10:30 к нему с испанской авиабазы Морон на высоте 9450 м подошел танкер KC-135A. Бомбардировщик, как обычно, пристроился в хвосте заправщика и пассивно ждал, когда горловина заправочной штанги состыкуется с приёмником позади кабины экипажа. Однако скорости не были синхронизированы, а оператор заправки в KC-135A вовремя не отследил траекторию движения штанги, и она разрезала обшивку фюзеляжа вместе с лонжероном консоли крыла. Вследствие этого топливо в баках KC-135A тут же вспыхнуло, и танкер превратился в огненный шар, погубив всех четырех членов экипажа. Бомбардировщику также фатально досталось, но трое членов экипажа успели катапультироваться (у одного парашют не раскрылся), а двое погибли вместе с самолетом.

«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли


Одна из потерянных "испанских" атомных бомб, которую впоследствии нашли на глубине 880 метров.

Остатки военной техники упали в море и на побережье городка Паломарес в Андалусии. Все окрестности были оцеплены, прозвучал кодовый сигнал Broken Arrow («Сломанная стрела»), и американские спецы принялись искать обломки бомб. Первую в целости нашел местный житель (!), а у двух сдетонировали плутониевые линзы, заразив местность площадью 2 кв. км. Американцы сняли грунт с этого участка и увезли к себе в бочках. Четвертую бомбу нашли гораздо позже на глубине 880 метров.

«Хромированный купол» ликвидировали спустя несколько месяцев, но совсем не из-за страха новых потерь. У США появилась глобальная система радиолокационного предупреждения о ракетном нападении. Она засекала пуск любой ракеты на планете и давала военному руководству почти сорокаминутный запас времени для ответного удара.

По материала издания "Наука и техника"
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
russian.rt.com, wikipedia.ru, atomic-energy.ru

Источник →

Ключевые слова: ввс
Опубликовал Игорь Сипкин , 23.11.2018 в 11:59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70807 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Андрей Борунов
Михаил Анохин
Владимр Карпов
Владимр Карпов
Boleslav Buljanowskij
Александр Мерейник
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Доннерджек
Владимир Биче-оол
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Татьяна Бушмелева
Александр Молчанов
Дмитрий Сударушкин
Дмитрий Сударушкин